Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) углублялась разруха в пром-ти и на транспорте, продовольственный кризис;

3) бушевала инфляция, снижавшая покупательную способность рубля (до 6-7 коп.);

4) рост полит.стачек в городе, самовольного захвата помещ.земель в деревне и выступ-лений народов за нац-е самоопределение;

5) армия выходила из повиновения командованию, участились дезертирство и брата-ние с противником.

В этих условиях ни Врем.прав-во, ни эсеро-меньшевистские Советы не могли удержать Россию на пути демократии, «бонапартистски» лавируя между противопо-ложными интересами верхов и низов рос.об-ва, сталкивались с растущим противодей-ствием и левых, и правых.

На IV съезде (конец июля-нач.августа) больш.партия провозгласила курс на во-оруженный захват власти. А на правом фланге росло число сторонников военной диктатуры.

Острое недовольство слабостью Врем.прав-ва ярко проявилось в работе Гос-го совещания (Москва, 12-15 августа), где присутствовали представители буржуа, выс-шего духовенства, генералитета, бывшие депутаты Гос.думы, рук-во Советов, всех полит.партий (кроме большевиков) и профсоюзов.

Созванное Керенским Гос.совещание отказало ему в проведении его «бонапар-тистской» политики. Центральной фигурой там стал Верховный главнокомандующий (с 18июля 1917г.) генерал Корнилов. (просмотр презентации) С его именем связан переломный и самый драматический эпизод рус.революции, известный как Корнилов-ский мятеж.

Выступление генерала Корнилова.

Подготовка к воен.перевороту началась еще до Гос.совещания. Ее осуществляли: 1) Ставка Верх-го главнокомандования во главе с Корниловым;

2) офицерские организации;

3) торгово-промыш-е круги (общество, руководимое Гучковым и Путиловым);

4) верхи кадетской партии, убедившиеся в сбившемся курсе революции.

(работа с документом с.83-84 «Листок их архива»)

10 августа Верх-й главнок-й вручил министру-председателю докладную записку, где Корнилов предлагал:

- восстановить дисциплинарную власть офицеров;

- ограничить компетенцию войсковых комитетов хозяйственными заботами;

- распространить на тыловые части закон о смертной казни;

- расформировать неповинующиеся воен.части, а солдат в концлагеря;

- перевести ж/д, > часть заводов и шахт на воен.положение.

Керенский долго колебался, но после неудачи на Гос.совещании согласился. 24 августа в Могилев, где находилась Ставка, прибыл Савинков (личный представитель


Корнилова) бывший эсер-террорист. Согласились быстро. Керенский принимал все пункты докладной записки Корнилова, а генерал обязывался направить в Петроград воинские части для подавления беспорядков, т.е. репрессировать все неугодные власти силы. Корнилов отдал приказ о движении к столице конного корпуса и 2-х конных ди-визий в эшелонах по ж/д.

После возращения Савинкова в Петроград, до Керенского дошли слухи о загово-ре Корнилова, и он меняет решение: с головой выдать генерала левым и ценой его устранения с полит.арены упрочить собственные позиции.

27авг.1917г. указом Корнилов снят с должности Верх.главноком-го, а вечером в сообщение Керенского Корнилов обвинен в измене с попыткой с помощью конных отрядов, движимых в Петроград, взять власть в свои руки.

Тем самым Керенский получил поддержку Советов, профсоюзов, соцпартий (всех левых, в т.ч. большевиков). Ж/д работники саботировали в/ч Корнилова, револю-

ционеры направили туда агитаторов. А Петрограде спешно формировались вооруж-е отряды Красной гвардии.

В итоге корпус и 2 дивизии были остановлены и рассеяны, а Корнилов и его соратники арестованы. Единственный выстрел в корниловской эпопее – самоубийство генерала Крымова, котор. Непосредственно командовал воен.экспедицией.

