Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последующие годы рев.движение продолжало неудержимо нарастать. Также усиливалось и нац.движение на окраинах (в Закавказье, Прибалтике, Царстве Польском). В таком состоянии Россия в августе 1914г. вступила в Перв.мир.войну.

4. Домашнее задание: п.7.

Урок 8. Россия в Первой мировой войне.

Цели и задачи: 1. Подвести уч-ся к пониманию причин, целей, итогов участия России

в Первой мировой войне.

2. Познакомить уч-ся с основными военными операциями.

3. Продолжить формирование умений работать с ист.картой.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документами

просмотр презентации.

Основные понятия: сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум, блицкриг

(молниеносная война), «внутренний мир», Земгоры, ВПК, прог-

рессивный блок, «революционное пораженчество».

Оборудование: учебник, тетрадь, портреты политич. деятелей, презентация

«Россия в Первой мировой войне1914-1918 гг.» 9 кл.

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.51-52.

3. Формирование новых знаний:

Европа накануне войны.

В нач.ХХ в. в Европе завершился процесс формирования двух противостоящих друг другу блоков – Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) 1882г. и Антанты (Англия и Франция в1904г. и Англия и Россия в 1907г.).

Основная причина – борьба за рынки сбыта (Германия и Англия), т.е. передел уже поделенного мира, борьба за сферы влияния (колонии).

Компромисс между Англией и Россией по поводу Ирана, Афганистана и Тибета.

В 1908г. между блоками постоянно возникают конфликты, кот. невозможно решить мирным путем.

Международные конфликты.

Боснийский кризис:

Босния и Герцеговина после Рус.-турец. Войны 1877-1878гг. по решению Берлинского конгресса были временно оккупированы австро-венг.войсками,но формально под суверенитетом Османской империи. В 1908г. воспользовавшись революцией в Турции, Австро-Венгрия объявила об аннексии (присоединении) Боснии и Герцеговины. А Россия, попытавшаяся протистовать, получила ультиматум от Германии, кот. грозила начать войну, если Россия не признает аннексию. Т.к. союзники не желали воевать из-за Боснии, Россия пошла на дипл-ю капитуляцию.

В 1912-1913гг.в результате войны против Сербии, Болгарии и Греции Турция лишается почти всех европейских владений, что на руку России (это реванш).


Но в 1913г. началась вторая Балканская война, где недавние союзники стали делить территорию (Болгария потеряла, Сербия и Греция приобрели). А Россия потеряла в лице Болгарии потенциального союзника, кот. стал ориент-ся на Тройст.с.

А союзница России Сербия, усилившись в Балканских войнах сама стала претендовать на центр южнослав-х народов, след-но Балканы стали «пороховым погребом» Европы.

Начало войны. Планы воюющих сторон.

15июня 1914г. во время военного смотра в аннексированной Боснии (в Сараево) Г.Принципом был убит наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд. Принцип объявлен агентом Сербии, след-но Авс.-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с требованиями, большинство кот. Сербия приняла. Но все же Австрия 15 июля 1914г. объявила ей войну. Россия вступилась за союзника, начав общую мобилизацию. Германия, воспользовавшись этим, 19 июля объявляет войну России, а 21 июля – Франции, а 22 июля Великобритания объявила войну Германии.

Вскоре война из общеевропейской стала мировой (38 стран участниц с населением свыше 1млрд человек).

Каждый из блоков рассчитывал на быстрый исход:

- Антанта - на захват в тиски врага;

- Тройственный союз – на разгром врага поодиночке (начальник герм. ген.штаба – Шлиффен разработал блицкриг – «молниеносная война». (презентация, где развертывание армий). Разгром сначала Франции, а затем и России.

Однако с первых месяцев войны стало ясно, что война будет долгой, след-но нужен крепкий тыл (снабжение, согласованность всех слоев населения). Этим Россия похвастаться не могла, след-но нет шансов на победу.

Первые месяцы войны.

- с первых месяцев война подняла рус. патриотизм, т.к. сначала успехи в войне;

- лозунг «внутреннего мира» в IV Госдуме показал, что кроме большевиков (их арестовали и в Сибирь), все фракции забыть внутренние распри, за воен.кредиты, т.к. для буржуазии России Милюков сказал о черноморских проливах, а меньшевики и эсеры – против аннексий и контрибуций, призвали массы «защищать свое отечество».

- рус. войска спасли Париж от разгрома немцами, начав наступление в Вост.Пруссии, но 1-я рус.армии (генерал Ренненкампф) и 2-я рус.армия (генерал Самсонов) не смогли соединиться, и немцы смогли вытеснить их с захвачен с территории.

- > успешны были русские на Ю-З фронте- в Галиции против австро-венгров, где в 1914 г. наши заняли Львов.



«Великое отступление».

В 1915г. воен.положение России значительно осложнилось.

- Германия перебросила войска с запада на восток и с весны 1915г. начала теснить рус. войска из Галиции.

Проявились слабые стороны рус.армии:

1) техническая отсталость;

2) плохая организация и нередкое неудовлетворительное командование;

3) сложность со снабжением армии боеприпасами;

4) слабая поддержка со стороны союзников.

Как следствие «великое отступление» -потеря Зап.Украины, Польши, части Литвы и Белоруссии. Правда полностью вывести из строя Россию не удалось, но большие потери и усталость, показывали раздражение против власти, кот. не способна привести Россию к победе.

«Патриотическая тревога».

Из-за воен.поражений осложнилось внутриполитическое положение России:

- если в начале войны буржуазная оппозиция рассчитывала на сотрудничество с влас-

тями, т.к. прав-во разрешило создать на базе земств и городских дум Главный комитет по снабжению армии (Земгор), а в 1915г. – ВПК -военно-промышленные комитеты

в разных сферах пром.производства, куда вошли крупные предприниматели и банкиры, то действовали они под строгим надзором, т.е. ни свободной воли, ни права голоса буржуазия не имела.

