Файл: Сборник по материалам xvii международной научнопрактической конференции г. Белгород, 31 августа 2016 г. 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38 прогнозу будущего семьи к 2030 году Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Ключевые слова: семейная политика, страны Европейского Союза, конституцион- но-правовое регулирование, защита и охрана семьи, ОЭСР.
Во многих европейских странах семейная политика приобрела огром- ное значение в последние годы. Частично это объясняется повышением уровня информированности относительно проблем в данной области: старе- ние населения, снижение рождаемости, диверсификация форм семьи и т.д.
Помимо этого внимание привлекает тот факт, что фактически во многих странах Европейского Союза государственная семейная политика заключена в рамки системы социального обеспечения. При этом она является своего ро- да «сквозной» политикой, охватывая вопросы трудовой занятости населения, образования, наличия жилья и др.
В данном контексте вопрос о тенденциях в конституционно-правовом регулировании политики государственной поддержки семьи приобретает не- бывалую актуальность.
Для начала стоит отметить тот факт, что нынешние тенденции ведут свой отсчет с начала XXI в., когда во многих странах произошел коренной перелом во всех сферах общественной жизни, что было, в первую очередь, связно с распадом социалистического блока и появлением на карте новых государств.
Именно в тот исторический период происходит новое становление ба- зовых принципов в каждой отдельно взятой стране, что можно отследить в новоявленных конституциях тех лет и последовавших за ними.
В Литве Конституция называет семью основой общества и государства
(ст. 38) [1].
Конституция Словении (ст. 53) [2], как и Конституция Хорватии
(ст. 61) [3], закрепляет защиту института семьи государством.
В Конституции Словакии семья охраняется государством (ст. 41) [4].
А Эстонская Конституция провозглашает семью основой сохранения и приумножения народа и защищает ее как основу общества (ст. 27) [5].
Для того чтобы иметь более полное представление о современных тен- денциях государственной поддержки семьи в странах Европейского Союза, необходимо исследовать, каким именно образом конституционные нормы находят свое воплощение.
Например, одной из самых больших проблем для большинства родите- лей является необходимость сочетать работу с семейными обязанностями.
После 50-х годов XX века этот вопрос становится одним из самых важных в политике государственной поддержки семьи и не теряет своей актуальности до сих пор.
Существуют различные виды отпусков, которые разрешены родителям: во время родов, усыновления или других семейных нужд.
Конституция Болгарии отдельно отмечает, что «женщина-мать пользу- ется особым покровительством и защитой государства, которое обеспечивает
39 ей оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами, бесплатную акушерскую помощь, облегчение условий труда и другую социальную по- мощь» [6].
Во всех исследуемых странах есть специфический вид отпуска, называ- емый «отцовским». Тенденцией последних лет является увеличение числа мужчин, которые решают им воспользоваться. Причем во всех европейских странах это решение активно поощряется. Еще в конце прошлого века он был намного короче женского и фактически не был применим на практике. На данный момент во всех тринадцати странах он равен материнскому отпуску.
Авангардом новых тенденций в Европе можно считать северные стра- ны. Именно они, по большей части, являются источником новых веяний.
Типичным примером является Финляндия, чья Конституция гласит:
«власть должна оказывать поддержку семье» [7].
Это одна из стран, где к вопросам семьи подходят с особым внимани- ем, что позволяет им быть крайне успешными в плане демографии. Финлян- дия одна из немногих европейский стран, где воздействие негативных факто- ров не вызвало спад рождаемости, и, где сохранился стабильный темп роста населения. Более того, в сложные 1990-е годы, когда Финляндию захватил экономический кризис, ее население выросло почти на двести тысяч человек.
А с 2002 года кривая роста рождаемости стабильно растет вверх, значительно обогнав показатели смертности [8].
По прогнозам демографов к 2040 году население Финляндии увеличит- ся на сто тысяч человек, что является закономерным результатом продуман- ной политики государства в отношении молодых семей. Местные власти страны обеспечивают функционирование служб первой помощи для матерей и детей; осуществляют бесплатные консультационные и информационные услуги семьям; разрабатывают меры по улучшению работы социальных служб с упором на потребности людей, пользующихся их услугами, и т.д. [9].
Защите молодых семей в основном посвящена и государственная поли- тика в Словении. В частности были введены дополнительные льготы для се- мей с детьми, для женщин на ранних стадиях беременности; введена новая жилищная программа, призванная обеспечить благоприятные условия креди- тования для молодых семей.
Причем стоит отметить тот факт, что под «молодой семьей», законода- тельство многих стран понимает не только членов традиционной семьи, но однополой, а так же членов различного рода семейных партнерств (как одно- полых, так и разнополых).
Данное явление так же можно считать одной из сильнейших тенденций на европейском континенте.
Исключением является небольшая группа государств. В частности ка- толическая Польша, Конституция которой, провозглашая защиту государ- ством семьи и брака, четко констатирует: «брак – союз женщины и мужчи- ны» [10].
