Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и
аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности современного подростка
поведения современных подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Диагностика состояния и форм агрессии Басса-Дарки.
2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Тема курсовой работы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Выполнил(а) студент(ка)
Скрыльков Н.Ю.
(Фамилия, имя, отчество)
Специальность Лечебное дело
Курс 21 Группа Ф 23/2
Руководитель Глебов К.В.
(Фамилия, имя, отчество)
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
(цифрой и прописью)
_________________________
(подпись руководителя)
2023 г
№ п/п | Содержание материала | стр. | | |
1 | Введение | 3 | | |
2 | Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии | 8 | | |
3 | 1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии | 8 | | |
4 | 1.2 Психологические особенности современного подростка | 14 | | |
5 | .3 Причины возникновения, виды и формы агрессивного поведения у современных подростков | 22 | | |
6 | Выводы по первой главе | 27 | | |
7 | Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения современных подростков | 28 | | |
8 | 2.1 Методические подходы к изучению агрессивного поведения современных подростков | 28 | | |
9 | 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования | 29 | | |
10 | 2.2.1 Диагностика состояния и форм агрессии Басса-Дарки | 29 | | |
11 | 2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера) | 34 | | |
12 | 2.3 Рекомендации | 37 | | |
13 | Выводы по второй главе | 41 | | |
14 | Заключение | 43 | | |
15 | Список используемой литературы | 45 | | |
Введение
Данная работа рассматривает актуальную проблему психологических особенностей агрессивного поведения современных подростков в зависимости от пола в отечественных и зарубежных теориях.
Выбор темы обусловлен проблемой психологических особенностей агрессивного поведения современных подростков.
Целью работы является изучение психологических особенностей агрессивного поведения современных подростков в зависимости от пола.
Курсовая работа основана на гипотезе, согласно которой мы предполагаем, что особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от пола; при этом у мальчиков более выражены такие формы агрессии, как физическая агрессия, негативизм, раздражение, а у девочек вербальная агрессия, косвенная агрессия, чувство вины.
В ходе работы решаются задачи: провести теоретический анализ проблемы агрессивности; подобрать методики эмпирического изучения агрессивного поведения современных подростков; провести эмпирическое исследование на выборки испытуемых; проанализировать полученные результаты, разработать рекомендации в зависимости от пола.
Проблема агрессивного поведения стала, чуть ли не самой важной в психологии развития. Это подтверждается увеличением агрессии и насилия в целом среди населения и в подростковой среде, в частности.
Изучая явления агрессии, ученые сталкивались с рядом трудных, спорных с целью поставленных задач. Разнообразие имеющихся теорий, которые пытаются разъяснить явления агрессии, безусловно, указывает о многоплановости и многоаспектности этой проблемы.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что агрессивное поведение подростков - одна из тем, волнующих современное общество. Подростковый возраст принадлежит к определённому кризисному этапу онтогенеза, сопряженному с активным психофизиологическим формированием, эмоциональной нестабильностью, высокой уязвимостью, особой чувствительностью к воздействиям среды.
Понятие «кризис» употребительно к подростковому периоду применяется не только с целью, чтобы выделить серьезность, болезненность переходного состояния c раннего возраста к взрослости, однако, и чтобы разъяснить отличительные черты агрессивного поведения подростков.
Высокая агрессивность подростков представляется одной из наиболее заостренных задач, как для психологов, так и для общества.
Количество детей, у которых ярко выражено наличие такого поведения бурно повышается. Это вызывают такие неблагоприятные условия, как:
-
Уменьшение высокого уровня жизни детей; -
Большая нехватка воспитания ребёнка в семье; -
Полное безразличие современных детско-юношеских учебных заведений к нервно-психическому состоянию обучающихся.
Проявлениям агрессивности содействуют нехватки воспитания, исполняемого различными институтами социализации, а также семьей, школой, средствами массовой информации.
Вследствие недовольства собственным расположением в в круге родных и близких людей, агрессивность в личных свойствах подростков выходит наружу в большинстве своём непосредственно через такое распространенное в современном обществе явление, как явление протеста недопонимания старших поколений, что можно заметить наблюдая за соответствующим поведением. В то же время в развитии агрессивности подростка наследственные характерные черты его темперамента могут оказывать влияние, к примеру, возбуждаемость и сила эмоций, содействующие развитию подобных черт характера, как несдержанность, нервозность, неспособность удерживать себя. Безусловно, что в пребывании фрустрации подросток с такой психической системой выискивает выход душевному напряжению, в том числе и физической и вербальной агрессии.
Подавляющее большинство подростков в такой важный период своей жизнедеятельности, как период переходного возраста сталкиваются с неординарными проблемами, так же практически все подростки стремятся найти себя в этом мире. Переходный возраст – короткий, быстро протекающий этап в жизни любого подростка, но в то же время он является весьма значительным этапом. И очень важно в условиях отсутствия серьезных повреждений пройти его.
В последние годы академическое внимание к вопросам агрессивности у подростков значительно увеличился, однако, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические размышления о её механизмах и проявлениях. В таком случае, момент изучений, основанных на настоящем опыте лечении и коррекции, сравнительно мало.
Разносторонность демонстрирования агрессивного поведения посвящено много работ. Наиболее полное описание можно найти в работах К. Бютнер, Д. Ричардсон, Р. Берон, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, Т.Г. Румянцева,
Э. Фромм и др.
Цель исследования: изучить психологические особенности агрессивного поведения современных подростков в зависимости от пола.
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: психологические особенности агрессивного поведения современных подростков в зависимости от пола.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от пола; при этом у мальчиков более выражены такие формы агрессии, как физическая агрессия, негативизм и раздражение, а у девочек вербальная агрессия, косвенная агрессия и чувство вины.
Задачи исследования:
-
Провести теоретический анализ проблемы у агрессии. -
Подобрать методики эмпирического изучения агрессивного поведения современных подростков. -
Провести эмпирическое исследование по выборки испытуемых. -
Проанализировать полученные результаты. -
Разработать рекомендации в зависимости от пола.
Теоретическо-методологическая основа исследования: В данной выпускной квалификационной работе были использованы научные работы весьма известных в области психологии ученых, которые посвятили большую часть своей научной деятельности проблемам психологии агрессии, а так же не обделили внимание агрессивное поведение детей и подростков, а именно юыли задействованы работы таких авторов, как Р. Уолтерс, А. Бандура, В.Н. Иванченко, С.Н. Ениколопов, П. Ковалев, А.Г. Асмолов, К. Лоренц, Р. Бэрон, Ф. Райс, З. Фрейд, И.А. Фурманов, Д. Ричардсон, Т.Г.
Румянцева и др.
Методы исследования:
-
Теоретические – проведение анализирования научных трудов литературы по теме необходимого исследования; -
Эмпирические – проведение исследования с помощью психодиагностического метода:
-Методика диагностирования показателей уровня и форм агрессии Басса-Дарки;
-Методика диагностики оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера;