Файл: 51 урок Учитель Губенина Лариса Николаевна. Раздел Российская империя. Тема I. Россия в начале xx в. Урок Социальноэкономическое развитие страны в конце xixнач xx в.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема IV. Россия в революционном вихре 1917г.
Урок 10. По пути демократии.
Цели и задачи: 1Подвести уч-ся к пониманию причин падения монархии в России.
2. Обеспечить усвоение уч-ся идеи о том, что февральская револ-я
- попытка осуществления буржуазно-либерального пути развития
страны.
3. Показать как изменилась расстановка полит.сил после падения
монархии.
4. Разобрать программу лидера большевиков Ленина в своих «Апрель-
ских тезисах».
5. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-след-
ственные связи.
Тип урока: изучение нового материала.
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.
просмотр презентации.
Основные понятия: амнистия, Временный комитет Госдумы, Петроградский Совет
рабочих депутатов, умеренные социалисты, Временное прави-
тельство, двоевластие, «революционное оборончество», «услов-
ная поддержка», анархизм, социалистическая революция, мировая
революция рабочих, коалиционное прав-во.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Первая мировая война 1914-1918гг.», презен-
тации №13 «Февральская революция», №14 «Развитие революции..» .
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Формирование новых знаний:
Начало революции.
Всеобщее недовольство царской властью привело к рев-му взрыву в столице Рос
сии – Петрограде. 23 февраля 1917г. на заводах объявили общегородскую забастовку (вскоре > 80% всех рабочих, демонстрации, лозунги «Долой царя!»). С 27 февр. уже солдаты стали переходить на сторону революции, а защитники царя сложили оружие. В этот же день создается Временный комитет Госдумы, кот. ставил задачу наладить контакты с правит-ми учреждениями и нормализовать обстановку в столице. Они надеялись не захватить власть и заставить царя пойти на уступки и образовать Кабинет министров, ответственный перед Думой.
Однако Комитет, состоящий из либералов, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Параллельно создается другой орган, получивший массовую поддержку – Петроградский Совет рабочих депутатов, избранный от заводов и фабрик. Первое заседание –вечером 27 февр., а 1марта пополнился военными. При выборах в Петрогр.Совет прочное большинство оказалось у
умеренных социалистов- эсеров и меньшевиков, которые выдвинули идеи:
- «гражданского мира»;
- консолидации «всех классов и элементов народа;
- «окончательного упрочения полит-й свободы и народного управления в России».
Трудовые массы отдали симпатии им, а не большевикам (пока).
Эсеро-меньшевистские лидеры считали эту революцию буржуазной, след-но и возглавлять ее должна буржуазия, развернув деят-ть в 2-х направлениях:
1) не дать либералам сохранить монархию (2марта 1917г. Николай II в вагоне отрекся от престола в пользу брата Михаила, но тот 3 марта отказался принять царскую корону);
2) меньшевик Чхеидзе от Петроградского Совета вступил в переговоры с комитетом Думы, для образования Временного правительства (куда войдут министр-председатель князь Львов, кадеты Милюков, Мануйлов, Некрасов, октябристы Гучков и Годнев и др. буржуазные политики, а от социалистов только Керенский)
Теперь задачей социалис-х Советов был контроль за деят-ю Врем.прав-ва и оказание давления на него в случае необходимости в виде приказа №1 по гарнизону, распространившемся по армии:
- ограничить единоначалие офицеров;
- создать в в/ч выборные солдатские комитеты, подчиненные Советам;
Армия фактически переходила под контроль Советов.
Т.е. после падения самодержавия в России установилось двоевластие (Временное прав-во и Петроградский Совет, контролировавший все действия Вр.пр-ва.
Политические партии о настоящем и будущем России.
После крушения царизма Россия стала самой свободной из воюющих держав. По всей стране митинги радости, люди сплачивались по партиям.
- Черносотенцы, крайне правые октябристы и прогрессисты (монархические)– были сметены революцией, а лидеры ушли в тень.
