Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И.С. Арон в ходе экспериментального изучения гендерных особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с использованием тест-опросника для измерения мотивации достижения (ТМД) (модификация опросника А. Мехрабиана), дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова, анкеты для изучения приоритетных для девушек и юношей профессий установил, что и юноши, и девушки преимущественно ориентированы на мотивацию достижения успеха, что может оказывать существенное влияние на успешность процесса профессионального самоопределения старшеклассников. При этом результаты диагностики мотивации достижения юношей и девушек имеют и некоторые различия. Так, 46,7% девушек продемонстрировали высокую мотивацию, 46,7% среднюю и лишь у 6,6% выявлена низкая. В группе юношей 33,3% характеризуются высокой мотивацией, 53,3% средней и у 13,3% выявлен низкий уровень потребности в достижении. Данные ДДО позволили определить степень выраженности осознанной склонности юношей и девушек к одному из пяти типов профессий: «человек - человек», «человек - техника», «человек -художественный образ», «человек - природа», «человек - знаковая система». Полученные по данной методике результаты свидетельствуют о том, что 46,7% юношей склонны к профессиям типа «человек - техника», 33,3% к профессиям, связанным с цифровыми и буквенными знаками, 13,3% к профессиям, связанным с обслуживанием людей, и 6,7% к творческим профессиям. Таким образом, у юношей преобладают склонности к техническим профессиям и профессиям, связанным с цифровыми и буквенными знаками. В группе девушек обнаружены несколько иные приоритеты в выборе профессии. Большинство девушек (53,3%) продемонстрировали направленность на профессии типа «человек - человек»; 20,0% обнаружили склонности к профессиям, связанным со знаками; 13,3% связанным с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, и ещё 13,3% к творческим профессиям. Итак, в группе девушек преобладают профессиональные интересы, связанные с обслуживанием людей, общением. По результатам анкетирования были сделаны выводы о приоритетных профессиях среди старшеклассников с учётом гендера. Выяснилось, что среди любимых учебных предметов юношей первые места занимают история (40,0%), химия (33,3%), физика (26,7%) и алгебра (26,7%). Любимыми школьными предметами девушек являются литература (40,0%), история (33,3%) и право (33,3%), т. е. юношей в большей степени интересуют точные науки и предметы естественнонаучного цикла, тогда как девушки отдают предпочтение гуманитарным предметам. Юношам более всего нравятся профессии программиста (40,0%), шофёра (20,0%), инженера-конструктора (20,0%); девушкам - профессии менеджера (40,0%), врача (33,3%), психолога (20,0%). В будущей профессии юношей привлекают в большей степени материальная обеспеченность (33,3%), процесс трудовой деятельности (20,0%) и перспективность деятельности (20,0%); девушек - контакты с людьми (40,0%), условия труда (20,0%), материальная обеспеченность (20,0%) и возможность получения новых впечатлений (20,0%). Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического исследования профессионального самоопределения юношей и девушек, подтверждают предположение о различиях между юношами и девушками в профессиональных интересах, склонностях, мотивации достижения, в обосновании привлекательности профессий [46].


Выводы по результатам исследования:

Проведенное исследование позволило выделить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте:

. Большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (32,5%), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (22,5%), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (20%), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 12,5% соответственно).

. У наибольшего количества лиц юношеского возраста выражен реалистический тип профессиональной направленности (27,5%), который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. Также у многих испытуемых юношеского возраста выражен интеллектуальный тип профессиональной направленности (25%), который ориентирован на умственный труд. Такое же количество старшеклассников (25%) имеют социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой. Менее выражен художественный тип профессиональной направленности в юношеском возрасте (10%), который ориентирован на сферу художественного творчества. У незначительного количества старшеклассников выражен предпринимательский тип профессиональной направленности (7,5%), который ориентирован на руководство людьми и бизнесом. Наименее выражен в юношеском возрасте конвенциональный тип профессиональной направленности (5%), который ориентирован на четко структурированную деятельность.

