Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28 ным образом противоречить правилам российского законодательства, в соот- ветствии с которыми «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государствен- ной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (см. п. 1 ст. 23 ГК РФ) [2]. Однако в разделе 6 части 3 ГК РФ «Международное част- ное право» содержится специальная статья, которая регулирует вопросы вы- бора права для определения наличия или отсутствия права заниматься пред- принимательской деятельностью у лица, вступающего в частные трансгра- ничные отношения [3]. Это статья 1201 ГК РФ. Ее содержание следующее:
«Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предприни- мателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зареги- стрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, при- меняется право страны основного места осуществления предприниматель- ской деятельности».
До ГК РФ в отечественном коллизионном праве отсутствовали нормы о правовом статусе предпринимателя [6, с. 234]. Интересно, что и в зарубеж- ных законах по международному частному праву подобные нормы почти не встречаются. В качестве редкого примера можно привести Указ Венгрии «О международном частном праве» 1979 г., в котором в параграфе 14 закреплено, что «осуществление хозяйственной деятельности частным лицом, приобретение им разрешения на производство, торговлю определяется по праву государства, на территории которого осуществление этой хозяйственной деятельности раз- решено. Для осуществления хозяйственной деятельности, не требующей раз- решения, или которая была разрешена несколькими государствами, применяет- ся право того государства, на территории которого находится центральный ор- ган управления этой хозяйственной деятельностью [10].
Однако, вернемся к ГК РФ. Правило ст. 1201 ГК РФ связывает право, применимое для определения статуса предпринимателя – физического лица, с правом страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя. То есть, статус предпринимателя основывается не на гражданстве, не на месте жительства и не на личном законе, а на государстве регистрации в качестве предпринимателя. Таким образом, независимо от то- го, где лицо проживает, гражданином какого государства является, и даже независимо от того, где оно осуществляет предпринимательскую деятель- ность, ключевым признаком является место регистрации. Если российский гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя в Германии, то и его статус предпринимателя определяется по праву Германии, если немецкий гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя в России, то и его статус предпринимателя определяется по праву России, и если немецкий гражданин, проживающий в России и осуществляющий свою предпринима- тельскую деятельность в России, зарегистрирован в качестве предпринима- теля в Германии, то и его статус предпринимателя определяется по праву
Германии. Но может возникнуть ситуация, когда лицо нигде не зарегистри-


29 ровано в качестве предпринимателя, однако возник вопрос с определением его статуса как предпринимателя. Именно для этих случаев предусмотрена субсидиарная норма статьи 1201 ГК РФ: «если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельно- сти». В этой норме слова «отсутствие обязательной регистрации» можно толковать двояко: то ли речь идет об отсутствии требования обязательной ре- гистрации в качестве предпринимателя в некоторых иностранных государ- ствах, то ли об отсутствии регистрации у данного конкретно лица. Вероятно, законодатель имел ввиду все-таки второе. Таким образом, если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ, но при этом он нигде не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то его право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица будет определяться по праву РФ. А по праву РФ право заниматься предпринимательской деятельностью признается только в случае регистрации. Получается, что без регистрации в качестве предпринимателя ни российский, ни иностранный гражданин в РФ не вправе заниматься пред- принимательской деятельностью. Другое дело, что такая регистрация может быть осуществлена как в РФ, так и в других государствах. Но если в ино- странном государстве допускается осуществление предпринимательской дея- тельности без регистрации, и физическое лицо осуществляет предпринима- тельскую деятельность в этом государстве (а не в РФ), и оно не зарегистри- ровано в качестве предпринимателя в любом другом государстве, то его пра- во на занятие предпринимательской деятельность в этом государстве будет регулироваться законами этого государства. Стоит иметь ввиду, что форму- лировка «вправе заниматься предпринимательской деятельностью» и форму- лировка «право заниматься предпринимательской деятельностью определя- ется по праву места осуществления предпринимательской деятельности» суть не одно и то же. Может сложиться такая ситуация, что в данном кон- кретном государстве для отечественных граждан не требуется регистрации для занятия предпринимательской деятельностью, а для иностранных граж- дан требуются какие-либо формальности. То есть в таком случае право зани- маться предпринимательской деятельностью или его отсутствие будут опре- деляться исходя из правил данного конкретного государства. При этом сле- дует не забывать, что в случае наличия регистрации в качестве предпринима- теля в любом другом государстве, за установлением наличия или отсутствия права на занятие предпринимательской деятельностью нужно обращаться к праву государства-регистрации.
