Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятия агрессии, агрессивности, агрессивного и
аутоагрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Психологические особенности современного подростка
поведения современных подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1 Диагностика состояния и форм агрессии Басса-Дарки.
2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера).
Уровень косвенной агрессии у девочек 30%. Это свидетельствует о фрустрации подростка и его стараниях сдержать свои агрессивные проявления.
Уровень физической агрессии у мальчиков – 30%. Раздражение – 31%. Это указывает на невротические расстройства, нарушения половой идентичности, низкая самооценка.
|
|
Рисунок 1 – Чувство вины подростков.
Кроме того, сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек показывает, что у девочек индекс враждебности превышает индекс агрессивности, у мальчиков наоборот, следовательно, девочки больше склонны к обиде и подозрительности, девочки более живо реагируют на межличностные события, а мальчики склонны к озлобленности, к неумению выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
|
|
Рисунок 2 – Соотношение индекса агрессивности и индекса враждебности у девочек.
|
|
Рисунок 3 – Соотношение индекса агрессивности и индекса враждебности у мальчиков.
По отдельным шкалам степень обиды девочек превосходит степень обиды мальчиков. Еще, степень подозрительности девочек и мальчиков одинакова. Уровень физической агрессии у девочек ниже (16%), чем у юношей (30%).
|
|
Рисунок 4 – Уровень физической агрессии подростков.
Для девочек свойственно предпочтение вербальной агрессии в любой ее форме – прямой или косвенной. Хотя косвенная форма более распространена.
|
|
Рисунок 5 – Уровень косвенной и вербальной агрессии подростков.
В результате эмпирического анализа проблемы, показано, что у мальчиков физическая форма агрессии, негативизм, раздражение возникает при нарушениях половой идентичности, невротических расстройствах, при низкой самооценке. Из-за этого мальчики избегают общения со сверстниками, хотят отдаляться от группы, могут совершать необдуманные поступки.
Мальчики ощущают агрессию в таких межличностных отношениях, как спорт, учеба, личная угроза. Девочек более ярко задевают межличностные события.
Их злость нередко обуславливается качеством межличностных взаимоотношений, что приводит к неуправляемой ситуации. Причиной агрессии могут стать видимые физические недостатки, которые тяжело "завуалировать", физическое самовосприятие мальчиков усилено.
Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрации подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления.
2.2.2 Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера).
Полученные результаты позволяют отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек.
Рассмотрим различия и определим выборку, которая показывает, что мальчики были идентифицированы:
-
Более высокий уровень агрессии (45 и более баллов) набрали в эксперименте 3 человека (20%); -
Средний уровень – 5 человек (33%); -
Низкий уровень выявил у 7 человек (46,7%)
Что касается девочек, то тут мы можем определить:
-
Высокий уровень (45 и более баллов) - набрала 1 девочка (10%); -
Средний уровень (36-44 баллов) - набрали 4 девочки (40%); -
Низкий уровень (35 и менее баллов)- набрали 5 девочек (50%)
Таблица 2 – Уровень агрессивности у мальчиков и девочек.
Количество баллов | Девочки | Мальчики | Всего |
45 и более баллов | 1 | 3 | 4 человека |
36-44 балла | 4 | 5 | 9 человек |
35 и менее | 5 | 7 | 12 человек |
|
|
Рисунок 6 – Уровни агрессии мальчиков и девочек.
Всего высокий уровень определили 4 человека (16%), средний - 9 человек (36%) и низкий - 12 человек (48%). Эти данные показаны на рис. 6.
|
|
Рисунок 7 – Общие данные по респондентам.
По поводу тех, кто набрал (45 баллов и выше) – можно отметить, что они
более агрессивны, часто грубят окружающим. Эти люди надеются добиться успеха, пренебрегая интересами других.
Средний уровень агрессивности (36-44 балла) – умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку у них достаточно амбиций и уверенности в себе.
35 и меньше баллов - такие люди слишком снисходительны, что связано с неуверенностью в своих силах и возможностях.
Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал, что склонность и выраженность к агрессивному поведению больше проявляется у мальчиков, нежели у девочек.
Так как физическая агрессия преобладает у 10-11-летних мальчиков, следовательно, у них агрессивность проявляется больше. У девочек прослеживается рост этой формы агрессии, а мальчики с возрастом происходит снижение этой агрессии.
У мальчиков в 12-13 лет происходит угасание вербальной агрессии в то время, как у девочек происходит увеличение данной агрессии. Всплеск вербальной агрессии начинается у мальчиков к 14-15 годам. На всех возрастных этапах подросткового возраста у мальчиков негативизм гораздо более выражен. При переходе с 13 на 14-15 лет у девочек снижается негативизм.
Современный подросток проявляет агрессию двумя способами:
-
Открыто выражать, приобретая жизненные навыки. Руководствуясь данными, или он достигает авторитета, или разрушается, ломается. -
Сдерживать себя, быть послушным, однако, ничего особенного в жизни не добившись. Подавленная энергия в этом случае вырвется наружу в виде невроза или психосоматического заболевания.
2.3 Рекомендации
Агрессивным детям необходимо понимание и помощь старших, следовательно, ключевая цель психологической помощи состоит не в том, чтобы установить диагноз, а в оказании возможной и оперативной помощи ребенку.
Критерии агрессивности:
-
Нередко теряет контроль над собой; -
Зачастую возражает, ругается со старшими; -
Часто не желает выполнять правила; -
Намеренно действует на нервы людей; -
Зачастую обвиняет других в собственных ошибках; -
Нередко завистлив; -
Чувствителен, быстро отвечает на всевозможные действия окружающих.
Работа педагогов и психологов с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
-
Работа с гневом. Подготовка агрессивных детей приемлемым методам выражения гнева; -
Обучение ребят навыкам определения и контролирования, умению обладать собой в моментах, инициирующих гнев; -
Развитие способности к эмпатии, доверию и т.д.
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Работая с агрессивными детьми, педагог обязан, первоначально, организовать контакт с семьей. Он имеет возможность или непосредственно предоставить рекомендации родителям, или в корректной форме порекомендовать им обратиться к психологу.
Основная задача такой информации – продемонстрировать родителям, что одним из оснований проявления агрессии у детей может являться враждебное поведение родителей.
Тем не менее, все приведенные методы и способы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь единовременный вид. Непоследовательность поведения родителей сможет послужить причиной к смещению в худшую сторону поведения ребенка. Терпеливость и заинтересованность к ребенку, его нуждам и потребностям, проработка навыков общения – вот что, несомненно, поможет родителям привести в порядок отношения с сыном или дочерью.
Принципы работы с агрессивными детьми для педагога:
-
Взаимодействие с ребенком; -
Внимание к отношению личности ребенка; -
Увлеченность к душевному миру ребенка; -
Понимание личности ребенка; -
Совместная работа – оказание плодотворной помощи в проблемных ситуациях.