Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и
аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности современного подростка
поведения современных подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Диагностика состояния и форм агрессии Басса-Дарки.
2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера).
поведения трансформируется в самонаказание, переходит в привычку и вместо исправления ошибок и решения проблемы ребенок концентрирует агрессию против себя.
З. Фрейд полагал, что индивид на бессознательном уровне причиняет себе вред из-за тенденций, которые были в человеке с рождения.
В этом параграфе мы рассмотрели и выделили такие понятия как:
«разрушительные» последствия для человека.
Подростковый возраст имеет значимую роль в формировании и становлении личности человека. В данный период, заметно расширяется объем деятельности, изменяется его характер, закладываются основные принципы осознанного поведения, вырисовывается всеобщая направленность в создании моральных взглядов и правил.
Периодизация и задачи развития в подростковом возрасте:
Д.Б. Эльконин выделил 2 периода: младший подростковый возраст (1214 лет) и старший подростковый возраст (15-17лет), также выделил у подростков чувство взрослости и стремление к взрослости. Тем не менее, стремление быть взрослым побуждает возражения со стороны близких.
На данном этапе перед подростком возникает цель самоопределения и самосознания во взаимоотношениях между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет тенденции к становлению:
По Д.Б. Эльконину любой возрастной этап характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованием.
В данном возрасте на главный план выходит контакт со сверстником. Как раз в общении создаются главные новообразования: самосознание, пересматривание ценностей, понимание социальных общепризнанных норм.
Увеличиваются запросы в школе и в семье. Тем не менее, зачастую подросток не прекращает восприниматься в семье как ребенок. Из-за этого многочисленные конфликты. У подростка появляется стремление, если не быть, в таком случае хотя бы казаться взрослым.
В момент раннего подросткового возраста взаимодействие с ровесниками становится основой формирования. В общении подросток учится создавать взаимоотношения и приступает оценивать себя. Возникает заинтересованность к своей персоне. Подросток обучается сосредотачивать интерес на свои особенности, сравнивать себя с другими.
В старшем подростковом возрасте в основе ведущей деятельности Д.Б. Эльконин акцентировал учебно-профессиональную активность как понимание концепции академических определений в контексте предварительного профессионального самоопределения.
Согласно Л.И. Божович, в данный этап жизни совершается перемена взаимоотношений подростка к окружению и к себе. Он создает собственное миропонимание, собственные жизненные планы, что, в конечном счете, даст возможность даст ему жить независимо.
Еще одно новообразование – самоопределение. Ребенок приступает разбираться в себе и в собственных способностях, а кроме того, свое место в обществе и в предназначении жизни.
Все это приходится из-за разногласий психического и физического созревания, на фоне внутреннего развития. С этого места подростковый возраст описывается специалистами как переходный, трудный, кризисный. Следовательно, и в отношениях с окружающими неясность реакций, двусмысленность в поступках и действиях, что принимается взрослыми как отклонение, несоответствие от социальных правил.
Выделяются естественные для этого возраста противоречия в духовном развитии:
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Если говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду формирование его готовности к существованию в среде старших людей, причем как полноправного участника этой жизни. Если наблюдать за подростком, то можно заметить, что с виду все остается: подросток все так же продолжает учиться в той же школе, продолжает жить в одной и той же семье. Абсолютно всё окружение подростка всё в той же мере относится к нему как к «маленькому». Очень много из своих обязанностей он не выполняет самовольно, многое – не позволяют родители, которых все так же необходимо слушаться. До настоящей взрослости далеко. Он объективно не способен влиться во взрослую жизнь, однако, прилагать усилия к ней и претендовать на равноправные с взрослыми полномочия. Поменять они пока ничего не могут, однако, копируют старших. Отсюда и возникает атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, вечеринки у подъезда, поездки за город. Копируют всевозможные взаимоотношения.