- Кадеты – превратились из оппозиционной в правящую партию, т.к. ее лидеры заняли ключевые позиции во Врем.прав-ве и стали определять его политику. Отменив требования конституц.монархии, съезд кадетов (март 1917г.) провозгласил, что «Россия должна быть демок-й и парл-й республикой», а задачи партии теперь:
1) обеспечение единовластия Врем.прав-ва;
2) создание условий для продолжения войны до победы.
- Умеренные социалисты, преобладающие в Советах, профсоюзах и др. обществ. орган-ях, поддержали Врем.прав-во и пошли на сотрудничество с буржуазными партиями, след-но отложили выполнение своих программ по кардинальным реформам (национально-гос-е строит-во России, аграрный вопрос, рабочее законодательство. Во внешней политике они отстаивали принцип
«революционного оборончества», т.е. продолжение войны с германским блоком в целях защиты революции и демократ-х свобод.
- Анархисты (левый фланг) предлагали с помощью оружия свергнуть Врем. прав-во и устроить «безвластное об-во».
- Большевики , вышедшие из подполья ослабленными и малочисленными, объявили себя оппозицией и выступали за завершение бурж.-демокр-й революции и создания рев-го прав-ва, выражающего интересы рабочих и крестьян, но «условно поддерживали» Врем.прав-во.
Политическая лихорадка, охватившая центр России, не могла обойти и нац-е окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало много местных либерально-бурж-х и соц-х партий. Пока их главным требованием было получить автономию в составе России.
Первые действия Временного правительства.
1) курс на широкую демократизацию страны;
2) подготовка всеобщих выборов в Учредительное собрание;
3) отмена смертной казни;
4) упразднение каторги и ссылки;
5) объявление амнистии всем политикам;
6) принятие закона о свободе слова, собраний и союзов.
(работа с документом с.76)
Сдерживание Врем.прав-вом в соц.-экономической области, а также отклонение проекта о введении 8-часового раб.дня, нерешение аграрного и нац. вопросов.
Затягивание выборов в Учред-е собрание, т.к. внешнеполитический курс прав-ва требовал соблюдать союзнический договор, а след-но обеспечение армии и продолже-
ние войны до победы. Врем.прав-во приняло на себя кредитные обязательства цариз-
ма, поэтому начало получать новые займы, попадая еще в большую зависимость от стран Антанты и Америки.
Углубление раскола в обществе.
Вернувшийся из Швейцарии (через враждебную Германию) 3апреля 1917г. лидер большевиков В.И.Ленин, подверг критике партийную установку на «завершение бурж.-дем-й революции», предлагая немедленно взять курс на социалистическую революцию, победа которой в России послужила бы запалом мировой революции рабочих. Проанализировав первые недели деят-ти буржуазных и соц-х партий, Ленин сделал вывод об их неготовности к кардинальному решению самых острых вопросов россиян – дать землю крестьянам, хлеб голодным, свободу угнетенным народам, покончить с войной.
О причины этого обстоятельства одни историки вообще умалчивали, другие видели в приверженности прав-ва идее правового гос-ва, третьи делали упор на «верности» обя-зательствам России перед союзниками. Но главную роль здесь играли др.
причины:
- малый политический опыт отеч.буржуазии, кот. не могла отделить стратегические интересы (удержание власти) от тактических (сохранение крупного частного землевладения, в продолжении войны, несущая им огромные прибыли от снабжения и в случае победы новые территории, торговые и экономические привилегии;
- недооценка правящими кругами всей остроты и взрывоопасности аграрного, рабочее-го, нац-го вопросов (нужно было провести реформы «сверху», не затягивая);
- сознательная умеренная позиция соц-го крыла по отношению к буржуазии;
- внешнеполитический фактор (давление стран Антанты на правящие круги Рос. с целью удержания наших солдат на фронте).
