Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема V. Становление новой России (октябрь 1917г.-1920г.).

Урок 13. Первые месяцы большевистского правления.

Цели и задачи: 1. Показать уч-ся те полит-е и соц-е проблемы, которые предстояло

Решать большевикам после прихода к власти.

2. Подвести уч-ся к пониманию сути изменений во взглядах руковод-

ства партии большевиков на судьбу Учредительного собрания.

3. Разъяснить уч-ся условия Брестского мира.

4. Продолжить формирование умений работать с ист. документами,

анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист.документами, просмотр презентации.

Основные понятия: национализация, комбеды, сепаратный мир, аннексия, ультиматум,

контрибуция, компромисс, наркоматы, ВЦИК, РСФСР, ВЧК, одно-

партийная система, продовольственная диктатура, «культурная

революция».

Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей- Ленина, Троцкого,

презентаци «Формирование однопартийной системы», «Экономичес-

кая политика Советской власти» - уроки 16, 17 - 9кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.91-92.

3. Формирование новых знаний:

Формирование новых органов власти и управления.

1. Всероссийский съезд Советов – высший законодательный орган.

2. ВЦИК (Всерос-й центр-й исполн-й комитет – в перерывах между съездами выполнял функции 1-го.

3. Совет народных комиссаров – высший исполнительный орган с правом законода-тельной инициативы.

4. Народные комиссариаты (наркоматы) – центр-е органы гос.управления вместо министерств.

Упразднены старые судебные учреждения: сенат, окружные, военные, мировые суды, прокуратура и адвокатские коллегии. Их заменили народные суды и революци-онные трибуналы, избираемые Советами (т.е. изначально подчинены правящей пар-тии).

Большевики неохотно согласились на проведение всенародных выборов в Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о гос-й власти в стране, и проиграли эти выборы. Поэтому в конце ноября 1917г. они объявляют партию кадетов «врагами народа», след-но лишили ее мандатов в Учр-е Собр-е.


Закрытие некот. органов печати.

5 янв.1918г. в Петрограде в Таврическом дворце открылось Всерос. Учред. соб.

С первых же минут работы дискуссия по подготовленной ВЦИК Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, против которой умерен. социалисты.

(работа с документом с.93-94)

Из-за отказа обсуждать Декларацию ВЦИК, большевики покинули Таврич. дворец , а следом и левые эсеры. На след. день ВЦИК распустил Учред.собрание.

10янв. в том же Тавр.дворце начал работу III Всерос. съезд Советов, на котором произошло объединение Советов рабочих и солд.депутатов с Советами крест.депутат.

Россия была объявлена Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). В нач.1918г. прошли выборы в местн. Советы, кот. раньше не было.

В июле 1918г. на V съезде Советов была принята Конституция РСФСР, кот. закре-пила новую организацию власти.

Советы и партия большевиков.

- расхождение жизни с конституцион. положениями, т.к. Ленин говорил о ликвидации спец.аппарата насилия и замене армии вооружением народа, а на деле в дек.1917г. создал карательный орган: Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) во главе с Дзержинским(«железный Феликс»), имеющий неогранич. права.

- Ленин был против разделения властей , и > часть трудового населения была ущемлена в праве участвовать в реальном осуществлении власти:

- городская и сельская буржуазия, помещики, чиновники, служители церкви были лишены полит-х прав;

- введение в Конституцию статей, дающим в 5 раз > прав на выборах рабочим, чем крестьянам;

- введение многоступенчатых выборов при открытом голосовании.

Все это по опыту др. стран вело к сосредоточению власти в руках одной, находящей-ся вне контроля об-ва группы или слоя людей.

А у нас в России это диктатура пролетариата, осуществляемая через узкий слой компартии, след-но совет-я полит-я система стала практически однопартийной.

Складывание однопартийной системы.

- в дек.1917г. левые эсеры единственные, кто вместе с большевиками вступили в правительство, получив в СНК портфели наркомов. Но их сотрудничество было непрочным, т.к. расхождение в вопросах о диктатуре пролетариата, о закрытии газет, о судопроизводстве и заключении сепаратного мира с Германией.



- в марте 1918г. после ратификации Брестского мира IV Всерос-им съездом Советов левые эсеры в знак протеста вышли из правительства.

- критика левых эсеров с поддержкой оппозиционных сил во ВЦИК и экономической политики большевиков.

- в мае 1918г. Совет партии правых эсеров, которых поддержали и меньшевики, провозгласил главную задачу – ликвидацию большевистской власти.

- в июне 1918г. большевики отвечают исключением из ВЦИК правых эсеров и мень-шевиков, за которыми началось преследование.

- в конце июня эта учесть постигла и левых эсеров, которые решили положить конец Брестскому миру.

- 6 июля 1918г. левыми эсерами был убит посол Германии в России граф В.Мирбах , + партийные боевики захватили телеграф и др. важные объекты, что использовали в своих интересах большевики, исключив левых эсеров из ВЦИК и местных Советов.

Т.е. в Советском гос-ве утвердилась однопартийная система, т.к. левых у власти осталось очень мало.

Преобразования в экономике.

Формирование экономики нерыночного, директивного типа ( где отсутствует частная собст-ть на средства производства, их обобществление, хоз-е связи основываются не на товарно-денежных отношениях, а на принципе административ-

ного распределения продуктов из единого центра):

1) 14ноября 1917г. в промышленности вводится рабочий контроль (на производство, куплю-продажу готовой продукции и сырье, финансовую политику предприятия).

