ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3021
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У р о к 9. Франция при Старом порядке
Целиизадачи:сформировать представление о социально-эко- номическом и политическом развитии Франции с начала XVIII в. до событий накануне Великой французской революции; показать нарастание кризисных явлений в общественно-экономической
жизни Франции и их причины; представить причины неудачных попыток реформ при Людовике XVI; познакомить с основными событиями, предшествующими Великой французской революции.
Планируемые результаты: оценивать деятельность историче- ских личностей изучаемой эпохи; обосновывать свои суждения; анализировать исторические документы; давать определения по- нятий; объяснять изученные положения на конкретных примерах; проводить сравнения различных исторических событий, анализи- ровать их и делать выводы; использовать дополнительный матери- ал при подготовке ответов на вопросы; строить позитивные отно- шения в процессе учебной и познавательной деятельности; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; таблицы, иллюстрации и дополни- тельный материал к уроку.
Типурока:урок открытия нового знания.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
В XVIII в. Франция вступила будучи одной из самых могуще- ственных и влиятельных стран Европы и, несмотря на серьезные внешнеполитические поражения, продолжала оставаться таковой
на протяжении всего столетия. По уровню развития промышлен- ности и спросу на изделия на мировом рынке эта страна уступала только Великобритании.
Франция была центром культурной жизни Европы. Так, она дала миру больше знаменитых философов-просветителей, чем любая другая страна, оставалась законодательницей вкусов в литературе и искусстве, а французской моде следовали велико- светские круги всех европейских государств. Однако, при всем внешнем благополучии, в стране постепенно нарастал тяжелый социально-экономический и политический кризис, вылившийся в итоге в Великую французскую революцию.
В чем выражался этот кризис и каковы были его причины, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
Планурока
-
Франция при Людовике XV. -
Попытки реформ Людовика XVI. -
Накануне Великой французской революции.
-
Работа по теме урока
-
Франция при Людовике XV
-
Как вы помните, незадолго до смерти Людовика XIV заверши- лась Война за испанское наследство. Ее последствия были крайне
тяжелы для Франции – была потеряна часть колоний, полностью разорена государственная казна и серьезно ослаблены позиции Франции в Европе. В такой непростой ситуации королем стал пятилетний правнук Людовика XIV Людовик XV.
Герцог Филипп Орлеанский (регент при малолетнем короле), следуя рекомендации своего советника – шотландского финан- систа Джона Ло, попытался разрешить финансовые проблемы следующим образом. Вместо звонкой монеты в обращение вво- дились
бумажные деньги, начался массовый выпуск банкнот и ак- ций, которые стали главным платежным средством, а обращение золотых и серебряных монет было ограничено.
Вопроскклассу
– Как вы полагаете, каков оказался итог этой финансовой реформы?
(Версии учеников.)
В 1720 г. массовый выпуск ничем не обеспеченных бумаж- ных денег, чья номинальная стоимость во много раз превысила золотой запас королевства, привел к государственному банк- ротству и разорению тысяч людей. Ло был отправлен в отстав- ку и бежал за границу, опасаясь судебного преследования. Тем не менее регент извлек выгоду из его реформы, успев распла- титься по многим государственным долгам, а рост цен на товары в результате инфляции способствовал оживлению производства и торговли.
К тому времени, когда Людовик XV начал править самостоя- тельно, Франция вступила в период экономического роста, что долгое время позволяло королевскому двору закрывать глаза на многие назревавшие кризисные явления в социально-эконо- мической жизни Франции.
Дополнительный материал
Людовик XV
Во время правления Филиппа Орлеанского жизнь королевского двора, уставшего от строгой набожности и постоянных торжественных парадных ритуалов времен Людовика XIV, проходила в постоянных ба- лах, карнавалах и прочих развлечениях. В такой атмосфере вырос юный король Людовик XV, такие же нравы продолжали господствовать при дворе во время его самостоятельного царствования. В отличие от своего прадеда, лично вникавшего во все детали государственного управления, Людовик XV мало занимался государственными делами, предпочитая проводить время на охоте и за другими развлечениями.
В 1745 г. король увлекся светской красавицей мадам де Этиоль, кото- рой он вскоре пожаловал титул маркизы де Помпадур. Она имела огром- ное влияние на короля и фактически была некоронованной королевой
Франции.
Влияние маркизы на политическую и культурную жизнь Франции было неоднозначным. Помпадур покровительствовала наукам и искус- ствам, оказывала поддержку многим просветителям. Именно по ее ини- циативе цензура, несмотря на давление духовенства, разрешила довести до конца издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Однако благодаря ей возросли расходы на роскошь и развлечения королевского двора, что ухудшило финансовое положение страны. Во внешней поли- тике Помпадур и ее ставленники-министры способствовали преодоле- нию вековой вражды между Францией и империей Габсбургов, вступле- нию страны в Семилетнюю войну, которая, как известно, закончилась сокрушительным поражением Франции.
После смерти маркизы де Помпадур в 1756 г. ее сменила новая ко- ролевская фаворитка мадам Дюбарри, отличавшаяся еще большим рас- точительством. По ее совету Людовик XV издал непопулярный закон, ограничивающий полномочия парламентов – высших судов, лишив их права отклонять королевские указы о введении новых налогов.
Последние годы жизни Людовик XV по-прежнему проводил время в беззаботных развлечениях. По слухам, когда королю сообщали о тяже- лом экономическом положении страны, о росте общественного недо- вольства, падении престижа королевского двора и о проблемах, с кото- рыми неизбежно предстояло столкнуться его наследнику, Людовик XV отвечал: «После нас хоть потоп».
Заданиедляработывгруппах.Разделившись на две группы, изучите соответствующий материал учебника и заполните про- пуски в таблицах.
Первая группа – положение различных сословий при Людо- вике XV (с. 98–100 учебника).
Вторая группа – политика Людовика XV (с. 100–102 учеб-
ника).
Положение сословий
Сословие | Причины недовольства существующим положением | Последствия |
Духовен- ство | Разрывмеждувысшимикли- риками и приходскими свя- щенниками | Высшее духовенство имело общие настроения и интере- сы с высшим дворянством, а низшее духовенство сбли- жалось с третьим сословием |
Дворяне | Обеднение провинциаль- ного дворянства в условиях роста цен | Попытки увеличить доходы от своих владений, восста- навливаястарыеповинности крестьян |
Стремление сохранить монополию на доступ к высшим государственным и придворным должностям | Сокращениедоступанезнат- ных людей к офицерским чи- нам и высшим государствен- нымдолжностям |
Сословие | Причины недовольства существующим положением | Последствия |
| Противостояние попыткам королевской власти ввести всеобщее налогообложение | Парламентыотказывались регистрироватькоролевские указы о вводе новых налогов |
Буржуа- зия | Стремление к равноправно- му с потомственными дво- рянами доступу к государ- ственным должностям | Распространение идей Про- свещение о необходимости всеобщего гражданского равенства |
Кресть- яне | Недовольствосохранением сеньоральногопорядкаипо- пытками сеньоров вводить новыеповинности | Судебные тяжбы между крестьянами и землевла- дельцами и крестьянские восстания, в ходе которых уничтожались письменные подтверждения повинностей |