Тактику борьбы левых сил Ленин сформулировал в своих «Апрельских тезисах»
1) немедленно «кончить войну…демократическим миром»;
2) «конфискация всех помещ. земель» и «национализацию всех земель в стране»;
3) пропаганда среди населения о необходимости перехода гос.власти к Советам (мир-
ным путем, а затем переизбрать эсеров и меньш-в и установить большев-ий контроль).
Партия большевиков поддержала своего вождя.
После заявления министра иностр.дел Милюкова (18 апреля) о продолжении войны, во многих городах России прошли демонстрации протеста, и Милюков, Гучков ушли в отставку, а вместо них во Врем.прав-во вошли умерен.социалисты (Чернов, Церетели).
Правительство стало коалиционным.
В июне 1917г. состоялся I всерос-й съезд Советов раб. И солд. Депутатов, где лозунги .
Урок 11. От демократии к диктатуре.
Цели и задачи: 1. Выделить причины кризиса власти летом 1917г.
2. Познакомить уч-ся с нарастанием противостояния социальных и
политических сил.
3. Продолжить формирование умений работать с ист. источниками
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литрой, выступл. с
докладами, просмотр презентации.
Основные понятия: бонапартистская политика, Государственное совещание, концла-
герь, «прав-во спасения революции», поляризация политических
сил, Красная гвардия, братание с противником.
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей- Керенского, Корнилова,
презентация «Развитие революции весной-осенью 1917г.» 9кл 14ур.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.79-80.
3. Формирование новых знаний:
Июльский перелом.
2июля кадеты заявили о своем выходе из прав-ва из-за несогласия с министрами-социалистами пойти на уступки Центральной раде, настаивавшей на автономии Украины до созыва Учред-го собрания. Но главная причина в другом – кадеты рассчитывали, что эсеры и меньшевики ради сохранения коалиции согласятся на более жесткие условия проведения внутр.политики (разоружение рабочих, вывод из столицы рев-но настроенные части гарнизона, запрещение деят-ти левых партий и т.д.)
Но все закончилось драматически:
- 3июля в Петрограде начались вооруж.манифестации солдат и рабочих с требованием передачи власти Советам, слышались выстрелы, а 4июля ожидалось еще страшнее;
- руководителей РСДРП(б) это застало врасплох (сначала они хотели остановить демонстрации, но уже вечером 4июля ультрарадикально настроенные большевики ре-
шили поддержать выступления масс, обеспечив им воен.помощь из Кронштадта.
- в ночь с 3 на 4июля на заседании ЦК долгие споры по смещению прав-ва, т.к. провинции еще не готовы, но все же решили добиться мирным путем.
- но без столкновений не обошлось (400-тысячные колонны демонстрантов были обстреляны правыми воен.формированиями. Буйно вели себя и кронштадцы, готовые сражаться) – 56 чел. убито и 650 ранено.
- прав-во официально объявило июльские события заговором большевиков;
- Петроград был объявлен на военном положении (некоторые части были разоружены и выведены из города, закрыта большевистская газета «Правда», приказ об аресте Ленина, след-но он переходит на нелегальное положение и покидает столицу);
- 8июля Врем.прав-во, названное эсеро-меньшевистскими верхами Советов «прави-тельством спасения революции», возглавил Керенский, получивший «неограничен-ные полномочия для восстановления дисциплины в армии»(как диктатор).
- к 24июля Керенский закончил формирование 2-го коалиционного кабинета из умер.
социалистов и либералов (кадетов и близких им партий), а первые приказы: восста-новление смертной казни на фронте, введение военно-полевых судов и воен.цензуры.
- по словам Ленина двоевластие в стране закончилось, т.к. власть теперь полностью в руках Врем.прав-ва.
- оживление работы РСДРП(б) и массовое издание своих газет и журналов.
Уроки кризиса.
Июльская победа прав-ва не остановила поляризацию полит-хсил в России, т.к. 1) продолжалась война;
Урок 10. По пути демократии.