«Великое отступление» показало, что царская власть ведет страну к военному разгрому, а это означало революционный взрыв в стране, тут-то и оживилось рабочее движение. Буржуазная оппозиция сменила лозунг «внутреннего мира» на «патриотическую тревогу». В IV Думе кадеты, октябристы и др. оппозиц.фракции создали прогрессивный блок (резкая критика правящей бюрократии), главным требованием которого было создание «правительства общего доверия»(сотруднич. с Думой). Лозунг «патриотической тревоги» был подхвачен влиятельными органами печати, принадл-х буржуазии, которые повели широкую компанию за дискридитацию правящей верхушки.

Брусиловский прорыв.

1916 г. Германия и Авс.-Венгрия ведут активные действия на Западе:

- немцы жестоко атакуют крепость Верден на пути к Парижу («Верденская мясорубка, где участвовало и погибло много людей – до 1млн);

- австрийцы практически уничтожили Италию, кот. перешла на сторону Антанты;

- положение попытались исправить русские, но получилось только в Галиции, где генерал Брусилов совершил грандиозный прорыв (прорвал фронт на протяжении 340 км и в глубину на 120 км (за 2 недели противники потеряли здесь до 1,5 млн чел.).

Брусиловский прорыв поставил Авт.-Венгрию в тяж. положение, и она перебрасывает войска из Италии на восток, а
Германия отходит от Парижа, след-но Италия спасена, а у англо-франц. войск возможность контрнаступления на р.Сомме.

Но этот успех наших на Ю-З фронте не был поддержан, след-но результатов нет.

Углубление внутриполитического и экономического кризиса.

С 1916г. в России все больше заметна разруха:

1) катастрофическая нехватка топлива и метала, след-но срыв воен.заказов на предпр.

2) Ж/д транспорт не справляется с возросшими грузоперевозками, с эвакуацией населения, доставкой топлива, сырья, продовольствия.

3) в крупных городах, особ. в Петербурге и Москве огромные очереди за хлебом , мясом, сахаром и др. (снимок в презентации).

(работа с документом с.59. Зарплата рабочихувеличилась на 50-100%, а цены в 5р>)

Разруха ухудшила и без того тяжелое положение народных масс, след-но рост протеста (в городах забастовки, а в деревнях из-за постоянных реквизиций хлеба, скота, лошадей – массовые крестьянские волнения).

Активизация антивоенного движения в армии и на флоте:

- лозунг «революционного пораженчества», выдвинутый еще осенью 1914г. ЦК РСДРП, кот. объявлял войну несправедливой и грабительской со стороны всех участников, призывавший всех рабочих воюющих держав низложить свои правительства, т.е. развалить империалистические гос-ва, превратить мировую войну в мировую революцию, в начале войны не имел поддержки, а в 1916г. стал популярен;

- на отдельных участках солдаты примирялись с противником, отказывались подчиняться офицерам, идти в наступление и т.п.

Все более активной становится и либеральная оппозиция, критикуя царских министров за неспособность привести страну к победе, обвиняют их в измене, след-но начинают разрабатывать план дворцового переворота (свержения Николая II).

Урок 9. Русская культура конца XIX – начала ХХв.

Цели и задачи: 1. Работа над проблемой: как процессы рос.модернизации отражались

в развитии культуры нач.ХХв.

2. Познакомить уч-ся с достижениями рус.культуры периода, назван-

ного «Серебряный век».

3. Продолжить формирование умений работать с дополн. лит-рой,

делать доклады, презентации, грамотно излагать материал.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литрой, выступл. с


докладами, просмотр презентации.

Основные понятия: «Серебряный век», народные университеты, Нобелевская премия,

модернистские течения, символизм, акмеисты, футуристы,

импрессионисты, абстракционизм, примитивизм, модерн.

Оборудование: учебник, тетрадь, портреты ученых, художников, литераторов, репра-

дукции картин, презентация «Серебряный век русской культуры» 9кл

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.60.

3. Формирование новых знаний:

На рус.культуру неизгладимый отпечаток наложили:

- общий кризис самодержавного строя, кот. ощущался уже в конце XIXв.;

- бурные события начала ХХв.;

- томительное предчувствие, присущее многим представителям творческой интел-ции.

Но это было время нового взлета рус.культуры, получившее название «Серебряный век».

Просвещение. Печать. Наука.

В нач.ХХв. в России обширная и развернутая система образования, кот. включала три ступени:

I - начальная (церковно-приходские школы, народные училища).

II – средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища).

III- высшая (университеты, институты).

Тяжелее всего было положение начальной школы:

- низкий % грамотных в стране (около 30% в 1917г.);

- минимальные траты на народное просвещение в стране (в 9 раз ниже Германии), хотя после первой рус.революции резкое увеличение ассигнований на нач.образование, а в 1907г. II Дума хотела сделать нач.образование всеобщим, но не успела.

Немного лучше положение со средними учебными заведениями:

- сначала в 1860-х гг. система среднего образования была искусственно деформирова-

на (учреждались классические гимназии, где упор на древние языки; реальные училища с узкопрофильной технической ориентацией)

- но в нач.ХХв. в гимназиях ослабляется классич.направленность, след-но > времени на естественные науки и математику, а в реальных училищах ликвидирована узкая специализация, след-но > возможность получения высшего образования;

- в нач.ХХв. > популярность коммерческих училищ (лучше материальная база, хоро-

шее образование, впервые совместное обучение юношей и девушек.

Высшее образование:

Раздел 2. Великая российская революция. Советская эпоха.