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), со- здавая доклад о будущем семьи в 2030 году (прогнозы и задачи), так же от- мечала ряд структурных изменений, которые коснутся института семьи:
40 1) в частности, исследуя вопрос о росте числа партнерств, ОЭСР от- мечает это как негативную тенденцию, считая, что риск бедности среди не- женатых партнеров выше, чем у людей, вступивших в традиционный брак.
Партнерства так же являются негативным явлением для демографической ситуации. В первую очередь это связано с тем, что большинство партнерств однополые (особенно в тех странах, где законодательно не разрешен однопо- лый брак). Следовательно, подобные партнерства не дают прироста населе- ния, что для стремительно стареющей Европы, является катастрофой [11].
2) не менее важной тенденцией, отмеченной в выше упомянутом до- кладе, является повышение длительности образовательного процесса. Все большее число молодых людей фактически получают образование к 27-28 годам, что приводит к снижению числа молодых семей, а так же росту числа с более низкими доходами, чем наблюдалось за два последних десятилетия.
Это связано с тем, что молодым людям сложно получить работу в условиях существующего экономического кризиса, учитывая тот факт, что у них, обычно, нет никакого опыта. Это является так же одной из причин низкой рождаемости и длительного совместного проживания нескольких поколений семьи [12].
3) еще одна негативная тенденция посвящена жилищному кризису, о котором государствам следует задуматься уже сейчас.
4) следующей тенденцией, которая, как считают исследователи, будет активно влиять на политику государственной поддержки семья, является ста- рение населения Европы. Ожидаемая продолжительности жизни вырастет на шесть лет и составит в среднем 80-90 лет. Это увеличит нагрузку на социаль- ный сектор. Государство, вынужденное заботиться о пенсионерах, снизит расходы на молодые семьи [13].
5) рост иммиграционных потоков, с которыми Европа уже не в состо- янии справиться, так же повлияют на существующую систему. В последние годы в связи с интеграцией и глобализацией ее роль становится все более за- метной. Предполагается, что в будущем доля людей иностранного проис- хождения среди граждан стран Европейского Союза будет составлять от 15% до 32% от общей численности населения в этих странах.
6) и, наконец, высокая степень урбанизации. Она так же будет влиять на семью. И без того низкий уровень рождаемости будет еще ниже вне горо- дов [14]. Однако нет причин предполагать, что государства начнут уделять особое внимание демографической ситуации в сельской местности, так как подобных прецедентов не было.
На основе этих данных ОЭСР выработала два возможных сценария развития событий, по которому может в дальнейшем двигаться институт се- мьи и политика государственной поддержки семьи вслед за ней.
Первый сценарий называется «золотой век».
Он предполагает, что общество является гибкой структурой и быстро подстроится под новые условия. Начнут возникать новые типы семей. А те, что уже возникли (однополые семьи) станут более устойчивыми. Все это так же будет влиять на формирование политики государственной поддержки се-
41 мьи. Отвечая современным веяниям, она будет направлена на защиту и охра- ну новых типов семьи. В связи с этим вероятно новую трактовку получит и демографическая политика.
Второй сценарий «назад к основам» предполагает, что на семью будет по большей части влиять возрастающий диссонанс между богатыми и бед- ными слоями населения.
Бедные семьи будут ограничивать себя одним ребенком из-за снижения пособий семьям с детьми, а богатые семьи будут иметь 2-3 детей.
Предполагается, что вступать в брак люди будут все позже и реже, предпочитая длительное сожительство в рамках партнерств.
Так, на сегодняшний момент практически все страны Европейского
Союза к началу XXI века пришли к одним и тем же проблемам:
- снижение традиционной роли семьи: а) сожительство и развод уже являются абсолютной нормой для моло- дежи, а высокие темпы развода привели к росту числа неполных семей; б) однополые браки и партнерства становятся все более частыми явле- ниями, что негативно сказывается на демографической ситуации в Европе в целом.
- изменение гендерного разделения труда обусловило структурные из- менения института семьи. Повышенный уровень экономической и обще- ственной активности женщин вкупе с ростом влияние феминистских движе- ний привел к снижению уровня рождаемости.
Указанные проблемы, как свидетельствуют различные исследования и статистические данные, носят устойчивый характер.
И есть большая вероятность, что это может повлечь за собой ряд изме- нений в европейских конституциях, которые будут следовать за духом времени.
Список литературы
1. Конституция Литвы URL: http://worldconstitutions.ru/?p=115 (дата обр. 19.11.15).
2. Конституция Словении URL: http://worldconstitutions.ru/?p=109 (дата обр.
27.11.15).
3. Конституция Хорватии URL: http://worldconstitutions.ru/?p=107 (дата обр.
19.11.15).
4. Конституция Словакии URL: http://worldconstitutions.ru/?p=110 (дата обр.
27.11.15).
5. Конституция Эстонии URL: http://worldconstitutions.ru/?p=105 (дата обр.
19.11.15).
6. Конституция Болгарии URL: http://worldconstitutions.ru/?p=120 (дата обр.
19.11.15).
7. Конституция Финляндии URL: http://worldconstitutions.ru/?p=139 (дата обр.
