ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2990
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У р о к 2. Эпоха Просвещения
Цели и задачи: сформировать представление об идеях Про- свещения, показать их влияние на духовную и общественно-по- литическую жизнь Европы в XVIII в.; познакомить со взглядами на человека и общество наиболее выдающихся философов эпохи Просвещения.
Планируемые результаты: сравнивать различные методы познания мира; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи, описывать нравственные ценности, которы- ми они руководствовались; работать с дополнительными источ- никами информации; давать определения понятий; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; корректно и ар- гументированно отстаивать свою точку зрения; анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятель- ность других обучающихся в процессе взаимопроверки выполне- ния заданий; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов.
Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Типурока:урок общеметодологической направленности.
Ход урока
-
Мотивационно-целевой этап
Эпоха, события которой нам предстоит изучать в этом году, вошла в историю как век Просвещения. Один из выдающих- ся мыслителей этого времени – немецкий философ Иммануил Кант – на вопрос «Что такое просвещение?» отвечал, что «это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в ко- тором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руковод- ства со стороны кого-то другого». Девиз Просвещения по Канту:
«Имей мужество пользоваться собственным
умом!»
Общей чертой мировоззрения абсолютного большинства об- разованных людей этой эпохи была уверенность в безграничных возможностях разума, способности человека понять все законы природы и правильно организовать общество. Для философов Просвещения понятия «разум» и «добродетель» являлись сино- нимами.
Что представляли собой взгляды приверженцев идей Про- свещения на природу человека и устройство общества? Чем они принципиально отличались от общепринятых ранее взглядов? Как идеи Просвещения повлияли на общество? Ответы на эти вопросы мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Планурока
-
Теория общественного договора. -
Критика философами-просветителями современного им общества. -
Распространение идей Просвещения.
-
Работа по теме урока
-
Теория общественного договора
-
Родиной идей Просвещения стала Англия. В этой стране во второй половине XVII в. появились философы, пытавшиеся рационально осмыслить законы, на которых основано человече- ское общество. Позади были Английская революция, граждан- ские войны, перевороты и смена государственного строя. Эти события заставили задуматься о природе государственной власти и ее обязанностях перед обществом, исполнение которых обеспе- чивает признание ее законности.
(Актуализация знаний.)
Вопросыкклассу
-
Вспомните основные события Английской революции, Ре- ставрации Стюартов и «Славной революции». -
Какой государственный строй установился в Англии в итоге всех этих событий?
(Ответы учеников.)
Спустя два года после казни короля и провозглашения рес- публики, т. е. в 1651 г., был опубликован труд Томаса Гоббса «Ле- виафан». В этой книге Гоббс изложил свою теорию происхожде- ния
государства в результате общественного договора.
На представления Гоббса о природе государства сильно по- влияли настроения высших классов английского общества, устав- ших от непрерывных гражданских войн и восстаний и желавших стабильности и сильной власти.
Через сорок лет теория общественного договора была по-но- вому осмыслена философом Джоном Локком. В 1689 г. вышел его
«Трактат о правлении», созданный под впечатлением от «Слав- ной революции» 1688–1689 гг., положившей конец борьбе между парламентом и королями. Этот трактат был призван обосновать законность и справедливость свержения короля, пытавшегося узурпировать всю полноту власти, и установления парламентской монархии.
– Используя информацию, представленную на с. 24–25 учеб- ника, заполните сравнительную таблицу.
(Задание выполняется индивидуально. Затем учащиеся про- водят взаимопроверку в парах.)
Параметры сравнения | Взгляды Т. Гоббса | Взгляды Дж. Локка |
Естественное состояние человечества до образова- ния государ- ства | Отсутствие каких-либо законов кроме естествен- ных – законов природы | |
«Война всех против всех» | В естественном состоянии господствуют свобода и ра- венство. Но человек не был защищен | |
Образование государства | Ради мира и безопас- ности люди заключили общественный дого- вор – добровольно объ- единились в государство и подчинились государ- ственной власти, отка- завшись от части своих естественных прав | |
Параметры сравнения | Взгляды Т. Гоббса | Взгляды Дж. Локка |
Права и обя- | Власть должна быть | Власть должна гаранти- |
занности го- | сильной и способной | ровать мир, безопасность |
сударствен- | подчинить себе людей, | и защиту естественных прав |
ной власти | обеспечить мир и поря- | людей – право на жизнь, |
согласно об- | док. Все граждане дол- | свободу и собственность. |
щественному | жны подчиняться воле | Если власть посягает |
договору | главы государства | на естественные права гра- ждан, то они имеют право |
| | на восстание |
Пред- ставление | Абсолютная монархия | Чтобы государственная власть не превратилась |
о наилучшей | | в тиранию, необходимо раз- |
форме прав- | | деление власти на исполни- |
ления | | тельную и законодательную |
Вопросыкклассу
-
Почему после издания «Левиафана» многие обвиняли Гобб- са в безбожии, несмотря на то что он не был атеистом и его трактат содержал многочисленные цитаты из Библии? -
Почему, несмотря на то что Гоббс назвал наилучшей фор- мой правления абсолютную монархию, о его трактате одобрительно отзывался Кромвель, а после Реставрации Стюартов «Левиафан» подвергался резкой критике и был запрещен к изданию? -
Соответствовал ли государственный строй, установивший- ся в Англии после «Славной революции», представлениям Локка о справедливом устройстве государства? Приведите факты в подтверждение своего мнения.
(Примерный ответ. 1. Теория Гоббса объясняла происхожде- ние государственной власти не божественным установлением, а естественными законами развития общества. 2. Гоббс факти- чески ратовал за любую сильную власть, способную обеспечить твердый порядок. 3. Да, так как «Хабеас корпус акт» и Билль о правах провозгласили свободу слова, неприкосновенность лич- ности и собственности, разделение власти между королем и пар- ламентом.)
Идеи образования государства на основе общественного до- говора и необходимости разделения властей получили развитие в трудах французских просветителей (прежде всего Шарля-Луи де Монтескье).
– Ознакомившись с отрывком из трактата Монтескье и опи- санием его взглядов, представленных на с. 25–26 учебника, выполните следующие задания.
-
Монтескье писал, что в основе деспотического правления лежит страх, в основе монархического правления – честь, а в основе республиканского правления – добродетель. По- пробуйте объяснить, что он имел в виду. -
Объясните, почему Монтескье, превознося достоинства республиканской формы правления, тем не менее считал ее неподходящей для большинства современных ему госу- дарств и народов.
Рабочий материал
Из трактата Ш.-Л. де Монтескье «О духе законов»
В каждом государстве есть три рода власти: власть законодатель- ная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права граждан- ского.
В силу первой власти государь или учреждение создает законы, вре- менные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвра- щает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разре- шает столкновения частных лиц.
Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто ис- полнительной властью государства.
Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.
Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опа- саться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделе- на от власти законодательной и исполнительной. Если она соедине- на с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
Все