Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2991

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношений в раннее Новое время сопрово-

6 Глава I. Рождение нового мира

ждалось тяжелыми общественными потрясениями долгими и разорительными войнами и революциями. Рушился устояв- шийся веками традиционный образ жизни, а множество людей, как из низших, так и из высших сословий были разорены и обни- щали. Однако тяжелые потрясения – это та цена, которой было оплачено превращение Европы в самый экономически развитый регион мира.

Сегодня на уроке мы вспомним, что представляли собой пере- мены в социально-экономической жизни европейского общества в раннее Новое время и узнаем, каковы оказались их последствия в XVIII в.
Планурока

  1. Причины модернизации европейского общества.

  2. Развитие капиталистических отношений в XVIII в.

  3. Развитие мировой торговли.

Задание для работы в группах. Разделитесь на три группы. Ра- ботая с § 1 учебника и используя знания по истории, полученные в прошлом учебном году, каждая группа подготовит и представит сообщение.

Перваягруппа причины начавшейся в XVI в. модернизации европейского общества (с. 9–11).

Втораягруппа социально-экономическое развитие Европы в XVIII в. (с. 11–17).

Третьягруппа развитие международной торговли в раннее Новое время и его последствия (с. 17–20).

(Работая над подготовкой сообщения, ученики должны вы-
полнить предложенные учителем задания и ответить на вопросы.)
  1. Работа по теме урока

    1. Причины модернизации европейского общества (Представление сообщения первой группы.) Вопросыизаданиядляпервойгруппы

  1. Какие страны Европы в раннее Новое время достигли наи- больших успехов в социально-экономической модерни- зации и развитии капиталистических отношений? Какую роль в этом сыграл географический фактор?

  2. Вспомните, какой европейский монарх в начале раннего Нового времени пытался претендовать на господство над всей Европой. Приведите доводы, свидетельствующие о том, что невозможность достижения этой цели благопри- ятствовала экономическому развитию европейских стран. (Карл V, который был первым правителем единой Испаниииформальновладелболее10коронами,втомчислебылкоро- лем Германии, Бургундии и Италии.)

Урок 1. «Европейское чудо» 7

  1. Сравните общественно-политический строй стран поздне- средневековой Европы и Китая в раннее Новое время. Объ- ясните, почему, несмотря на то что Китай в начале XVI в. по многим параметрам экономического развития превосхо- дил Европу, активное развитие капиталистических отноше- ний началось в Европе.

  2. Какую роль сыграла Реформация в социально-экономиче- ском и политическом развитии стран Европы в раннее Но- вое время? Почему ожесточенное религиозное противостоя- ние в первое столетие после начала Реформации к середине XVII в. сменилось снижением значения религиозного фак- тора в общественно-политической жизни стран Европы?

  3. Что такое научная революция? Каковы были причины утверждения новых методов научного познания, основан- ных на наблюдении и эксперименте? Вспомните, какие наиболее выдающиеся научные открытия и изобретения были сделаны в раннее Новое время.


    1. Развитие капиталистических отношений в XVIII в. (Представление сообщения второй группы.) Вопросыизаданиядлявторойгруппы

  1. Приведите факты, свидетельствующие о том, что в XVIII в. вырос уровень жизни представителей не только высших, но и низших классов большинства стран Европы.

  2. Ознакомьтесь с отрывком из «Опыта закона о народонасе- лении» Т. Мальтуса на с. 21 учебника. Каковы были осно- вания для демографической теории Мальтуса? Почему она оказалась несостоятельной?

  3. Почему Англия в XVIII в. была самой экономически разви- той страной Европы и первой стала на путь промышленной революции? Какие события ее истории в раннее Новое вре- мя способствовали этому?

  4. Назовите основные достижения первого этапа транспорт- ной революции до появления железнодорожного транспор- та. Приведите доводы, подтверждающие, что рост скорости транспортных перевозок был следствием развития капита- листических отношений в европейских странах.

  5. Объясните, почему аграрная революция не могла произой- ти при сохранении феодального землевладения (когда зе- мельные владения феодала не являются его частной соб- ственностью, а пожалованы ему королем), а промышленная революция – при сохранении господства цехов и гильдий.
    1. Развитие мировой торговли

(Представление сообщения третьей группы.)


Великие географи- ческие открытия

8

Глава I. Рождение нового мира










снижение смертности

Быстрый рост населения содействовал интенсивному развитию капиталистических отношений











Избыток рабочей силы способствовал дальнейшему развитию промышленной революции



Вопросыизаданиядлятретьейгруппы

  1. Каковы были основные товары, импортируемые в Европу из колоний в Америке и из стран Юго-Восточной Азии?

  2. Объясните, почему с развитием международной торговли прекратили существование ярмарки и получили широкое распространение биржи.

  3. Ознакомьтесь с «Отчетом о работорговле на побережье Африки» А. Фальконбриджа на с. 21–22 учебника. Какие факты указывают на то, что европейцы приобретали рабов у африканских племенных вождей по низкой цене и их про- дажа в колониях приносила огромную прибыль?

  4. Приведите факты, свидетельствующие о том, что колони- альная торговля приносила больше прибыли, чем торговля между европейскими странами.

  5. Каким образом рост международной торговли в сочетании с политикой меркантилизма способствовал развитию на- ционального промышленного производства?

  1. Подведение итогов урока

– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, да- вайте построим схему (см. с. 8), иллюстрирующую эконо- мическое развитие Европы в раннее Новое время.
Домашнее задание

    1. Прочитать § 1.

    2. Выполнить задания 2–4 рубрики «Проверьте себя».