19.11.15).
8. Кондратович Я.В., Попова Е.В. Особенности семейной политики скандинавских стран URL: http://www.scienceforum.ru/2013/166/5330 (дата обр. 01.02.2015).
9. Кондратович Я.В., Попова Е.В. Особенности семейной политики скандинавских стран URL: http://www.scienceforum.ru/2013/166/5330 (дата обр. 01.08.2016).
10. Конституция Польши URL: http://worldconstitutions.ru/?p=112 (дата обр.
19.11.15).
42 11.
The
Future of
Families to
2030 a synthesis report
URL: http://www.oecd.org/futures/49093502.pdf (дата обр. 01.08.2016).
12.
The
Future of
Families to
2030 a synthesis report
URL: http://www.oecd.org/futures/49093502.pdf (дата обр. 01.08.2016).
13.
The
Future of
Families to
2030 a synthesis report
URL: http://www.oecd.org/futures/49093502.pdf (дата обр. 01.08.2016).
14.
The
Future of
Families to
2030 a synthesis report
URL: http://www.oecd.org/futures/49093502.pdf (дата обр. 02.02.2015).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА СТРАН СНГ
Казановская Ю.А.
доцент кафедры конституционного и международного права, канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет,
Россия, г. Ставрополь
Ганицкий А.Г.
магистрант кафедры конституционного и международного права,
Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь
В статье рассматриваются особенности регламентации избирательных правоотно- шений в национальных Конституциях государств-участников СНГ. Сравнение текстов
Конституций Российской Федерации, Республики Узбекистан и Республики Беларусь поз- воляет выявить общие и специфические особенности регламентации, сформулировать вы- воды по совершенствованию правового регулирования в сфере избирательных отношений на уровне Конституции государства.
Ключевые слова: Конституция, избирательное право, источники избирательного права, выборы.
Становление и развитие демократического правового государства тес- ным образом связано организацией и проведением выборов в органы госу- дарственной власти и местного самоуправления. В этом аспекте особый ин- терес представляет изучение опыта правового регулирования избирательных правоотношений.
Избирательные правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами права. В свою очередь, нормы права имеют внешнюю форму выражения, которую в юридической науке принято именовать «источниками права».
В системе источников избирательного права стран СНГ первостепен- ное значение имеют национальные Конституции. Поскольку выборы являют- ся важнейшим механизмом формирования и организации публичной власти в государстве, основополагающие положения об этом важнейшем институте традиционно получают закрепление именно в основном акте государства.
Конституция является документом всеобъемлющей регламентации, регули- рует наиболее важные общественные отношения, поэтому детальное закреп-
43 ление института выборов не содержит, но отражает, как правило, наиболее важные, принципиальные положения.
Регулируя вопросы избирательного права, Конституции часто закреп- ляют нормы о выборах как в разделах, посвященных правам и свободам граждан, где право избирать и быть избранным закрепляется как одно из важнейших политических прав, так и в разделах, которые описывают полно- мочия высших органов власти государства, поскольку высшие органы власти формируются путем выборов. В ряде конституций выборам посвящены от- дельные главы или разделы.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил [3], что конститу- ционное регулирование лежит в основе избирательного законодательства Рос- сийской Федерации и ее субъектов. Оно содержит относящиеся к основам кон- ституционного строя нормы- принципы, а также другие нормы, предопределя- ющие правовую базу выборов в органы народного представительства.
В Конституции РФ 1993 года, получили закрепление как общие базис- ные нормы, касающиеся демократизации России, так и нормы, непосред- ственно затрагивающие отношения в сфере выборов. К первым следует отне- сти статьи 1, 2, 3, 11, 12, 71, 72, 130, 131 Основного Закона РФ. Провозгла- шение России демократическим государством с республиканской формой правления свидетельствует о наличии властных институтов, формируемых выборным путем с использованием прямой и представительной демократии.
Провозглашение прав и свобод человека в качестве высшей ценности, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства, распространя- ется в равной мере и на право избирать и быть избранным в органы государ- ственной власти и местного самоуправления. Народ провозглашен един- ственным источником власти в государстве, а выборы и референдум – непо- средственным выражением власти народа. Установлены органы, осуществ- ляющие государственную власть (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ, суды РФ), регламентирована деятельность органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. В рамках общего разграничения предметов ведения и полномочий, установлено, кому принадлежит право об- разования тех или иных властных органов и право нормативного регулиро- вания порядка их образования (порядок проведения и определения результа- тов выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ должен регулироваться исключительно нормами федеральных правовых ак- тов; общие принципы организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления – сфера совместного ведения Россий- ской Федерации и ее субъектов и т.д.). Местное самоуправление осуществля- ется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого воле- изъявления через выборные и другие органы, структура которых определяет- ся населением самостоятельно.
Названные нормы являются первоосновой для построения системы вы- боров и избирательного права, на них основаны нормы, непосредственно за- трагивающие отношения в сфере выборов (статьи 32,81,84,96,97, 102, 109,
135 Конституции РФ).