Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В последующие годы рев.движение продолжало неудержимо нарастать. Также усиливалось и нац.движение на окраинах (в Закавказье, Прибалтике, Царстве Польском). В таком состоянии Россия в августе 1914г. вступила в Перв.мир.войну.
4. Домашнее задание: п.7.
Урок 8. Россия в Первой мировой войне.
Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин, целей, итогов участия России
в Первой мировой войне.
2. Познакомить уч-ся с основными военными операциями.
3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документами
просмотр презентации.
Основные понятия: сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум, блицкриг
(молниеносная война), «внутренний мир», Земгоры, ВПК, прог-
рессивный блок, «революционное пораженчество».
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты политич. деятелей, презентация
«Россия в Первой мировой войне1914-1918 гг.» 9 кл.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.51-52.
3. Формирование новых знаний:
Европа накануне войны.
В нач.ХХ в. в Европе завершился процесс формирования двух противостоящих друг другу блоков – Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) 1882г. и Антанты (Англия и Франция в1904г. и Англия и Россия в 1907г.).
Основная причина – борьба за рынки сбыта (Германия и Англия), т.е. передел уже поделенного мира, борьба за сферы влияния (колонии).
Компромисс между Англией и Россией по поводу Ирана, Афганистана и Тибета.
В 1908г. между блоками постоянно возникают конфликты, кот. невозможно решить мирным путем.
Международные конфликты.
Боснийский кризис:
Босния и Герцеговина после Рус.-турец. Войны 1877-1878гг. по решению Берлинского конгресса были временно оккупированы австро-венг.войсками,но формально под суверенитетом Османской империи. В 1908г. воспользовавшись революцией в Турции, Австро-Венгрия объявила об аннексии (присоединении) Боснии и Герцеговины. А Россия, попытавшаяся протистовать, получила ультиматум от Германии, кот. грозила начать войну, если Россия не признает аннексию. Т.к. союзники не желали воевать из-за Боснии, Россия пошла на дипл-ю капитуляцию.
В 1912-1913гг.в результате войны против Сербии, Болгарии и Греции Турция лишается почти всех европейских владений, что на руку России (это реванш).
Но в 1913г. началась вторая Балканская война, где недавние союзники стали делить территорию (Болгария потеряла, Сербия и Греция приобрели). А Россия потеряла в лице Болгарии потенциального союзника, кот. стал ориент-ся на Тройст.с.
А союзница России Сербия, усилившись в Балканских войнах сама стала претендовать на центр южнослав-х народов, след-но Балканы стали «пороховым погребом» Европы.
Начало войны. Планы воюющих сторон.
15июня 1914г. во время военного смотра в аннексированной Боснии (в Сараево) Г.Принципом был убит наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд. Принцип объявлен агентом Сербии, след-но Авс.-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с требованиями, большинство кот. Сербия приняла. Но все же Австрия 15 июля 1914г. объявила ей войну. Россия вступилась за союзника, начав общую мобилизацию. Германия, воспользовавшись этим, 19 июля объявляет войну России, а 21 июля – Франции, а 22 июля Великобритания объявила войну Германии.
Вскоре война из общеевропейской стала мировой (38 стран участниц с населением свыше 1млрд человек).
Каждый из блоков рассчитывал на быстрый исход:
- Антанта - на захват в тиски врага;
- Тройственный союз – на разгром врага поодиночке (начальник герм. ген.штаба – Шлиффен разработал блицкриг – «молниеносная война». (презентация, где развертывание армий). Разгром сначала Франции, а затем и России.
Однако с первых месяцев войны стало ясно, что война будет долгой, след-но нужен крепкий тыл (снабжение, согласованность всех слоев населения). Этим Россия похвастаться не могла, след-но нет шансов на победу.
Первые месяцы войны.
- с первых месяцев война подняла рус. патриотизм, т.к. сначала успехи в войне;
- лозунг «внутреннего мира» в IV Госдуме показал, что кроме большевиков (их арестовали и в Сибирь), все фракции забыть внутренние распри, за воен.кредиты, т.к. для буржуазии России Милюков сказал о черноморских проливах, а меньшевики и эсеры – против аннексий и контрибуций, призвали массы «защищать свое отечество».
- рус. войска спасли Париж от разгрома немцами, начав наступление в Вост.Пруссии, но 1-я рус.армии (генерал Ренненкампф) и 2-я рус.армия (генерал Самсонов) не смогли соединиться, и немцы смогли вытеснить их с захвачен с территории.
- > успешны были русские на Ю-З фронте- в Галиции против австро-венгров, где в 1914 г. наши заняли Львов.
«Великое отступление».
В 1915г. воен.положение России значительно осложнилось.
- Германия перебросила войска с запада на восток и с весны 1915г. начала теснить рус. войска из Галиции.
Проявились слабые стороны рус.армии:
1) техническая отсталость;
2) плохая организация и нередкое неудовлетворительное командование;
3) сложность со снабжением армии боеприпасами;
4) слабая поддержка со стороны союзников.
Как следствие «великое отступление» -потеря Зап.Украины, Польши, части Литвы и Белоруссии. Правда полностью вывести из строя Россию не удалось, но большие потери и усталость, показывали раздражение против власти, кот. не способна привести Россию к победе.
«Патриотическая тревога».
Из-за воен.поражений осложнилось внутриполитическое положение России:
- если в начале войны буржуазная оппозиция рассчитывала на сотрудничество с влас-
тями, т.к. прав-во разрешило создать на базе земств и городских дум Главный комитет по снабжению армии (Земгор), а в 1915г. – ВПК -военно-промышленные комитеты
в разных сферах пром.производства, куда вошли крупные предприниматели и банкиры, то действовали они под строгим надзором, т.е. ни свободной воли, ни права голоса буржуазия не имела.
