Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создание условий старшеклассникам для участия в профессиональных и профессионально-социальных пробах;
изучение и оценка индивидуальных особенностей учащихся на разных ступенях обучения для активизации внутренних психологических ресурсов личности;
целевое обучение педагогов, психологов для работы в профильных классах.
Рекомендации родителям старшеклассников
С целью оптимизации процесса профессионального самоопределения старшеклассников родителям можно предложить следующие рекомендации:
родители должны дать детям по возможности объективное представление о своей или знакомой профессии, не культивируя у ребенка предвзятое отношение к данной профессиональной деятельности;
родители должны прислушиваться к мнению ребенка в выборе профессии, однако не должны активно советовать и давить на ребенка; если они хотят переубедить своего ребенка в совершенном выборе, то делать это необходимо тактично с приведением веских доводов;
родители не должны ограничивать детей в выборе профессии, активно отвергая определенные варианты профессионального выбора;
родители должны создавать условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно-обоснованных ответов на вопросы «С кем ( с какой общностью людей) быть?», «Каким быть?», «Где я больше всего буду полезен людям?», «Что я смогу дать обществу?»;
родители должны ознакомить своих детей с разнообразием профессий,
обращать внимание ребенка на профессиональный самоанализ различных сторон его личности, с точки зрения обсуждаемых профессий,
заботиться о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку,
создавать возможности для пробы сил в разных профессиональных направлениях,
обсуждать с детьми их профессиональные планы, помогать найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях.
Практические рекомендации педагогу-психологу
Психолого-педагогическая помощь старшекласснику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов (активизации). Педагогам-психологам можно рекомендовать следующую схему организации активизирующего консультационного взаимодействия.
Начальный этап, на котором консультант должен познакомиться с информацией об учащемся и на основании ее анализа выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу, определить проблему и наметить пути ее решения.
Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства ее решения.
Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап может занять достаточно много времени, но он является принципиально важным. Смысл его заключается в том, чтобы и профконсультант, и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой.
Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, то есть оставался субъектом самоопределения.
Педагог-психолог с целью активизации профессионального самоопределения старшеклассников может использовать как исследовательские и диагностические методики, так и развивающие, тренинговые, направленные на развитие навыков целеполагания, выработки человеком стратегии своей жизни, развития временной перспективы. Можно использовать программу (тренинг) развития способности к целеполаганию и временной перспективы будущего.
Практическим психологам, работающим с сфере образования, при составлении программ психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся следует опираться на программы, разработанные Г.В. Резапкиной.
Для диагностики на этапе предпрофильной и профильной подготовки можно использовать следующий комплекс методик [47], [48], [49]:
Блок I. Диагностика профессиональных интересов и склонностей
Матрица выбора профессии (Г. В. Резапкина)
Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж. Голланда)
Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» А. Е. Голомштока) Методики первого блока позволяют:
сделать предварительный выбор профессии на основе двух критериев
предмета и вида труда, и получить информацию из словаря профессий о содержании, профессионально важных качествах и медицинских противопоказаниях 200 профессий, приведенных в Матрице (Матрица выбора профессии).
попарно сравнить 60 профессий, относящихся к разным типам по Дж.Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Е.Климову, сделав таким образом более корректный выбор, чем в прежних вариантах методики (Определение профессионального типа личности);
выявить склонности к одному из видов профессиональной деятельности.
Блок II. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы
Методика «Эрудит» (ШТУР под ред. К. М. Гуревича в модификации Г. В. Резапкиной)
Тип мышления (в модификации Г. В. Резапкиной)
Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан)
Методики второго блока позволяют:
определить уровень усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных операций и развития вербального интеллекта учащихся 8-11-х классов («Эрудит»: 4 серии по 20 заданий на выявление уровня развития основных мыслительных операций).
уточнить индивидуальный способ преобразования информации (Тип мышления: 40 утверждений, отражающих особенности четырех типов мышления: предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, наглядно-образного, а также уровень креативности).
выявить уровень развития невербального интеллекта, способность к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации.
Блок III. Диагностика особенностей коммуникативной и эмоционально-волевой сферы
Тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки)
Оценка эмоционального интеллекта (модификация Н. Холла)
Опросник «Определение уровня внутренней свободы»
Методики третьего блока позволяют:
оценить проявления различных форм агрессии (сокращенный вариант Теста Басса-Дарки: 35 утверждений, характеризующих семь проявлений агрессивного поведения);
оценить сформированность таких важнейших компонентов эмоционального интеллекта, как самосознание, самоконтроль, самомотивация, эмпатия, навыки взаимодействия (тест Холла: 30 утверждений);
определить уровень субъективного контроля личности (Модификация УСК: 40 вопросов на выявление сформированности ответственности за обстоятельства своей жизни).
Как элементы некого «психологического конструктора», методики каждого психодиагностического блока рассматриваются комплексно: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание нескольких разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения, а также облегчают выбор будущей профессии.
Результаты тестирования могут быть представлены в виде количественной и качественной интерпретации данных по каждому тесту. Для группы (класса) заключение дается в виде рейтинга респондентов по заданным параметрам: рекомендуемый профиль обучения, профессию или результаты прохождения любого из девяти тестов.
Психологу можно предложить использовать программы профессионального самоопределения учащихся. Педагогу-психологу можно рекомендовать разработать следующие занятия в рамках программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников:
четверть. Что я знаю о своих возможностях
урок. Самооценка и уровень притязаний.
урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
урок. Что такое стресс.
урок. Определение типа мышления.
урок. Внимание и память.
урок. Уровень внутренней свободы.
урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»
четверть. Что я знаю о профессиях
урок. Классификация профессий. Признаки профессии.
урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
урок. Определение типа будущей профессии.
урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
урок. Определение профессионального типа личности.
урок. Профессионально важные качества.
урок. Профессия и здоровье.
урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»
четверть. Способности и профессиональная пригодность
урок. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
урок. Способности к профессиям социального типа.
урок. Способности к офисным видам деятельности.
урок. Способность к предпринимательской деятельности.
урок. Эстетические способности.
урок. Уровни профессиональной пригодности.
урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»
четверть. Планирование профессиональной карьеры
урок. Мотивы и потребности.
урок. Ошибки в выборе профессии.
урок. Современный рынок труда.
урок. Пути получения профессии.
урок. Навыки самопрезентации.
урок. Стратегия выбора профессии.
урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».
Заключение
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте - сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). В процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. В юношеском возрасте происходит пробный выбор будущей профессии, когда из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать. Отечественные авторы сходятся во мнении о том, что обычно в юношеском возрасте учащиеся самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.