Так, в упомянутом выше судебном споре, судья в первой инстанции квалифицировала отношения между сторонами как не являющиеся потреби- тельскими, по той причине, что у ответчика отсутствовала регистрация в ка- честве индивидуального предпринимателя в РФ. Как выяснилось при апел- ляционном пересмотре дела, у ответчика имелась регистрация в качестве ин- дивидуального предпринимателя в Республике Беларусь, а согласно ст. 1201
ГК РФ при наличии регистрации право на занятие предпринимательской дея-


30 тельностью определяется в соответствии с законодательством места реги- страции, а не в соответствии с правом страны места осуществления предпри- нимательской деятельности. Дело было отправлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу [1].
Таким образом, российский законодатель, даже в трансграничных частноправовых отношениях, в качестве условия для занятия предпринима- тельской деятельностью для физических лиц в Российской Федерации уста- навливает обязательную государственную регистрацию в таком качестве, но при этом допускает предпринимательство в других государствах без реги- страции, оставляя этот вопрос на усмотрение самих иностранных государств.
Список литературы
1. Апелляционное определение № 33-22409/2015 от 21 сентября 2015 г. по делу
№ 33-22409/2015 Московский областной суд (Московская область) // URL: http://sudact.ru/regular/doc/MI4UUTj9TWJ8/ (дата обращения: 30.08.2016).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-
ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС КонсультантПлюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-
ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС КонсультантПлюс.
4. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учебник ; Отв. ред.
Е.А. Васильев, А.С. Комаров. – 4-е изд., перераб. и доп. В 2 т. – М.: Междунар. отноше- ния, 2004. – Т.I. – 560 с.
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребите- лей" // СПС КонсультантПлюс
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей /
Под ред. Т.Е.Абовой, М.М.Богуславского, А.Г.Светланова; Ин-т государства и права РАН.
– М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 401.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс
8. Общие положения гражданского права КНР (Приняты на 4-й сессии Всекитай- ского собрания народных представителей шестого созыва 12 апреля 1986 г. // URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/general_principles_civil_law (дата обращения: 30.08.2016).
9. Сборник нормативных актов: гражданские и торговые кодексы Учеб. пособие/
Под. ред. В. К. Пучинского, М. И. Кулагина – М.: Изд-во УДН, 1986 –336 с.
10. Указ Венгрии «О международном частном праве» 1979 г. // URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040301 (дата обращения: 30.08.2016).
РАЗВРАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Гильфанова В.М.
магистрант, Волгоградский государственный университет,
Россия, г. Волгоград
В статье рассматривается уголовно-правовое значение ст. 135 УК РФ, в отече- ственном законодательстве. Раскрываются коллизии и пробелы, связанные с квалифика- цией «развратных действий». Проводится анализ проблем, требующих своего разрешения, в целях структурирования нормы, предусматривающей уголовную ответственность за


31 рассматриваемые деяния. Представляются рекомендации по внесению наметившихся из- менений в ст. 135 УК РФ,
Ключевые слова: развратные действия, несовершеннолетний, близкие родственни- ки, физические развратные действия, интеллектуальные развратные действия.
В настоящее время в России уделяется пристальное внимание противо- действию преступности против половой неприкосновенности несовершенно- летних. Причина этого коренится в развращенном общественном сознании, упадке нравственности и морали. В свою очередь нормальное развитие ре- бенка, его социализация, забота о его здоровье и обучении является важным гарантом, воспитания полноценного гражданина. К преступлениям против нормального физического и психического развития несовершеннолетних от- носятся «развратные действия».
Изменения, которые вносил законодатель на протяжении нескольких лет, были направлены на усиление уголовной ответственности за преступле- ния не насильственного характера в отношении несовершеннолетних. Но ряд проблем так и не был решен: отсутствие дефиниций, наличие коллизий и проблемы разграничения смежных составов преступления.
В результате изменений УК РФ, внесенных ФЗ РФ от 27 июля 2009 г.