«Великое отступление» показало, что царская власть ведет страну к военному разгрому, а это означало революционный взрыв в стране, тут-то и оживилось рабочее движение. Буржуазная оппозиция сменила лозунг «внутреннего мира» на «патриотическую тревогу». В IV Думе кадеты, октябристы и др. оппозиц.фракции создали прогрессивный блок (резкая критика правящей бюрократии), главным требованием которого было создание «правительства общего доверия»(сотруднич. с Думой). Лозунг «патриотической тревоги» был подхвачен влиятельными органами печати, принадл-х буржуазии, которые повели широкую компанию за дискридитацию правящей верхушки.
Брусиловский прорыв.
1916 г. Германия и Авс.-Венгрия ведут активные действия на Западе:
- немцы жестоко атакуют крепость Верден на пути к Парижу («Верденская мясорубка, где участвовало и погибло много людей – до 1млн);
- австрийцы практически уничтожили Италию, кот. перешла на сторону Антанты;
- положение попытались исправить русские, но получилось только в Галиции, где генерал Брусилов совершил грандиозный прорыв (прорвал фронт на протяжении 340 км и в глубину на 120 км (за 2 недели противники потеряли здесь до 1,5 млн чел.).
Брусиловский прорыв поставил Авт.-Венгрию в тяж. положение, и она перебрасывает войска из Италии на восток, а
Германия отходит от Парижа, след-но Италия спасена, а у англо-франц. войск возможность контрнаступления на р.Сомме.
Но этот успех наших на Ю-З фронте не был поддержан, след-но результатов нет.
Углубление внутриполитического и экономического кризиса.
С 1916г. в России все больше заметна разруха:
1) катастрофическая нехватка топлива и метала, след-но срыв воен.заказов на предпр.
2) Ж/д транспорт не справляется с возросшими грузоперевозками, с эвакуацией населения, доставкой топлива, сырья, продовольствия.
3) в крупных городах, особ. в Петербурге и Москве огромные очереди за хлебом , мясом, сахаром и др. (снимок в презентации).
(работа с документом с.59. Зарплата рабочихувеличилась на 50-100%, а цены в 5р>)
Разруха ухудшила и без того тяжелое положение народных масс, след-но рост протеста (в городах забастовки, а в деревнях из-за постоянных реквизиций хлеба, скота, лошадей – массовые крестьянские волнения).
Активизация антивоенного движения в армии и на флоте:
- лозунг «революционного пораженчества», выдвинутый еще осенью 1914г. ЦК РСДРП, кот. объявлял войну несправедливой и грабительской со стороны всех участников, призывавший всех рабочих воюющих держав низложить свои правительства, т.е. развалить империалистические гос-ва, превратить мировую войну в мировую революцию, в начале войны не имел поддержки, а в 1916г. стал популярен;
- на отдельных участках солдаты примирялись с противником, отказывались подчиняться офицерам, идти в наступление и т.п.
Все более активной становится и либеральная оппозиция, критикуя царских министров за неспособность привести страну к победе, обвиняют их в измене, след-но начинают разрабатывать план дворцового переворота (свержения Николая II).
Урок 9. Русская культура конца XIX – начала ХХв.
Цели и задачи: 1. Работа над проблемой: как процессы рос.модернизации отражались
в развитии культуры нач.ХХв.
2. Познакомить уч-ся с достижениями рус.культуры периода, назван-
ного «Серебряный век».
3. Продолжить формирование умений работать с дополн. лит-рой,
делать доклады, презентации, грамотно излагать материал.
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литрой, выступл. с
докладами, просмотр презентации.
Основные понятия: «Серебряный век», народные университеты, Нобелевская премия,
модернистские течения, символизм, акмеисты, футуристы,
импрессионисты, абстракционизм, примитивизм, модерн.
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты ученых, художников, литераторов, репра-
дукции картин, презентация «Серебряный век русской культуры» 9кл
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.60.
3. Формирование новых знаний:
На рус.культуру неизгладимый отпечаток наложили:
- общий кризис самодержавного строя, кот. ощущался уже в конце XIXв.;
- бурные события начала ХХв.;
- томительное предчувствие, присущее многим представителям творческой интел-ции.
Но это было время нового взлета рус.культуры, получившее название «Серебряный век».
Просвещение. Печать. Наука.
В нач.ХХв. в России обширная и развернутая система образования, кот. включала три ступени:
I - начальная (церковно-приходские школы, народные училища).
II – средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища).
III- высшая (университеты, институты).
Тяжелее всего было положение начальной школы:
- низкий % грамотных в стране (около 30% в 1917г.);
- минимальные траты на народное просвещение в стране (в 9 раз ниже Германии), хотя после первой рус.революции резкое увеличение ассигнований на нач.образование, а в 1907г. II Дума хотела сделать нач.образование всеобщим, но не успела.
Немного лучше положение со средними учебными заведениями:
- сначала в 1860-х гг. система среднего образования была искусственно деформирова-
на (учреждались классические гимназии, где упор на древние языки; реальные училища с узкопрофильной технической ориентацией)
- но в нач.ХХв. в гимназиях ослабляется классич.направленность, след-но > времени на естественные науки и математику, а в реальных училищах ликвидирована узкая специализация, след-но > возможность получения высшего образования;
- в нач.ХХв. > популярность коммерческих училищ (лучше материальная база, хоро-
шее образование, впервые совместное обучение юношей и девушек.
Высшее образование:
Раздел 2. Великая российская революция. Советская эпоха.