Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3021

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У р о к 9. Франция при Старом порядке


Целиизадачи:сформировать представление о социально-эко- номическом и политическом развитии Франции с начала XVIII в. до событий накануне Великой французской революции; показать нарастание кризисных явлений в общественно-экономической

жизни Франции и их причины; представить причины неудачных попыток реформ при Людовике XVI; познакомить с основными событиями, предшествующими Великой французской революции.

Планируемые результаты: оценивать деятельность историче- ских личностей изучаемой эпохи; обосновывать свои суждения; анализировать исторические документы; давать определения по- нятий; объяснять изученные положения на конкретных примерах; проводить сравнения различных исторических событий, анализи- ровать их и делать выводы; использовать дополнительный матери- ал при подготовке ответов на вопросы; строить позитивные отно- шения в процессе учебной и познавательной деятельности; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.

Оборудование: учебник; таблицы, иллюстрации и дополни- тельный материал к уроку.

Типурока:урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

В XVIII в. Франция вступила будучи одной из самых могуще- ственных и влиятельных стран Европы и, несмотря на серьезные внешнеполитические поражения, продолжала оставаться таковой
на протяжении всего столетия. По уровню развития промышлен- ности и спросу на изделия на мировом рынке эта страна уступала только Великобритании.

Франция была центром культурной жизни Европы. Так, она дала миру больше знаменитых философов-просветителей, чем любая другая страна, оставалась законодательницей вкусов в литературе и искусстве, а французской моде следовали велико- светские круги всех европейских государств. Однако, при всем внешнем благополучии, в стране постепенно нарастал тяжелый социально-экономический и политический кризис, вылившийся в итоге в Великую французскую революцию.

В чем выражался этот кризис и каковы были его причины, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
Планурока

    1. Франция при Людовике XV.

    2. Попытки реформ Людовика XVI.

    3. Накануне Великой французской революции.
  1. Работа по теме урока

    1. Франция при Людовике XV

Как вы помните, незадолго до смерти Людовика XIV заверши- лась Война за испанское наследство. Ее последствия были крайне

тяжелы для Франции была потеряна часть колоний, полностью разорена государственная казна и серьезно ослаблены позиции Франции в Европе. В такой непростой ситуации королем стал пятилетний правнук Людовика XIV Людовик XV.

Герцог Филипп Орлеанский (регент при малолетнем короле), следуя рекомендации своего советника шотландского финан- систа Джона Ло, попытался разрешить финансовые проблемы следующим образом. Вместо звонкой монеты в обращение вво- дились

бумажные деньги, начался массовый выпуск банкнот и ак- ций, которые стали главным платежным средством, а обращение золотых и серебряных монет было ограничено.

Вопроскклассу

– Как вы полагаете, каков оказался итог этой финансовой реформы?

(Версии учеников.)

В 1720 г. массовый выпуск ничем не обеспеченных бумаж- ных денег, чья номинальная стоимость во много раз превысила золотой запас королевства, привел к государственному банк- ротству и разорению тысяч людей. Ло был отправлен в отстав- ку и бежал за границу, опасаясь судебного преследования. Тем не менее регент извлек выгоду из его реформы, успев распла- титься по многим государственным долгам, а рост цен на товары в результате инфляции способствовал оживлению производства и торговли.

К тому времени, когда Людовик XV начал править самостоя- тельно, Франция вступила в период экономического роста, что долгое время позволяло королевскому двору закрывать глаза на многие назревавшие кризисные явления в социально-эконо- мической жизни Франции.

Дополнительный материал

Людовик XV

Во время правления Филиппа Орлеанского жизнь королевского двора, уставшего от строгой набожности и постоянных торжественных парадных ритуалов времен Людовика XIV, проходила в постоянных ба- лах, карнавалах и прочих развлечениях. В такой атмосфере вырос юный король Людовик XV, такие же нравы продолжали господствовать при дворе во время его самостоятельного царствования. В отличие от своего прадеда, лично вникавшего во все детали государственного управления, Людовик XV мало занимался государственными делами, предпочитая проводить время на охоте и за другими развлечениями.

В 1745 г. король увлекся светской красавицей мадам де Этиоль, кото- рой он вскоре пожаловал титул маркизы де Помпадур. Она имела огром- ное влияние на короля и фактически была некоронованной королевой
Франции.

Влияние маркизы на политическую и культурную жизнь Франции было неоднозначным. Помпадур покровительствовала наукам и искус- ствам, оказывала поддержку многим просветителям. Именно по ее ини- циативе цензура, несмотря на давление духовенства, разрешила довести до конца издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Однако благодаря ей возросли расходы на роскошь и развлечения королевского двора, что ухудшило финансовое положение страны. Во внешней поли- тике Помпадур и ее ставленники-министры способствовали преодоле- нию вековой вражды между Францией и империей Габсбургов, вступле- нию страны в Семилетнюю войну, которая, как известно, закончилась сокрушительным поражением Франции.

После смерти маркизы де Помпадур в 1756 г. ее сменила новая ко- ролевская фаворитка мадам Дюбарри, отличавшаяся еще большим рас- точительством. По ее совету Людовик XV издал непопулярный закон, ограничивающий полномочия парламентов – высших судов, лишив их права отклонять королевские указы о введении новых налогов.

Последние годы жизни Людовик XV по-прежнему проводил время в беззаботных развлечениях. По слухам, когда королю сообщали о тяже- лом экономическом положении страны, о росте общественного недо- вольства, падении престижа королевского двора и о проблемах, с кото- рыми неизбежно предстояло столкнуться его наследнику, Людовик XV отвечал: «После нас хоть потоп».

Заданиедляработывгруппах.Разделившись на две группы, изучите соответствующий материал учебника и заполните про- пуски в таблицах.

Первая группа – положение различных сословий при Людо- вике XV (с. 98–100 учебника).

Вторая группа политика Людовика XV (с. 100–102 учеб-
ника).

Положение сословий

Сословие

Причины недовольства существующим положением

Последствия

Духовен- ство

Разрывмеждувысшимикли- риками и приходскими свя- щенниками

Высшее духовенство имело общие настроения и интере- сы с высшим дворянством,

а низшее духовенство сбли-

жалось с третьим сословием

Дворяне

Обеднение провинциаль- ного дворянства в условиях роста цен

Попытки увеличить доходы от своих владений, восста- навливаястарыеповинности крестьян

Стремление сохранить монополию на доступ

к высшим государственным

и придворным должностям

Сокращениедоступанезнат- ных людей к офицерским чи- нам и высшим государствен- нымдолжностям




Сословие

Причины недовольства существующим положением

Последствия




Противостояние попыткам королевской власти ввести

всеобщее налогообложение

Парламентыотказывались регистрироватькоролевские указы о вводе новых налогов

Буржуа- зия

Стремление к равноправно- му с потомственными дво- рянами доступу к государ-

ственным должностям

Распространение идей Про- свещение о необходимости всеобщего гражданского

равенства

Кресть- яне

Недовольствосохранением сеньоральногопорядкаипо- пытками сеньоров вводить новыеповинности

Судебные тяжбы между крестьянами и землевла- дельцами и крестьянские восстания, в ходе которых уничтожались письменные

подтверждения повинностей