Попадаются по истине ценные варианты взрослости, подходящие не только лишь для близких, но и с целью индивидуального формирования самого подростка. Это включение в абсолютно взрослую, интеллектуальную активность, когда подросток увлекается определенной областью науки либо искусства, серьезно обучаясь самообразованием. Либо забота о семье, содействие в решении равно как трудных, так и повседневных задач, поддержка тем, кто в ней имеет необходимость.
Однако, только маленькая часть подростков достигает высокого уровня формирования нравственного сознания и некоторые готовы взять на себя обязательство за благосостояние других. Наиболее популярной в наше время является общественная инфантильность.
Внутренне совершается следующее. У подростка возникает собственная точка зрения. Он считает уже себя в достаточной мере зрелым и относится к себе как к взрослому. Стремление, чтобы все (педагоги, родители) обращались к нему, как к равному, зрелому. Однако, при этом его не смущает, что прав он просит значительнее, нежели берет на себя обязанностей.
И отвечать подросток за что-то совершенно не хочет, разве что на словах. Желание к самодостаточности проявляется в том, что контролирование и содействия отвергаются. Чаще всего от подростка допускается слышать: «Я сам все понимаю!» И родителям необходимо только лишь смириться приложить усилия приучить собственных чад отвечать за собственные действия. Это им пригодится по жизни. К сожалению, такая «самостоятельность» - пока что единственный из главных инцидентов среди родителей и детей в этом возрасте. Зарождаются свои вкусы и убеждения, оценки, линии поведения. Наиболее насыщенное – это появление страсти к музыке определенного вида.
Старший подростковый возраст характеризуется еще проявленной эмоциональной неустойчивостью, внезапными колебаниями настроения. Рефлексия зачастую способствует легкости возникновения депрессивных состояний.
Основным процессом переходного возраста являются: становление жизненного мира личности, среды ее общения, коллективной принадлежности. Для подросткового возраста характерными являются внутренняя туманность, двусмысленность уровня запросов, неловкость и в тот же момент агрессивность, направленность принимать последние позиции и точки зрения.
Чем насыщеннее отличия среди окружения раннего возраста и окружения старшего, тем значительнее разделяющие их пределы, тем насыщеннее проявляются обостренность и проблематичность.
Ресурс внутренних конфликтов и девиантного поведения содержится в различии среди настоящей и идеальной самооценки, проявляющемся в особенности наглядно в старшем подростковом возрасте. Огромное разногласие среди Я-реальным и Я-идеальным является тревожным признаком, так как зачастую ведет к срывам поведения и общественноэмоциональной адаптации подростка. Многочисленные задачи, свойственные для подросткового возраста, поясняются ростом расхождения между Яреальным и Я-идеальным, а помимо этого, выпадением одной из элементов положительной Я-концепции.
Положительная Я-концепция определяется 3 факторами:
Этические обязательства по норме взросления начинают выступать как обоюдные, как регулирование оценки других и самооценки, цели формирования подростков приступают получать более установленный и общественный вид. Формирование системы целей в подростковый период можно продемонстрировать следующим способом:
З. Фрейд полагал, что индивид на бессознательном уровне причиняет себе вред из-за тенденций, которые были в человеке с рождения.
В этом параграфе мы рассмотрели и выделили такие понятия как:
-
Агрессия – это попытка, целью которого является причинение физического или психологического ущерба другому. -
Агрессивное поведение – это манера, в котором есть
«разрушительные» последствия для человека.
-
Агрессивность – это особенность человека, которая выражается в готовности к агрессивному поведению. -
Аутоагрессия – это враждебное действие, которое человек направляет на самого себя.
1.2 Психологические особенности современного подростка
Подростковый возраст имеет значимую роль в формировании и становлении личности человека. В данный период, заметно расширяется объем деятельности, изменяется его характер, закладываются основные принципы осознанного поведения, вырисовывается всеобщая направленность в создании моральных взглядов и правил.
Периодизация и задачи развития в подростковом возрасте:
Д.Б. Эльконин выделил 2 периода: младший подростковый возраст (1214 лет) и старший подростковый возраст (15-17лет), также выделил у подростков чувство взрослости и стремление к взрослости. Тем не менее, стремление быть взрослым побуждает возражения со стороны близких.