Цели и задачи: 1Подвести уч-ся к пониманию причин падения монархии в России.
2. Обеспечить усвоение уч-ся идеи о том, что февральская револ-я
- попытка осуществления буржуазно-либерального пути развития
страны.
3. Показать как изменилась расстановка полит.сил после падения
монархии.
4. Разобрать программу лидера большевиков Ленина в своих «Апрель-
ских тезисах».
5. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-след-
ственные связи.
Тип урока: изучение нового материала.
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с ист. картой, ист. документ.
просмотр презентации.
Основные понятия: амнистия, Временный комитет Госдумы, Петроградский Совет
рабочих депутатов, умеренные социалисты, Временное прави-
тельство, двоевластие, «революционное оборончество», «услов-
ная поддержка», анархизм, социалистическая революция, мировая
революция рабочих, коалиционное прав-во.
Оборудование: учебник, тетрадь, карта «Первая мировая война 1914-1918гг.», презен-
тации №13 «Февральская революция», №14 «Развитие революции..» .
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Формирование новых знаний:
Начало революции.
Всеобщее недовольство царской властью привело к рев-му взрыву в столице Рос
сии – Петрограде. 23 февраля 1917г. на заводах объявили общегородскую забастовку (вскоре > 80% всех рабочих, демонстрации, лозунги «Долой царя!»). С 27 февр. уже солдаты стали переходить на сторону революции, а защитники царя сложили оружие. В этот же день создается Временный комитет Госдумы, кот. ставил задачу наладить контакты с правит-ми учреждениями и нормализовать обстановку в столице. Они надеялись не захватить власть и заставить царя пойти на уступки и образовать Кабинет министров, ответственный перед Думой.
Однако Комитет, состоящий из либералов, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Параллельно создается другой орган, получивший массовую поддержку – Петроградский Совет рабочих депутатов, избранный от заводов и фабрик. Первое заседание –вечером 27 февр., а 1марта пополнился военными. При выборах в Петрогр.Совет прочное большинство оказалось у
умеренных социалистов- эсеров и меньшевиков, которые выдвинули идеи:
- «гражданского мира»;
- консолидации «всех классов и элементов народа;
- «окончательного упрочения полит-й свободы и народного управления в России».
Трудовые массы отдали симпатии им, а не большевикам (пока).
Эсеро-меньшевистские лидеры считали эту революцию буржуазной, след-но и возглавлять ее должна буржуазия, развернув деят-ть в 2-х направлениях:
1) не дать либералам сохранить монархию (2марта 1917г. Николай II в вагоне отрекся от престола в пользу брата Михаила, но тот 3 марта отказался принять царскую корону);
2) меньшевик Чхеидзе от Петроградского Совета вступил в переговоры с комитетом Думы, для образования Временного правительства (куда войдут министр-председатель князь Львов, кадеты Милюков, Мануйлов, Некрасов, октябристы Гучков и Годнев и др. буржуазные политики, а от социалистов только Керенский)
Теперь задачей социалис-х Советов был контроль за деят-ю Врем.прав-ва и оказание давления на него в случае необходимости в виде приказа №1 по гарнизону, распространившемся по армии:
- ограничить единоначалие офицеров;
- создать в в/ч выборные солдатские комитеты, подчиненные Советам;
Армия фактически переходила под контроль Советов.
Т.е. после падения самодержавия в России установилось двоевластие (Временное прав-во и Петроградский Совет, контролировавший все действия Вр.пр-ва.
Политические партии о настоящем и будущем России.
После крушения царизма Россия стала самой свободной из воюющих держав. По всей стране митинги радости, люди сплачивались по партиям.
- Черносотенцы, крайне правые октябристы и прогрессисты (монархические)– были сметены революцией, а лидеры ушли в тень.
