Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и
аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности современного подростка
поведения современных подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Диагностика состояния и форм агрессии Басса-Дарки.
2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера).
-
Методы математического анализа и интерпретации полученных результатов.
Практическая значимость: исследование данной проблемы состоит в том, что данные результаты методов исследования могут быть использованы в деятельности психологов, педагогов, воспитателей, родителей.
Эмпирическая база исследования: МБУ «средняя школа №88» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 53 подростка (28 подростков учащиеся 8 класса и 25 подростков учащиеся 7 класса).
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы. Текст содержит 2 таблицы и 7 рисунков.
Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и
аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
В первоначальном смысле «быть агрессивным» значило что-то вроде: «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм) [36].
Сущность модели поведения, в котором присутствует такое явление, как подростковая агрессия изучается в самых разных разновидностях ее непосредственного проявления, а именно: в таком немаловажном ответвлении психологии, как психология личности, так же не следует забывать о явлении социальной психологии, важную роль играет детская психология и т. д. Абсолютно верно в одной из своих работ заметил Н. Д. Левит, что в данной проблеме мы находимся на пока еще совершенно неизученной ранее почве [20].
Одной из главных причин приведенного выше высказывания, в подавляющем большинстве случаев, выделяют тот факт, что явление спорности такого распространенного в русском языке, а также менталитете слова как "агрессия" зарождает после себя большие разногласия в психологической науке. В данном случае можно привести утверждение известное Т.Г. Румянцева: «в первую очередь, для дальнейшего научного осмысления природы человеческой агрессивности нужно, детализировать содержание и роль самого этого определения, что учитывает собой как детальную проработку категориального аппарата исследований, выявление бесчисленных терминологических различий, разнообразие, видов и принципов в использовании понятий» [28].
Весьма широкое распространение слово "агрессия" получило для того, чтобы производить обозначение нетактичных поступков в обществе.
Агрессию в подавляющем большинстве оценивают, как несомненно отрицательное, имеющее негативный окрас слово. В особенных случаях, в качестве исключения, действия, приведенные выше можно оценивать, как, несомненно, положительные (спорт, защита близких). В своём обычном окружении нередко происходят крайние примеры грубого и своеобразного несомненно агрессивного поведения (драчливость, злость). К агрессивности зачастую относят такое состояние, как состояние враждебности [30].
К выводу, что далеко не всегда агрессия может, или должна рассматриваться исключительно наружним поведением в последнее время приходит немало авторов. Исследование такого серьёзного явления, как агрессия должно, несомненно, содержать в себе оценочный фрагмент к примеру аргументы, или возбуждение. В ходе изучения агрессии ее следует рассматривать со всех сторон, а если точнее не только как поведенческий акт, но также не следует забывать про оценку как состояние, при котором выделяются такие несомненно важные вещи как эмоциональные, волевые, когнитивные компоненты.
Среди психологических особенностей, инициирующих агрессивное поведение, как правило, выделяют следующие [24]:
-
Отсутствие интеллекта; -
Снижение самовосприятия; -
Сниженный порок внутреннего контроля; -
Низкий уровень социальных коммуникаций; -
Повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин.
Исследователи (Х. Дельгадо, Л. Бендер, Ф. Аллан и др.) пришли к такому мнению, что необходимо принимать к сведению различность подходов к толкованию определения «агрессия».
Наиболее частыми являются определения:
-
Интенсивная предприимчивость, стремление самоутвердиться; -
Внутреннее влияние, приносящее человеку способ оказывать сопротивление внешним силам; -
Явления, характеризующиеся как атака, агрессивные действия, которые причиняют такие вещи как урон другому лицу или объекту. Х. Дельгадо подтверждает, что "человеческая агрессивность – это реакция человеческого поведения, сутью которого является применение физической силы, в ходе осуществления которой производится нанесение материального, психологического, а также других видов вреда личности, или обществу".
В педагогической, клинической и пенитенциарной практике чаще всего профессиональные психологи под агрессией подразумевают целенаправленное причинение урона другому человеку. «Агрессивное действие – это осознанное действие, которое изначально было направлено непосредственно на нанесение материального, психологического вреда» [2].
Агрессия характер, который схож свыше названной, характеризуется наличием такой возможности как проверка личностью, а предрасположенность к ней – происходит снижение, причиной которого являются такие вещи как социальные меры.
Называя агрессию своим именем, иными словами, давая ей определение, многие известные в наше время ученые видят своей целью осуществить это на основании непосредственного исследования, которые поддаются действительному наблюдению и измерению явлений, в большинстве случаев актов поведения. К примеру, А. Басс устанавливает агрессию как «реакцию», продуктом деятельности которой является приобретение другим организмом реакции связанных с возникновением влияния внешних воздействий на болевые рецепторы, а Уилсон как «физическое влияние, либо риск подобного деяния со стороны одной личности, что снижает независимость или генетическое соответствие другой личности».