На данном этапе перед подростком возникает цель самоопределения и самосознания во взаимоотношениях между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет тенденции к становлению:
-
Так как происходят физиологические преобразования, подростку следует создать другой материальный образ Я, выработать полоролевую идентичность; -
Выработать умения межличностного общения; -
Формирование абстрактного мышления; -
Самоопределение в сфере образования и профессии.
По Д.Б. Эльконину любой возрастной этап характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованием.
В данном возрасте на главный план выходит контакт со сверстником. Как раз в общении создаются главные новообразования: самосознание, пересматривание ценностей, понимание социальных общепризнанных норм.
Увеличиваются запросы в школе и в семье. Тем не менее, зачастую подросток не прекращает восприниматься в семье как ребенок. Из-за этого многочисленные конфликты. У подростка появляется стремление, если не быть, в таком случае хотя бы казаться взрослым.
В момент раннего подросткового возраста взаимодействие с ровесниками становится основой формирования. В общении подросток учится создавать взаимоотношения и приступает оценивать себя. Возникает заинтересованность к своей персоне. Подросток обучается сосредотачивать интерес на свои особенности, сравнивать себя с другими.
В старшем подростковом возрасте в основе ведущей деятельности Д.Б. Эльконин акцентировал учебно-профессиональную активность как понимание концепции академических определений в контексте предварительного профессионального самоопределения.
Согласно Л.И. Божович, в данный этап жизни совершается перемена взаимоотношений подростка к окружению и к себе. Он создает собственное миропонимание, собственные жизненные планы, что, в конечном счете, даст возможность даст ему жить независимо.
Еще одно новообразование – самоопределение. Ребенок приступает разбираться в себе и в собственных способностях, а кроме того, свое место в обществе и в предназначении жизни.
Все это приходится из-за разногласий психического и физического созревания, на фоне внутреннего развития. С этого места подростковый возраст описывается специалистами как переходный, трудный, кризисный. Следовательно, и в отношениях с окружающими неясность реакций, двусмысленность в поступках и действиях, что принимается взрослыми как отклонение, несоответствие от социальных правил.
Выделяются естественные для этого возраста противоречия в духовном развитии:
-
Нетерпимость к неправде, злу, потребность противоборствовать с несправедливостью и несамостоятельность сориентироваться в затрудненных явлениях жизни; -
Потребность стать хорошим, целенаправленность к эталону и нетерпимость к поучению, прямому воспитательному влиянию старших; -
Готовность самоутвердиться и неумение правильно это сделать; -
Потребность в поддержке, и нежелание обратиться к взрослым; -
Много стремлений, разнообразие желаний и мало сил, навыка в их достижении; -
Эгоизм и чувствительное самолюбие; -
Мечтательность и агрессивные шутки; -
Необдуманное отношение к учебе и удивление от безграничных научных успехов.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Если говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду формирование его готовности к существованию в среде старших людей, причем как полноправного участника этой жизни. Если наблюдать за подростком, то можно заметить, что с виду все остается: подросток все так же продолжает учиться в той же школе, продолжает жить в одной и той же семье. Абсолютно всё окружение подростка всё в той же мере относится к нему как к «маленькому». Очень много из своих обязанностей он не выполняет самовольно, многое – не позволяют родители, которых все так же необходимо слушаться. До настоящей взрослости далеко. Он объективно не способен влиться во взрослую жизнь, однако, прилагать усилия к ней и претендовать на равноправные с взрослыми полномочия. Поменять они пока ничего не могут, однако, копируют старших. Отсюда и возникает атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, вечеринки у подъезда, поездки за город. Копируют всевозможные взаимоотношения.
Попадаются по истине ценные варианты взрослости, подходящие не только лишь для близких, но и с целью индивидуального формирования самого подростка. Это включение в абсолютно взрослую, интеллектуальную активность, когда подросток увлекается определенной областью науки либо искусства, серьезно обучаясь самообразованием. Либо забота о семье, содействие в решении равно как трудных, так и повседневных задач, поддержка тем, кто в ней имеет необходимость.