1 сент.1917г. Россия провозглашена республикой, в конце сент. Керенский сформировал третье коалиц-е прав-во из либералов и социалистов.

Ошибка Керенского, кот. потерял поддержку правых из-за поражения корни-ловского выступления, и подставил себя под удар молниеносно нарастающей угрозы с левого, большевистского фланга.

3. Закрепление: работа с понятиями и вопросами параграфа.

4. Домашнее задание: п.11.

Урок 12. Большевики берут власть.

Цели и задачи: 1. Показать уч-ся факты, свидетельствующие о наличии общенаци-

онального кризиса осенью 1917г.

2. Объяснить причины Октябрьской революции.

3. Познакомить уч-ся с главными решениями II съезда Советов.

4. Подвести уч-ся к рассуждениям: почему первыми законодательны-

ми актами большевиков были Декрет о мире и о земле.

Тип урока: комбинированный

Тип обучения: словесно-наглядный

Методы: беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной лит-рой, просмотр презентации.

Основные понятия: Военная организация, партия левых эсеров, Военно-революцион-

ный комитет (ВРК), Декрет, однородное социалистическое прав-

во, право наций на самоопределение.



Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей- Ленина, Троцкого,

презентация «Установление власти большевиков.» 9кл 15ур., карта «Становление Советской власти».

Ход урока:

1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.

2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.86.

3. Формирование новых знаний:

Вооруженное восстание в Петрограде.

С конца авг.1917г. руков-во Советами постепенно переходило к большевикам.

Теперь РСДРП(б) имела и численную и полит-ю силу:

- прочная и разветвленная парт-я структура;

- Военная организация для работы в армии + контроль вооруж-х отрядов Красной гвардии.

Главные конкуренты большевиков за влияние на народ – умерен.социалисты теперь наоборот были в кризисе (падало их влияние, уменьш. численность, у эсеров раскол, где левое крыло возглавил Спиридонов, а с конца ноября это сомаст-я пар-тия левых эсеров, переход многих в партию большевиков)

Пока Ленин скрывался в Финляндии, в среде большевиков колебания:

- Зиновьев и Каменев(умерен.большевики) –члены ЦК – отстаивали не революц-й, а парламентский, мирный путь развития страны.

Ленин нелегально возвращается в Петроград в нач. октября1917г., убеждая всех в немедленном вооруж. захвате гос. власти. На заседаниях ЦК 10 и 16 окт. Были приняты резолюции о всесторонней и усиленной подготовке вооруж.восстания.

12 окт.1917г. Петроградский Совет, возглавляемый Троцким (показать порт-рет), постановил создать Военно-революционный комитет (ВРК), куда, помимо большевиков, вошли левые эсеры и анархисты.

22 окт. ВРК направил своих комиссаров во все в/ч Петроградского горнизона, т.е. лишил Врем-е прав-во власти над ним.

24 окт. отряды ВРК в составе рабочих-красногвардейцев, рев-х солдат и матро-сов Балт.флота стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции.

В ночь на 26 окт. восставшие захватили Зимний дворец, след-но Врем.прав-во прекратило свое существование, а министры были арестованы.

II съезд Советов.

Поздно вечером 25 окт.1917г., за нес-ко часов до падения Зимнего, в Смольном институте открылся II Всероссийский съезд Советов (из 670делегатов – 300 больш-ки). Полит.настроение делегатов выражалось в лозунге: «Вся власть Советам!», но не чисто большевикам.

Ошибка меньшевиков и правых эсеров в том, что они в первый же час работы съезда
, услышав выстрелы по Зимнему, покинули Смольный (чего и ждал Ленин, настаивая на начале восстания до начала съезда). Они обвинили большевиков в воен. заговоре. Уже позже они сожалели о своем уходе, т.к. развязали руки большевикам, предоставив им монополию над Советами. (работа с докум. С.88)

26окт. на втором заседании съезда по докладу Ленина приняли 2 исторических документа: Декрет о мире (призыв народы и прав-ва воюющих стран заключить де-мократический мир без аннексий и контрибуций) и Декрет о земле ( конфискация земель помещиков и др. крупных собственников, национализация всей земли, запрет аренды и применение наемного труда).

