Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень си­лен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру,'общителен, веж­лив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества дру­зей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

ГОО. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма пара­доксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмо­ра, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и за­ставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчи­няются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а дру­гих раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так са­моуверен, как кажется.

ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзей •'олько при условии, что ты играешь в компании главную роль. Лю­бишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление веч­но поучать утомляет окружающих.


4. Принятие себя

А.—Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками и привычками, теми, которые нам помог выявить проведенный тест . и теми, о которых вы хорошо знали еще до начала занятий.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в ко­лонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя,

заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.

Мои недостатки

Мои достоинства

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомни­ли и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в дан­ный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же от­водится 5 минут.

Б. — Следующий этап — объединение в группы но 3 - 4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с темп людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не обща­лись на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, по ни в коем случае не «крити­ковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за ис­кренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут.

В. «Кто не против нас, тот с нами».

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно, например как движения правой и левой ног при ходьбе. Речь идет об одновременной проработке содержания со­вместной деятельности и самой формы совместности, способов об­щения и сотрудничества при освоении данного содержания. Все мы должны, иными словами, самоопределиться в двух вопросах: что мы собираемся делать вместе? Как мы собираемся делать это вместе?



Совместность строится на уровне:

а) сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества;

б)на уровне телесного и эмоционального доверия.

Игра «Встаньте в круг».

— Это игра с двойным дном. Вы сами догадаетесь, зачем мы игра­ем в эту игру, какой эксперимент над собой мы проводим, какое новое знание о себе и о других дает эта игра.

Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону самым хао­тичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некото­рое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолчать и за­стыть в том месте и в той позе, где вас застал сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, попробуйте выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся по­чувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Ваш «круг» может оказаться с острыми углами. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.

Игра «Счет до десяти».

Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носы вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой — «два», третий — «три» и т. д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести толь­ко один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счет начинается сначала. Все ясно? Начнем?

У вас есть десять попыток. Если за десять попыток вы доведете счет до десяти, считайте себя волшебниками, а свою группу — не­обыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки вы можете открыть глаза, посмотреть друг на друга, но без перегово­ров. Попробуйте понять друг друга без слов — объясняйтесь взгляда­ми, жестами.

Вы обнаружили важную психологическую закономерность. Когда что-то не получается, люди начинают злиться, раздражаться, становят­ся агрессивными, недоброжелательными по отношению друг к другу. Надо учиться сдерживаться, не выражать гнев..Попробуем еще раз...

5. Какой я человек?

—- Человек часто задает вопросы, но в основном другим. Эти во­просы о чем угодно, только не о себе самом. Мы с вами все время бу­дем отвечать на вопрос: «Какой я человек?»


Возьмите лист бумаги и ответьте па предлагаемые вопросы.

1. Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?

2. Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сест­ры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как, кро­ме вас, их никто не увидит. Только с нашего разрешения с этими отве­тами ознакомлюсь я. В конце занятии у вас накопится больше десяти ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: «Ка­кой я человек?» И эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе.

6. Все — некоторые — только я

Все садятся на стулья, которые образуют широкий круг. В круге должно быть столько стульев, сколько участников в игре. Психолог стоит в центре, без стула.

— Я сейчас скажу что-то о некоторых людях. Все, кого мое выска­зывание касается, мгновенно вскакивают со своих стульев и старают­ся занять один из освободившихся стульев. Если мое высказывание касается и меня, я тоже могу занять чей-нибудь стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Запрещается пересаживаться на со­седний стул. Попробуем.

«Все, кто сегодня проснулся в хорошем настроении...»

«Все, кто сегодня пришел в школу...»

«Все, у кого в черных кудрях золотой обруч...» (Выбирается при­мета только одной девочки в группе. Когда она встает, то ведущий старается занять ее место.)

После первой попытки игры, ведущая «открывает карты»:

— Я задала три вопроса. В первом случае откликнулись некото­рые, а другие сказали: «Это ко мне не относится». Во втором случае откликнулись все без исключения. Л в третьем — только один человек. Эта игра так и называется: «все — некоторые — только один». С по­мощью этой игры мы можем узнать друг о друге что-то новое. Напри­мер, кто-то собирается записаться в кружок игры на гитаре и ищет себе компанию. А может быть, мальчик Петя, стесняясь подойти к девочке Вере, стремится спросить ее: «Хочет ..ли она пойти в этот кружок игры на гитаре?». Тогда ведущий'! игры легко задает вопрос: «Все, кто хочет учиться игре на гитаре...» И Петя смотрит: встанет ли Вера? А заодно присматривает себе еще нескольких возможных партнеров.

7. Какие мы?

Все садятся в круг, получают от психолога небольшой листок. Каж­дый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую — знаком «-». Под знаком «+» перечисляем: название люби­мого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, назва­ние книги, то, каким образом легче всего доставить участнику удо­вольствие, и т. п.


В правой части листа под знаком «-» каждый называет: нелюби­мый цвет и т. д.

Психолог по очереди читает название каждого пункта, пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми. Знакомство с отве­тами.

8. Ритуал прощания

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Занятие № 3. Кто Я?

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способство­вать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

1. Ритуал приветствия

2. Продолжение знакомства

Дети группы сидят в кругу.

— Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объ­ект материального мира, животное или растение. Подумайте и ска­жите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали.

3. Кто я?

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлага­ется разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпи­тетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши роди­тели, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же во­прос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписан­ные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя,

берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему по­пался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый заби­рает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех грех графах;

• о чем это может говорить (например, об открытости человека в об­щении);

• насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

• отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

• совпадают или не совпадают Я-концепция и представления дру­гих об этом человеке;