- Кадеты – превратились из оппозиционной в правящую партию, т.к. ее лидеры заняли ключевые позиции во Врем.прав-ве и стали определять его политику. Отменив требования конституц.монархии, съезд кадетов (март 1917г.) провозгласил, что «Россия должна быть демок-й и парл-й республикой», а задачи партии теперь:
1) обеспечение единовластия Врем.прав-ва;
2) создание условий для продолжения войны до победы.
- Умеренные социалисты, преобладающие в Советах, профсоюзах и др. обществ. орган-ях, поддержали Врем.прав-во и пошли на сотрудничество с буржуазными партиями, след-но отложили выполнение своих программ по кардинальным реформам (национально-гос-е строит-во России, аграрный вопрос, рабочее законодательство. Во внешней политике они отстаивали принцип
«революционного оборончества», т.е. продолжение войны с германским блоком в целях защиты революции и демократ-х свобод.
- Анархисты (левый фланг) предлагали с помощью оружия свергнуть Врем. прав-во и устроить «безвластное об-во».
- Большевики , вышедшие из подполья ослабленными и малочисленными, объявили себя оппозицией и выступали за завершение бурж.-демокр-й революции и создания рев-го прав-ва, выражающего интересы рабочих и крестьян, но «условно поддерживали» Врем.прав-во.
Политическая лихорадка, охватившая центр России, не могла обойти и нац-е окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало много местных либерально-бурж-х и соц-х партий. Пока их главным требованием было получить автономию в составе России.
Первые действия Временного правительства.
1) курс на широкую демократизацию страны;
2) подготовка всеобщих выборов в Учредительное собрание;
3) отмена смертной казни;
4) упразднение каторги и ссылки;
5) объявление амнистии всем политикам;
6) принятие закона о свободе слова, собраний и союзов.
(работа с документом с.76)
Сдерживание Врем.прав-вом в соц.-экономической области, а также отклонение проекта о введении 8-часового раб.дня, нерешение аграрного и нац. вопросов.
Затягивание выборов в Учред-е собрание, т.к. внешнеполитический курс прав-ва требовал соблюдать союзнический договор, а след-но обеспечение армии и продолже-
ние войны до победы. Врем.прав-во приняло на себя кредитные обязательства цариз-
ма, поэтому начало получать новые займы, попадая еще в большую зависимость от стран Антанты и Америки.
Углубление раскола в обществе.
Вернувшийся из Швейцарии (через враждебную Германию) 3апреля 1917г. лидер большевиков В.И.Ленин, подверг критике партийную установку на «завершение бурж.-дем-й революции», предлагая немедленно взять курс на социалистическую революцию, победа которой в России послужила бы запалом мировой революции рабочих. Проанализировав первые недели деят-ти буржуазных и соц-х партий, Ленин сделал вывод об их неготовности к кардинальному решению самых острых вопросов россиян – дать землю крестьянам, хлеб голодным, свободу угнетенным народам, покончить с войной.
О причины этого обстоятельства одни историки вообще умалчивали, другие видели в приверженности прав-ва идее правового гос-ва, третьи делали упор на «верности» обя-зательствам России перед союзниками. Но главную роль здесь играли др.
причины:
- малый политический опыт отеч.буржуазии, кот. не могла отделить стратегические интересы (удержание власти) от тактических (сохранение крупного частного землевладения, в продолжении войны, несущая им огромные прибыли от снабжения и в случае победы новые территории, торговые и экономические привилегии;
- недооценка правящими кругами всей остроты и взрывоопасности аграрного, рабочее-го, нац-го вопросов (нужно было провести реформы «сверху», не затягивая);
- сознательная умеренная позиция соц-го крыла по отношению к буржуазии;
- внешнеполитический фактор (давление стран Антанты на правящие круги Рос. с целью удержания наших солдат на фронте).
Тактику борьбы левых сил Ленин сформулировал в своих «Апрельских тезисах»
1) немедленно «кончить войну…демократическим миром»;
2) «конфискация всех помещ. земель» и «национализацию всех земель в стране»;
3) пропаганда среди населения о необходимости перехода гос.власти к Советам (мир-
ным путем, а затем переизбрать эсеров и меньш-в и установить большев-ий контроль).
