Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2994

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Глава I. Рождение нового мира


ЗАДАНИЯ К § 1 «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЧУДО»
Выберитеправильный(е)ответ(ы)кзаданиям1–3.

    1. Укажите, каково было состояние земельной собственности и общественных отношений в сельском хозяйстве Англии в конце XVII – начале XVIII в., накануне аграрной революции.

      1. крупное землевладение почти исчезло, большая часть земли находилась в собственности мелких фермеров

      2. господствовало крупное частное землевладение, ленд- лорды сдавали землю в аренду фермерам, ведущим хо- зяйство с помощью наемных работников-батраков

      3. господствовало крупное частное землевладение, боль- шинство лендлордов продолжали вести хозяйство ста- рыми методами, на основе барщины и оброка

      4. крупное землевладение почти исчезло, большая часть земли находилась в собственности свободных крестьян- общинников

    2. Укажите, какие изменения в положении наемных рабочих произошли в результате появления фабрик по сравнению с ману- фактурами, распространенными в XVI–XVII вв.

      1. между рабочими установилось разделение труда, они те- перь должны были непрерывно выполнять одну и ту же операцию

      2. впервые появилось четкое расписание рабочего времени, не зависящее от напряженности работы и количества из- готовленной продукции

      3. широко распространился женский и детский труд

      4. значительно увеличилась заработная плата

    3. В Англии XVIII в. впервые:

      1. стало широко распространенным огораживание и лише- ние крестьян земли

      2. началось использование в промышленном производстве паровой машины

      3. появились мануфактуры

      4. была построена железная дорога

      5. появились акционерные общества

    4. Соотнесите важнейшее технические изобретения и их со- здателей.




1

Джон Кей




2

Джеймс Харгривс




3

Эдмунд Картрайт




4

Джеймс Уатт




5

Ричард Аркрайт




А) универсальная паровая машина Б) механическая прялка

В) прядильная машина с водяным двигателем Г) «летучий челнок» на ручном ткацком станке

Д) механический ткацкий станок с паровым двигателем

ЗАДАНИЯ К § 2 «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ»

  1. Укажите общие черты всех просветительских теорий о ра- зумном устройстве государства.

    1. равенство всех граждан перед законом

    2. невмешательство церкви в светскую жизнь

    3. установление республиканского строя

    4. свобода слова и печати

    5. всеобщее избирательное право

    6. сохранение монархического строя

  2. Прочитайте отрывок из статьи французского ученого Жана Лерона Д’Аламбера и укажите, к какому знаменитому коллек- тивному научно-просветительскому труду написана эта статья- предисловие.

Труд, первый том которого мы издаем сегодня, ставит перед собой две задачи: <…> он должен показать, насколько это возможно, порядок и взаимосвязь человеческих знаний, <…> он должен содержать в от- ношении каждой науки и каждого искусства – является ли оно сво- бодным или механическим главные принципы, являющиеся его ос- новой, и наиболее существенные детали, образующие его содержание и сущность.

Кто хотя бы немного размышлял о связи, существующей между от- крытиями, тому легко заметить, что науки и искусства оказывают друг другу взаимную помощь и что они, следовательно, являются звеньями одной цепи. Но часто бывает трудно представить каждую науку и каж- дое искусство в отдельности небольшим количеством правил и общих понятий;

не менее затруднительно заключить в систему, которая отлича- лась бы единством, все бесконечно разнообразные отрасли человеческих знаний.

  1. Соотнесите философов эпохи Просвещения и их выска- зывания.




1

Джон Локк




2

Шарль-Луи де Монтескье




3

Франсуа-Мари Вольтер




4

Жан-Жак Руссо




А) «Ни одно правление не нуждается в такой степени в помо- щи воспитания, как республиканское правление. Страх в деспо- тических государствах зарождается сам собою под влиянием угроз и наказаний; честь в монархиях находит себе опору в страстях че- ловека и сама служит им опорой; но политическая добродетель есть самоотверженность – вещь всегда очень трудная».

Б) «Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать:

«“Эта земля принадлежит мне”, и нашел людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от челове- ческого рода тот, кто, вырвав столбы или засыпав рвы, служив- шие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: “Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля никому!”
С самого своего возник- новения собственность стала орудием и средством угнетения под- павших под власть собственников масс».

В) «Может ли существовать атеистический народ? Мне ка- жется, что нужно проводить различие между собственно наро- дом и обществом философов, стоящих над народом. Совершен- но очевидно, что во всех странах для черни необходима крепкая узда и что, если бы под управлением Бейля находилось всего пять или шесть сотен крестьян, он не преминул бы возвестить им вознаграждающего и карающего Бога. Но Бейль говорил только об эпикурейцах, которые были людьми богатыми, любя- щими покой, культивирующими все общественные добродете- ли, в особенности дружбу, избегающими затруднений и опасно- стей общественных дел, ведущими, наконец, комфортабельную и невинную жизнь. Мне думается, что, когда таким образом во- прос рассмотрен в его отношении к обществу и политике, спор окончен».

Г) «Хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки обще- ства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодатель- ная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо обще- ства, все же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность (ведь нельзя предполагать, чтобы какое-либо разумное существо сознательно изменило свое состояние на худшее). <…> И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем им- провизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посред- ством этих законов».

  1. Почти все известные философы эпохи Просвещения вы- ступали за строительство правового государства и просвещенного общества посредством постепенных ненасильственных реформ


«сверху». Почему, несмотря на это, распространение их идей ста- ло одной из главных причин Французской революции и вызван- ных ею потрясений?

ЗАДАНИЯ К § 5–6 «МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Выберитеправильный(е)ответ(ы)кзаданиям1–2.

  1. Основные отличительные черты литературных произведе- ний, созданных представителями классицизма:

    1. борьба долга со страстью и личного с общественным как основные темы

    2. четкое разделение литературных героев на положитель- ных и отрицательных

    3. воспевание простых естественных чувств, их торжества над холодным разумом

    4. непременное торжество добродетели и наказание порока в финале

    5. яркая индивидуальность образов и характеров литера- турных персонажей

    6. идеализированное изображение людей, их чувств, жиз- ненной обстановки и природы

  2. Представителями классицизма в драматургии являлись:

    1. Уильям Шекспир

    2. Пьер Корнель

    3. Жан Расин

    4. Жан-Батист Мольер

    5. Пьер-Огюстен Бомарше

    6. Фридрих Шиллер

  3. Разгадайте кроссворд.





По горизонтали: 2) Архитектурный и художественный стиль, возникший во Франции в начале XVIII в., отличающийся под- черкнутой изысканностью, утонченностью, затейливым де- коративным орнаментом. 3) Построенная при Людовике XIV резиденция французских королей, ставшая архитектурно-ху- дожественным воплощением идей абсолютизма и «галантного века». 4) Французский художник, прозванный «певцом третьего сословия».

По вертикали: 1) Французский драматург и публицист, ав- тор комедий «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».

3) Французский живописец, автор картин «Праздник любви»,

«Затруднительное предложение» и других работ, воплощавших дух