. В юношеском возрасте наиболее значимы следующие факторы выбора профессии: профессия одна из важнейших в обществе, большая зарплата, возможность достичь социального признания и уважения. Наименее значимыми в юношеском возрасте являются следующие факторы выбора профессии: небольшой рабочий день, отсутствие частого контакта с людьми, работа требует постоянного творчества, работа соответствует моему характеру.

. У половины испытуемых юношеского возраста (50%) доминируют внешние положительные мотивы выбора профессии. То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж профессии. Менее выражены в юношеском возрасте внутренние социально значимые мотивы (25%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д. Наименее выражены в юношеском возрасте внутренние индивидуально-значимые мотивы (17,5%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора профессии: интерес к профессии, соответствие требований профессии имеющимся способностям, склонности к определенному виду деятельности. Самую немногочисленную группу в юношеском возрасте составили учащиеся с внешними отрицательными мотивами (7,5%). То есть эти старшеклассники выбрали профессию под воздействием на них давления со стороны окружающих (например, родителей), страха наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера.



. Проведенное исследование позволило выявить различия в особенностях профессионального самоопределения у юношей и девушек.

Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по показателю «Человек-техника». У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой по сравнению с девушками. Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по показателю «Человек-человек». У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми по сравнению с юношами.

Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по показателю «Реалистический тип профессиональной направленности». У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши по сравнению с девушками достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с созданием материальных вещей, обслуживанием технологических процессов и технических устройств. Установлены достоверно значимые различия между юношами и девушками по показателю «Социальный тип профессиональной направленности». У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки по сравнению с юношами достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с социальной средой.

Для юношей наиболее значимы следующие факторы выбора процессии: большая зарплата, возможность достичь социального признания и уважения, профессия одна из важнейших в обществе. Для девушек наиболее значимы следующие факторы выбора процессии: профессия одна из важнейших в обществе, работа с людьми, возможность самосовершенствования. Таким образом, для юношей в большей степени значимы материальные факторы выбора профессии, а для девушек - социальные. Следует отметить, что для юношей и девушек такие важные факторы выбора профессии, как «работа соответствует моим способностям» и «работа соответствует моему характеру» не имеет высокого коэффициента значимости. То есть юноши и девушки в большей степени ориентируются на внешние факторы выбора профессии, а не на внутренние.


Для юношей наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии, то есть для юношей наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Для девушек наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии и внутренний социально значимый тип мотивации. То есть для девушек наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, а также общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что гипотеза была полностью подтверждена. Следовательно, можно утверждать, что существуют половые различия в профессиональных предпочтениях, факторах и мотивах выбора профессии в юношеском возрасте.

Профессиональные предпочтения, мотивы и факторы выбора профессии могут рассматриваться в юношеском возрасте как средство для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок старшеклассников, находящихся в ситуации выбора профессии. Однако в связи с небольшим объемом выборки полученные результаты нельзя признать окончательными, для получения более достоверных данных требуются значительно большие выборки.

Полученные данные могут быть использованы при приведении консультативной и тренинговой работы с учащимися. Полученные данные важны также для обсуждения более далеких профессиональных перспектив юношей и девушек, которым требуется поддержка в принятии профессионально важных решений.

2.3 Практические рекомендации по результатам исследования
Рекомендации педагогам

Работа педагогов по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников может включать в себя:

) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

) индивидуальную работу со старшеклассниками, требующими особого отношения и внимания.

Педагоги должны помочь старшеклассникам по следующим направлениям:

определение интересов, возможностей и способностей учащихся;

формирование внутренней мотивации к профессиональной деятельности;

выявление и решение проблем, связанных с выбором профильной программы обучения.

Рекомендации администрации общеобразовательной школы

Рекомендации администрации общеобразовательной школы по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников предполагают:

усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий школ с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);

обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом выбранных ими индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся;

оказание методической помощи учителям в переориентации их деятельности созидателя, ментора на деятельность, направленную на эмпатию; обеспечение старшеклассников поддержкой в личностном выборе.

совершенствование информационно-методического, программно-методического обеспечения работы педагогов со старшеклассниками;

усиление просветительской работы с родителями, старшеклассников;

организация образовательного процесса, как в школе, так и вне ее, обогащение социального пространства школьников за счет включения их в социально-воспитательные проекты;