Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3005

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
название “Соединен- ных Штатов Америки”.

Статья II. Каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не представлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс.

Статья III. Каждый из перечисленных штатов вступает в прочный дружеский союз с каждым из остальных штатов для общей защиты, для обеспечения своих вольностей, для взаимной и общей пользы, обязы- ваясь помогать один другому против всяких насилий или против всяких нападений, сделанных на один из них из-за религии, из-за верховных прав, из-за торговли или по какому-либо другому поводу.

<…> Статья V. Для более удобного заведования общими интересами Соединенных Штатов ежегодно должны быть избираемы (по установ- ленному законодательным собранием каждого штата способу) делегаты для съезда на конгресс в первый понедельник ноября с предоставле- нием каждому штату права отзывать всех его делегатов или некоторых из них во всякое время в течение года и заменять их другими делегатами на остальную часть года.

<…> Статья IX. Собравшимся на конгресс Соединенным Штатам принадлежит исключительное право разрешать вопросы касательно мира и войны, <…> им одним принадлежит право отправлять и при- нимать послов и заключать трактаты и союзы с тем условием, чтобы не заключались трактаты, которыми ограничивалось бы право отдель- ных штатов».

  1. Разгадайте кроссворд.





Погоризонтали:4) Автор Декларации независимости и третий президент США.

Повертикали:
1) Город, где была подписана Декларация неза- висимости США. 2) Самый известный из французских доброволь- цев, сражавшихся на стороне североамериканских повстанцев, начальник штаба Континентальной армии, затем командующий Северной армией повстанцев, впоследствии видный деятель Ве- ликой французской революции. 3) Город, возле которого состоя- лось первое сражение Войны за независимость США.

ЗАДАНИЯ К § 14–15 «ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII В.»
Выберитеправильный(е)ответ(ы)кзаданиям1–5.

  1. Причина недовольства депутатов от третьего сословия в первые дни работы Генеральных штатов:

    1. попытка короля ввести новые налоги без одобрения Ге- неральных штатов

    2. отказ короля изменить порядок голосования в Генераль- ных штатах, позволив им принимать решения большин- ством голосов

    3. отказ короля предоставить Генеральным штатам полно- мочия высшего законодательного органа

  2. В ходе подготовки первой французской Конституции Учре- дительное собрание в 1789–1791 гг. приняло законы о (об):

    1. упразднении сословного неравенства

    2. введении всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года

    3. введении единой системы мер и весов

    4. передаче в собственность крестьян обрабатываемых ими участков земли

    5. передаче церковных земель в собственность государства

    6. установлении твердых цен на хлеб

    7. упразднении цеховых ограничений и введении свободы предпринимательства

    8. обязанности духовенства принять присягу на верность новому гражданскому устройству церкви

    9. реформе календаря и начале нового летоисчисления

  3. Что стало причиной штурма восставшими парижанами Ба- стилии?

    1. слухи о том, что в крепости находится склад боеприпасов

    2. стремление освободить узников тюрьмы, среди которых были депутаты Учредительного собрания

    3. то, что Бастилия, куда любого критика власти могли посадить без суда и следствия, была одним из главных символов абсолютизма

    4. отказ властей принять Декларацию прав человека и гра- жданина

  4. Какие изменения, в сравнении с предшествующей Кон- ституцией, содержала Конституция Франции, принятая в 1795 г.?

    1. вместо всеобщего избирательного права был введен иму- щественный ценз

    2. были восстановлены сословное деление граждан и дво- рянские титулы

    3. законодательный корпус стал состоять из двух палат

    4. орган исполнительной власти Директория наделялся широкими полномочиями вплоть до права самому изда- вать законы

    5. Директория и обе палаты Законодательного корпуса были связаны сложной системой взаимного контроля, сдержек и противовесов, не позволявших одному из этих органов узурпировать власть

  5. Цель экспедиции армии Бонапарта в Египет:

    1. предотвращение вступления Османской империи в вой- ну на стороне антифранцузской коалиции

    2. получение выхода к Красному морю для создания воз- можности вторжения в Британскую Индию

    3. разгром сосредоточенных в Александрии британских войск, готовых к переправе на кораблях в Италию

  6. Расположите события в хронологической последователь- ности.


А) созыв Генеральных штатов

Б) восстание в Париже и взятие Бастилии

В) объявление депутатами от третьего сословия о создании Национального собрания

Г) создание Национальной гвардии Парижа

Д) преобразование Национального собрания в Учредительное собрание

Е) переезд короля и Учредительного собрания из Версаля в Париж

Ж) принятие первой французской Конституции

З) принятие Декларации прав человека и гражданина И) попытка бегства Людовика XVI за границу

К) начало восстания в Париже

Л) принятие декретов об уничтожении сеньоральных привилегий

  1. Соотнесите даты и события.




1

20 апреля 1792 г.




2

10 августа 1792 г.




3

20 сентября 1792 г.




4

22 сентября 1792 г.




5

21 января 1793 г.




6

2 июня 1793 г.




7

24 июня 1793 г.




8

17 сентября 1793 г.




А) штурм дворца Тюильри, свержение монархии Б) принятие новой Конституции Франции

В) принятие акта Конвента о провозглашении Франции рес- публикой

Г) казнь Людовика XVI

Д) первый день
летоисчисления по новому «республиканско- му» календарю

Е) постановление Законодательного собрания об объявлении войны Австрии

Ж) изгнание из Конвента жирондистов, переход власти к монтаньярам

З) издание Конвентом закона «о подозрительных» И) битва при Вальми

  1. Соотнесите основные политические течения времен Ве- ликой французской революции и их программные положения.




Политическое течение

Программные положения

1

Фейяны




2

Жирондисты




3

Монтаньяры




А) конституционная монархия Б) республика

В) широкие полномочия органов власти на местах Г) сильная центральная власть

Д) всеобщее избирательное право

Е) избирательное право, ограниченное имущественным цензом Ж) революционная диктатура

  1. Прочитайте отрывок из преамбулы к Конституции Фран- ции и укажите, в каком году была принята данная Конституция – в 1791 г. или 1793 г.

  1. Целью общества является общее счастье. Правительство установ- лено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и не- отъемлемыми правами.

  2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность.

  3. Все люди равны по природе и перед законом.

<…> 5. Все граждане на равных правах имеют доступ к обществен- ным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.

<…> 21. Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства
существования лицам, неспособным к труду.

22. Образование составляет общую потребность. Общество должно всеми своими средствами способствовать успехам народного просвеще- ния и делать образование достоянием всех граждан.

<…> 25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не пога- шается давностью и неотчуждаем.

  1. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежа- щую всему народу, но каждая часть верховного собрания должна пользо- ваться правом выражать свою волю совершенно свободно.

  2. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами.

  3. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразо- вания и изменения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие.

  4. Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образова- нии закона и в назначении своих представителей и своих агентов.

  5. Государственные должности, по существу, временны; их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но лишь как обязанности.

<…> 33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.

<…> 35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотлож- нейшая обязанность.

  1. Французская революция во многом вдохновлялась приме- ром Войны за независимость США и заимствовала идеи амери- канских революционеров, а первая Конституция Франции была составлена по образцу Конституции США. Почему Война за не- зависимость США была поддержана большинством европейских держав, а Французская революция с самого начала вызвала у них враждебное отношение?

  2. Расположите события в хронологической последователь- ности.