Партия большевиков поддержала своего вождя.
После заявления министра иностр.дел Милюкова (18 апреля) о продолжении войны, во многих городах России прошли демонстрации протеста, и Милюков, Гучков ушли в отставку, а вместо них во Врем.прав-во вошли умерен.социалисты (Чернов, Церетели).
Правительство стало коалиционным.
В июне 1917г. состоялся I всерос-й съезд Советов раб. И солд. Депутатов, где лозунги .
Урок 11. От демократии к диктатуре.
Цели и задачи: 1. Выделить причины кризиса власти летом 1917г.
2. Познакомить уч-ся с нарастанием противостояния социальных и
политических сил.
3. Продолжить формирование умений работать с ист. источниками
Тип урока: комбинированный
Тип обучения: словесно-наглядный
Методы: беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литрой, выступл. с
докладами, просмотр презентации.
Основные понятия: бонапартистская политика, Государственное совещание, концла-
герь, «прав-во спасения революции», поляризация политических
сил, Красная гвардия, братание с противником.
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты полит.деятелей- Керенского, Корнилова,
презентация «Развитие революции весной-осенью 1917г.» 9кл 14ур.
Ход урока:
1. Орг. момент: приветствие, перекличка, тема, цели и задачи урока.
2. Актуализация известных знаний: работа по вопросам с.79-80.
3. Формирование новых знаний:
Июльский перелом.
2июля кадеты заявили о своем выходе из прав-ва из-за несогласия с министрами-социалистами пойти на уступки Центральной раде, настаивавшей на автономии Украины до созыва Учред-го собрания. Но главная причина в другом – кадеты рассчитывали, что эсеры и меньшевики ради сохранения коалиции согласятся на более жесткие условия проведения внутр.политики (разоружение рабочих, вывод из столицы рев-но настроенные части гарнизона, запрещение деят-ти левых партий и т.д.)
Но все закончилось драматически:
- 3июля в Петрограде начались вооруж.манифестации солдат и рабочих с требованием передачи власти Советам, слышались выстрелы, а 4июля ожидалось еще страшнее;
- руководителей РСДРП(б) это застало врасплох (сначала они хотели остановить демонстрации, но уже вечером 4июля ультрарадикально настроенные большевики ре-
шили поддержать выступления масс, обеспечив им воен.помощь из Кронштадта.
- в ночь с 3 на 4июля на заседании ЦК долгие споры по смещению прав-ва, т.к. провинции еще не готовы, но все же решили добиться мирным путем.
- но без столкновений не обошлось (400-тысячные колонны демонстрантов были обстреляны правыми воен.формированиями. Буйно вели себя и кронштадцы, готовые сражаться) – 56 чел. убито и 650 ранено.
- прав-во официально объявило июльские события заговором большевиков;
- Петроград был объявлен на военном положении (некоторые части были разоружены и выведены из города, закрыта большевистская газета «Правда», приказ об аресте Ленина, след-но он переходит на нелегальное положение и покидает столицу);
- 8июля Врем.прав-во, названное эсеро-меньшевистскими верхами Советов «прави-тельством спасения революции», возглавил Керенский, получивший «неограничен-ные полномочия для восстановления дисциплины в армии»(как диктатор).
- к 24июля Керенский закончил формирование 2-го коалиционного кабинета из умер.
социалистов и либералов (кадетов и близких им партий), а первые приказы: восста-новление смертной казни на фронте, введение военно-полевых судов и воен.цензуры.
- по словам Ленина двоевластие в стране закончилось, т.к. власть теперь полностью в руках Врем.прав-ва.
- оживление работы РСДРП(б) и массовое издание своих газет и журналов.
Уроки кризиса.
Июльская победа прав-ва не остановила поляризацию полит-хсил в России, т.к. 1) продолжалась война;