Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Полоролевые стереотипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.
. Структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость.
Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.
Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.
Как видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден - осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.
В.И. Кутугина [29] на основании систематизации ряда научных работ описала комплексную систему факторов, влияющих на профессиональное самоопределение в юности. Среди этих факторов можно выделить несколько групп: группа факторов - социально-экономические:
- Разнообразие профессий;
- Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).
- Способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры).
- Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству - пример: сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов.
- Престиж профессии.
- Материальные и моральные стимулы труда.группа - социально-психологические факторы:
- Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).
- Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):
место - материальные мотивы - стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
место - социальные мотивы - желание занять достойное место в обществе;
место - моральные мотивы - желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;
место - группа престижных мотивов - желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;
место - профессиональные и познавательные мотивы - стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;
место - утилитарные мотивы - возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;
место - мотивы творчества - возможность быть оригинальным, неповторимым;
место - эстетические мотивы - стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.группа - психологические факторы:
- Интересы и склонности.
- Общие и специальные способности.
- Уровень интеллектуального развития.
- Самооценка и уровень притязаний.
- Особенности памяти, внимания.группа - психофизиологические факторы:
- Состояние здоровья.
- Свойства нервной системы (сила - слабость, лабильность - инертность, подвижность).
Многочисленные исследования убедительно показали, что в ряде профессий правильность действий специалиста в экстремальной ситуации зависит не столько от опыта работы, сколько от основных свойств нервной системы. Так, например, подавляющее большинство операторов энергосистем с сильной НС в аварийных ситуациях не терялись, принимали все меры, чтобы предотвратить аварию, а «слабые» либо совершали действия, приводящие к ухудшению ситуации, либо вообще покидали рабочее место.
- Но почти в любой профессии есть специальности, которые требуют разной выраженности свойств нервной системы. В профессии врача, например, для лиц со слабой нервной системой противопоказаны специализации хирурга, реаниматолога, но могут быть рекомендованы специальности терапевта, окулиста, где маловероятны экстремальные ситуации. Т.е., особенности НС не обязательно будут противопоказанием к той или иной профессии, но и игнорировать их нельзя, т.к. это может привести к серьезным ошибкам при выборе профессии.
- Особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).
На основе обзора научных работ мы предлагаем системную классификацию факторов профессионального самоопределения. Она включает:
) объективные факторы - биологический, средовой фактор (социальное окружение, образовательная среда учебного заведения, профессиональная среда; влияние средств массовой информации); фактор времени, случайный фактор и специальные факторы профессионального самоопределения (содержание и условия профессиональной деятельности; профессиональные требования к личности специалиста);
) субъективные факторы профессионального самоопределения объединяют когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный и мотивационный компоненты. Конкретные реальные пересечения факторов происходят непосредственно в ситуации самоопределения.
При изучении факторов профессионального самоопределения в юношеском возрасте мы опирались на системный подход к изучению личности, определенный Б. Г. Ананьевым, на концептуальные представления о закономерностях и особенностях становления и развития профессионала (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, и др.).
Проведенный теоретический анализ позволяет предположить, что особенности когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и мотивационного компонентов способны детерминировать успешность профессионального самоопределения и выступают как факторы профессионального самоопределения.
1.3 Методы изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Изучением проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались Е.М. Борисова, Ю.П. Ветров, М.Р. Гинзбург, К.М. Гуревич, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.Ф. Лазурский, А.К.Осницкий, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, B.C. Собкин, В.Д. Шадриков и др. Данные авторы в основном применяли следующие методы: беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование.
Опишем более подробно каждый из этих методов.
Анкетирование - это эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету [30, с. 28]. Материал анкетирования подвергается качественной и количественной обработке. Анкетирование может быть как групповым, так и индивидуальным.
Обзор научно-методических работ различных авторов ([31], [32], [33] и др.) позволил обобщить и следующим образом классифицировать типы вопросов, которые встречаются в профориентационных анкетах:
- Вопросы, касающиеся профессиональных намерений учащегося. В частности: «Что собирается ученик делать после окончания XI класса?», «Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?», «Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?», «Что советуют делать родители после окончания XI класса?», «Согласен ли учащийся с их мнением?».
- Вопросы, касающиеся интересов учащегося. В частности: «Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?», «Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?», «Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?», «Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?».
- Вопросы, касающиеся склонностей учащегося. В частности: «Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?», «Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?»,«Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?», «Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?».
- Вопросы, касающиеся способностей учащегося. В частности: «Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?», «Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?», «Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?», «Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?», «Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?», «Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?».
- Вопросы, касающиеся личных качеств учащегося. В частности: «Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?», «Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?», «Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?», «Занимается ли самовоспитанием?», «Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?».
- Вопросы, касающиеся готовности к выбору профессионального пути учащегося. В частности: «Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?», «По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?», «Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?», «В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?».
Таким образом, анкетирование позволяет провести самодиагностику старшеклассниками своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств, готовности к выбору профессии, что дает возможность испытуемому провести саморефлексию, а психологу собрать необходимую информацию для последующей профориентационной работы с учащимся.