Наиболее общим определением агрессии является поведение, наносящее вред. К тому же ущерб имеет возможность являться как непосредственным (наступление), так и непрямым (слухи).
Понятия "деструктивность", "напористость", "нападение", "жестокость" используются как синонимы понятия агрессии. Термином «агрессивность» означает ситуативную либо индивидуальную предрасположенность к разрушительному действию. Н.Д. Левитов обрисовал положение агрессивности как сценичное чувство гнева с утратой самоконтроля.
В последнее время в отечественной психологии возникла направленность к поэтапному разбору определений «агрессия» и «агрессивность». Первое, как правило, рассматривают как отдельные действия, поступки, второе – как сравнительно устойчивое качество личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а кроме того, к склонности воспринимать и трактовать социальные коммуникации иного человека представляющих собой враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в раннем возрасте, становится стабильным качеством характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Агрессия описывается словно воздействие, которое включает в себя специальный процесс и принцип; агрессивность, как составляющая часть более тяжелого строения психической особенности человека, отмечается как модель.
А.А. Реан устанавливает, что разность определений "агрессия" и "агрессивность" ведет к ключевому результату: не для любого агрессивного деяния субъекта принадлежит агрессивность индивида; но также, агрессивность человека может не всегда свидетельствовать в агрессивных действиях. Отражение агрессивности как качество в определенных действиях поведения, как агрессивных действиях, неоднократно выходит показателем сложного взаимодействия трансцитуационных и ситуационных условий [26].
На данный момент очень актуален вопрос, сутью которого является исследование агрессивного поведения подростков, потому как в современном обществе растет число агрессивных проявлений подростков и это оказывает содействие повышению тревожности отца с матерью, учителей, психологов.
На данный момент нередко осуществляется наблюдение драчливости, издевательства, жестокость, не имеющая под собой основания при общении друг с другом, в школе, на улице и в местах массового нахождения подростков. Недоброжелательный настрой в подростковом возрасте обусловлены вдобавок двумя условиями возраста и давлением общества. Подросток
пребывает под влиянием собственной семьи, средние учебные заведения и ровесников.
Сегодня разными авторами были выдвинуты несколько определений агрессивного поведения, однако, более общие дают Р. Барон и Д. Ричардсон, используя агрессивность как качество личности, поведение, направленное на саморазрушение, содержащееся при наличии деструктивных направленностей, с целью нанесения вреда другому человеку [13].
Что затрагивает формы агрессивных возбуждений у подростков, случается в разных ключах, важно отметить следующее:
-
Агрессия с применением физического воздействия; -
Агрессия непрямого характера; -
Раздражительность; -
Негативизм; -
Обида; -
Подозрительность; -
Скрытая агрессия; -
Вербальная агрессия
У подростков одна из форм агрессивного поведения – это аутоагрессивное поведение, сконцентрированная на самого себя.
Аутоагрессия, согласно сути, предполагает собой деструктивное, саморазрушающее действие.
Известность аутоагрессивного действия, и, в частности, самоубийств, увеличивается абсолютно во всём обществе. Безусловно, значительное воздействие на это влияют перемены, которые происходят в социальнополитической, экономической, внутренней сферах нашего общества и тем самым стимулируют прыжок в привычном образе жизни и увеличение внутренней напряженности.
Как установлено, тщательные выбранные изменения затрагивают подростков, которые более восприимчивы к ним в период развития личности.
С.С. Степанов под аутоагрессией осознает тот вид агрессивного поведения, при котором отрицательные воздействия ни в коем случае не имеют возможность быть адресованы стимулирующему субъекту и направлены на самого человека. Подобные результаты обнаруживаются в предрасположенности к самоуничтожению, порой в нанесении себе физиологических повреждений, а в особенно тяжелых случаях в попытках суицида. Подобное действие свойственно для людей, испытывающих страдания невротическими и подавленными расстройствами [34].
С.К. Нартова-Бочавер называет аутоагрессию вторичной психологической защитой, которая заключается в перенаправлении на себя неблагоприятного воздействия, связанного с внешним объектом [23].
Аутоагрессия не свойственна с момента рождения человека, дети, проживая свой первый год жизни, не склонны искать в себе ошибки. Способность давать оценку себе, а также давать оценку собственному поведению, способность делить вещи на плохое и хорошее появляется у ребенка к определенному сроку – рождается аналог поведения свойственный родителю, отрицательные поступки влекут за собой наказание, как более привычный и доступный метод. С течением времени данный тип