№ 215-ФЗ, произошло усиление гарантий безопасности несовершеннолетних в сфере сексуальных отношений. На этом отечественный законодатель не остановился дополнения в ст. 135 УК РФ производились в 2012 г. на основа- нии ФЗ от 29.02.2012 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс
РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера совершенные в отношении несо- вершеннолетних»: статья 135: «Совершение развратных действий без приме- нения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отноше- нии лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста и половой зрелости
[2]». Долго категория «половая зрелость» не просуществовала в отечествен- ном законодательстве. В Государственную Думу РФ был внесён законопро- ект за № 321231-6 «О внесении изменений в статьи 134 и 135 УК РФ [3]» предусматривающий исключение из ст. 134 и 135 УК РФ введенного в 2012 г. определения «половая зрелость [3]».
Уголовно-правовая норма, ст. 135 УК РФ является предупреждающей, в совершении более тяжких преступлений сексуального характера. Нередко в результате совершения преступного деяния предусмотренного данной нор- мой, лицо в дальнейшем совершает опасное преступление на сексуальной почве. В отечественном законодательстве структура статьи 135 УК РФ, не универсальна, если сравнить с зарубежной практикой, мы обнаружим, что за развратные действия предусматривается более структурированные нормы.
Например, УК Франции в § 2 «Прочие сексуальные агрессии», преду- сматривает уголовную ответственность за развратные действия, в составе кото- рых так же отсутствует насилие. Квалифицирующими основаниями является:
- законным, естественным или приемным родственником по восходящей линии или любым другим лицом, который имеет власть над потерпевшим;


32
- лицом, злоупотребляющим властью в связи с предоставленными ему полномочиями;
- несколькими лицами, действующими в качестве исполнителей или соучастников;
- если оно совершенное с применением или угрозой применения оружия;
- если лицо, не достигшее совершеннолетия, было вовлечено в контакт и исполнителем преступного деяния благодаря использованию телекоммуни- кационных сетей, при распространении сообщений, адресованных неопреде- лённому кругу лиц [1, с. 190-200].
В России из всех перечисленных квалификаций присутствует лишь признак соучастия и рецидива. Это говорит о том, что французский законо- датель более пристально отнесся к данной норме и учел все возможные вари- анты совершения развратных действий в отношении несовершеннолетнего.
Поскольку данные действия наносят большой вред его нормальному нрав- ственному развитию. Отечественному законодателю следует обратить вни- мание на столь положительный опыт.
Не все государства анализируемого состава преступления содержат за- прет на совершение развратных действий. В законодательстве Польши, Тур- ции, Голландии, Норвегии отсутствуют нормы об уголовной ответственности за развратные действия [16, с. 56].
Страны, бывшие участницы СНГ напротив содержат в своих уголов- ных законах состав развратных действий, в том числе и квалифицирующие виды. В Украине, Таджикистане и Кыргызстане квалифицирующим является совершение развратных действий в отношении малолетнего лица, а в Таджи- кистане кроме этого еще и в отношении близкого родственника [16, с. 57].
Кроме того в некоторых государствах выделяется специальный субъект пре- ступления по данному составу, например: Украина, Кыргызстан, Казахстан увеличивают уголовную ответственность за совершение развратных дей- ствий родителем, лицом их заменяющим, лицом на которого возложена обя- занность по воспитанию ребенка.
Уголовное законодательство многих государств предусматривает от- ветственность за развратные действия сексуального характера. Положитель- ным аспектом является то, что они признают более широкий перечень ква- лифицирующих оснований уголовной ответственности, на которые следует обратить российскому законодателю.
Что представляют собой «развратные действия»? Термин развратные действия не является правовым понятием, поскольку принадлежит, к сфере морально-этических отношений [11, с. 315]. Учеными предпринимаются по- пытки дать определение этим действиям.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 4 декабря 2014 г. «О су- дебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновен- ности и половой свободы личности» п.16 «к развратным действиям в статье
135 УК РФ относятся любые действия, кроме полового сношения, мужелож- ства и лесбиянства совершенные в отношении лиц достигших двенадцати- летнего возраста, но не достигших шестнадцатилетнего возраста, которые