2) конец ноября 1917г. массовая национализация заводов и фабрик, чуть позже частных банков, ж/д транспорта, введение монополии внешней торговли, аннулиро-ванны внутренние и иностранные гос.займы царского и Временного правительств.

3) в мае 1918г. Совнарком национализирует отдельные отрасли, а в июне – всю круп-ную промышленность.

4) в деревне шла реализация Декрета о земле (передача земли крестьянам, освобожде-ние их от платежей за аренду земли, ликвидация их долга банкам), отказ кулаков сдавать хлеб гос-ву за копейки, след-но введение карточной системы на хлеб.

5) в мае 1918г. была объявлена продовольственная диктатура: открытая борьба Наркомата продовольствия с кулаками, запрет свободной торговли хлебом, введение твердых цен, конфискация излишков (в случае укрывательства – 10 лет тюрьмы) с использованием спец. вооруж.отрядов.

След-но, позиции кулачества серьезно подорваны, т.е. удар по производитель-ным силам деревни, недовольство и середняков.


Социальная политика.

Первые решения Советской власти в социальной сфере:

- установление 8-часового рабочего дня;

- выплата пособий по безработице и болезни;

- ликвидация сословного деления общества;

- уравнение в правах мужчин и женщин;

- в феврале 1918г. Россия перешла на общеевропейский григорианский календарь (после 31января наступило 14 февраля);

- в январе 1920г. издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от гос-ва, возможность вести атеистическую пропаганду, лишение церкви права собственности.

(прочитать с 100 мелким шрифтом)

Начало «культурной революции».

Вместо Министерства народного просвещения сформировался Наркомат просвещения во главе с А.В.Луначарским, в ведении которого были все сферы духов-ной жизни об-ва, все учреждения культуры.

К сер.1918г. он управляет школой, полит.просвещением населения, издательс-ким делом, научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами, контролирует лит-ру и искусство.

Реализация главной цели большевиков в начатой ими «культурной револю- ции»: опираясь на гос.власть, политизировать культуру, утвердить в об-ве господ-ство марксистской идеологии, превратить систему образования, гуманитарные науки, лит-ру, искусство, театр в институт «воспитательного» воздействия правящей партии на народные массы.

Др.сторона «культурной революции»:

- после Октября устранялись сословно-классовые препоны, мешавшие трудящимся пользоваться благами культуры и просвещения;

- общим достоянием стали крупнейшие частные худ-е и книжные собрания, музеи и дворцы знати, киностудии и театры;

- по Конституции всем в равной степени предоставлялось полное, всестороннее и бесплатное образование, след-но преимущество при поступлении в ВУЗы;

- проблема рос.интеллигенции,где 2 полюса: противники большевизма и сторонники,

но > часть рос.интеллигенции занимала нейтральную позицию, стоящих вне полити-ки, которые со временем склонялись к властям по причинам:

1) чисто прагматическим (всем нужно кормить свои семьи, служа у новых властей, большевики стимулировали их материальной заинтересованностью).

2) принципиальным , ведь антибольшевистские сили и интервенты угрожали общедемократическим завоеваниям революции, целостности и независимости России

(зачитать список сотрудничавших с властью деятелей науки и искусства с.101-102)
.

Некоторые специалисты не только сотрудничали, но и вступали в компартию.

Внешняя политика.

Чтобы успешно проводить внутренние преобразования России, большевики нуждались в спокойствии на внешних границах, но это очень трудно.

- в ноябре 1917г. Россия подписывает с Германией и ее союзниками соглашение о перемирии, а с 12 дек. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении сепа-ратного мира.

Советс.делегация во главе с Троцким (показ портрета и слайда) предложила заключить мир без аннексий и контрибуций. Но Германия требовала себе террито-рии в 150 тыс.кв.км (Польшу, часть Прибалтики и Белоруссии). В руководстве боль-шевистской партии начались разногласия:

- Ленин настаивал принять германские условия;

- Троцкий и его сторонники настаивали на отказе от подписания мира, ожидая наступления герм.войск, угрожающих Сов.власти;

- Бухарин и «левые коммунисты» требовали отказаться вообще от переговоров.

На заседании ЦК 11 янв.1918г. достигли компромиссного решения – тянуть время.

В сер.января Троцкий вернулся в Брест-Литовск, где его торопили с подписа-нием мира на прежних условиях. 28янв., когда затягивать было уже невозможно, Троцкий выступил с офиц. заявлением об отказе. Берлин расценил это как разрыв перемирия, и с 18февр. (по новому стилю) германские войска перешли в наступление в направлении Петрограда, Москвы и Киева, сметая все на своем пути.

19февр. была принята ленинская резолюция о заключении мира на любых условиях, и известили Берлин.

23февр. сов. прав-во получило новый германский ультиматум с еще более унизительными для России условиями:

- Россия теряет все оккупированные немцами территории + Эстонию и Латвию;

- выводит армию из Финляндии и Украины;

- отдает Турции некоторые районы Закавказья (Карс, Ардаган, Батум);

- Германия получает право беспошлинного вывоза сырья.

А позже еще:

- демобилизация рос. армии и флота;

- уплата контрибуции в 6 млрд марок.

3 марта 1918г. сов.делегация без обсуждения подписала в Брест-Литовске мирный договор, а через нес-ко дней он был ратифицирован IV съездом Советов в Москве (новой столице России).

Вывод: так ценой беспрецедентных в мировой истории уступок, уязвлявших патрио-тические чувства млн рос.граждан, большевики сохранили власть над Россией и по-лучили, правда, на короткое время мирную передышку.
4. Домашнее задание: п.13.

Урок 14. Огненные версты Гражданской войны.