Однако, только маленькая часть подростков достигает высокого уровня формирования нравственного сознания и некоторые готовы взять на себя обязательство за благосостояние других. Наиболее популярной в наше время является общественная инфантильность.
Внутренне совершается следующее. У подростка возникает собственная точка зрения. Он считает уже себя в достаточной мере зрелым и относится к себе как к взрослому. Стремление, чтобы все (педагоги, родители) обращались к нему, как к равному, зрелому. Однако, при этом его не смущает, что прав он просит значительнее, нежели берет на себя обязанностей.
И отвечать подросток за что-то совершенно не хочет, разве что на словах. Желание к самодостаточности проявляется в том, что контролирование и содействия отвергаются. Чаще всего от подростка допускается слышать: «Я сам все понимаю!» И родителям необходимо только лишь смириться приложить усилия приучить собственных чад отвечать за собственные действия. Это им пригодится по жизни. К сожалению, такая «самостоятельность» - пока что единственный из главных инцидентов среди родителей и детей в этом возрасте. Зарождаются свои вкусы и убеждения, оценки, линии поведения. Наиболее насыщенное – это появление страсти к музыке определенного вида.
Старший подростковый возраст характеризуется еще проявленной эмоциональной неустойчивостью, внезапными колебаниями настроения. Рефлексия зачастую способствует легкости возникновения депрессивных состояний.
Основным процессом переходного возраста являются: становление жизненного мира личности, среды ее общения, коллективной принадлежности. Для подросткового возраста характерными являются внутренняя туманность, двусмысленность уровня запросов, неловкость и в тот же момент агрессивность, направленность принимать последние позиции и точки зрения.
Чем насыщеннее отличия среди окружения раннего возраста и окружения старшего, тем значительнее разделяющие их пределы, тем насыщеннее проявляются обостренность и проблематичность.
Ресурс внутренних конфликтов и девиантного поведения содержится в различии среди настоящей и идеальной самооценки, проявляющемся в особенности наглядно в старшем подростковом возрасте. Огромное разногласие среди Я-реальным и Я-идеальным является тревожным признаком, так как зачастую ведет к срывам поведения и общественноэмоциональной адаптации подростка. Многочисленные задачи, свойственные для подросткового возраста, поясняются ростом расхождения между Яреальным и Я-идеальным, а помимо этого, выпадением одной из элементов положительной Я-концепции.
Положительная Я-концепция определяется 3 факторами:
-
Стойкой убежденностью в симпатии другим людям; -
Убежденности в способности к тому или другому типу работы и ощущением своей важности; -
Третья часть представляется скорее результатом первых двух.
Этические обязательства по норме взросления начинают выступать как обоюдные, как регулирование оценки других и самооценки, цели формирования подростков приступают получать более установленный и общественный вид. Формирование системы целей в подростковый период можно продемонстрировать следующим способом:
-
Общее эмоциональное созревание – от деструктивных чувств и нехватки уравновешенности и конструктивности к плодотворным ощущениям и уравновешенности, субъективной к объективной интерпретации ситуации; -
Переход увлечений к другому полу – от заинтересованности к подобному полу к вниманию к противоположному полу; -
Социальное созревание – от чувства нерешительности в обществе ровесников к достижению уверенности; -
Освобождение от заботы родителей – от поиска помощи у родителей к опоре на свои силы; -
Интеллектуальное созревание – от веры в авторитеты к требованию аргументов; от фактов к пояснению; -
Выбор профессии – от заинтересованности к престижным профессиям к адекватной оценке собственных способностей и подбору надлежащей специальности; -
Проведение свободного времени – от заинтересованности к личным играм, к интересу к групповым играм; от интенсивного участия в играх к пассивному наблюдению; -
Формирование жизненной философии – от безразличия к социальным процессам к инициативному участию в них; от склонности к наслаждениям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.