На съезде было сформировано сов.прав-во – Совет народных комиссаров (СНК)

Где председ-ль – Ленин, нарком ин-х дел- Троцкий, нарком внутр. дел- Рыков, нар-ком просвещения – Луначарский, нарком по делам национальностей – Сталин и др.

На съезде был избран и Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), кот. в отличие от прав-ва, полностью состоявшего из большевиков, включал левых эсеров, меньшевиков-интернационалистов и др. Но > большевиков.

Утверждение Советской власти в центре и на местах.

В противовес большевистской власти в ночь на 26окт. был создан Комитет спасения родины и революции, пожелавшие бороться с большевизмом вооруж-м путем. В комитет входили представители городской думы, ЦИК 1-го созыва, ряд проф-х и военных орг-ций. С помощью юнкеров столичных училищ они попытались 29окт. провести контрпереворот, но безуспешно. 30окт. под Петроградом красногвар-дейцами были остановлены казачий корпус генерала Краснова (которого попросил Керенский). 1ноября казаки капитулировали.

Полит.вызов больш-му прав-ву бросило и эсеро-меньш-е рук-во ВИК профсою-за ж/д (Викжель), потребовав создать однородное социалистическое прав-во (т.е. из представителей всех соц.партий).

Ленин согласился на переговоры с социалистами, выжидая время, но как только мятеж Краснова-Керенского был разгромлен, переговоры прекращены, большевики обвинили в несговорчивости эсеров и меньшевиков.

Вслед за Петроградом Сов.власть стала быстро утверждаться – как мирным путем, так и силой оружия. Уже к нач. марта 1918г. основная часть тер-рии Рос.импе-рии, а также действующая армия перешли под контроль Советов.

Причины «триумфального шествия» Сов.власти по словам Ленина:

1) массовая поддержка первых советских декретов, носивших демокр-й хар-р и отве-чавших жизненным интересам большинства населения страны;


2) на нац-х окраинах победе Сов.власти способствовала Декларация прав народов России, обещавшая народам суверенитет, равенство, право наций на самоопределе-ние, свободное развитие нац-х культур и традиций;

3) свободные выборы в Учредит-е собрание (ноябрь 1917г.), где 77% те полит.партии, которые отстаивали буржуазно-демокр-й путь развития России, но 22,5% голосов РСДРП(б) хватило для перевеса сил, т.к. антибольшевистские силы были разрознены и дезорганизованы давно, утратив контроль над армией и вынужденные формировать свои в/ч из добровольцев (наиболее крупная – Добровольческая армия на юге России, созданная двумя бывшими Верховными главноком-ми генералами Алексеевым и Корниловым).

(Проследим по карте триумфальное шествие Сов.власти)

Историческое значение революции 1917 г.

2 точки зрения на события 1917г.:

1) Февральская революция и Октябрьская революция – самост-е события;

2) Обе революции явл-ся этапами «Великой Российской революции»:

- февральский – 23февр.-3марта;

- октябрьский – начавшийся со взятия власти большевиками.

Но очевидно, что Февраль поставил Россию перед альтернативами разрешения рево-люционного кризиса: стабилизацией об-ва на демокр-ой основе и углублением раскола об-ва на правоконсервативных и леворадикальных.

Октябрь обозначил грань , за кот. начинались события, перевернувшие социально-экон-е, полит-е, культурные устои России и оказавшие огромное влияние на весь мир. Свой захват власти вожди большевиков поспешили объявить соц-й рево-люцией. Но привел ли второй этап Великой рос. революции к возникновению соц-го об-ва, увидим позже.

3. Закрепление: работа с понятиями и вопросами параграфа.

4. Домашнее задание: п.12.