Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй способ реакции па возникшую ситуацию, который исполь­зуют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответ­ственность на партнера и тем самым ставим его в неловкое положе­ние. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер мо­жет сделать и другие мрачные выводы.

Второй вариант ответа снимает с вашего партнера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.

Какая тактика более эффективна?

Я думаю, что выводы вы сделаете сами.

Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Дли этого мы сначала соберем несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина пере­кладывается на партнера.

Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знако­мыми и другими людьми. После этого мы все вместе- перенесем ак­цент в ответе па себя, т. е. переделаем ответы во второй вариант, кото­рый более эффективен при ведении диалога.

6. Круг моего общения

— У каждого человека есть знакомые. У кого-то много хороших дру­зей, а кто-то за всю жизнь гак и не смог обзавестись настоящим дру­гом. Сейчас вы проанализируете круг своих знакомых и запишете их имена в специальную аналитическую таблицу «Круг моего общения».

Круг моего общения

Возрастная категория

Имя и фамилия

Тип отношении (общения)

Сверстники

Люди старше меня на 3-5 лет Люди старше меня на 6-10 лет Люди старше меня более чем на 10 лет Ребята моложе меня на 1-3 года Ребята моложе меня на 4-5 лет совеем маленькие лети





В графу «Имя и фамилия» вы должны написать имена и фамилии людей, с которыми вы действительно регулярно общаетесь, а не про­сто здороваетесь или разговариваете один pa:i в месяц. Если их будет много, увеличьте место в таблице для того, чтобы вписать всех.


Проанализируйте, постарайтесь понять, в каких отношениях вы с этими людьми.

Кто лидер в вашей паре во время общения?

Кто из вас инициирует общение?

Какие чувства вы испытываете во время разговора с каждым из них?

Радость, удовлетворение, а может, подавленность и страх? Почему?

Что является предметом разговора, о чем вы чаще всего говорите, какие проблемы обсуждаете?

Каким образом вы заканчиваете беседу?

Что испытываете после ее завершения? Желание скорее снова уви­деться или горечь от разговора?

Как часто происходят ваши встречи и как долго они длятся? Ми­нутный обмен репликами типа: «Как дела?», «Все нормально?» или, как правило, это обстоятельный разговор и душевная беседа? Исходя из всего вышесказанного сделайте запись в графе «Тип отношений (общения)».

Затем вы объединитесь в группы по 7-8 человек и зачитаете свои записи. Не обязательно зачитывать все свои записи, можно ограни­читься теми, которые можно комментировать, т. е. добавлять свои са­мые новые впечатления.

7. Я тебя понимаю

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по вы­ражению лица, по позе и т. п.

Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства ис­пытывал и т. д.

Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.

А. Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нем (о его состоянии и его мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рас­сказ. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердит!) правильность наблюдений. В про­тивном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущен­ные ошибки.

Б. Каждый подросток описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Дети должны определит!), чье со­стояние было описано.

8. Домашнее задание: «Новые знакомые»

Вам нужно до следующего занятия познакомится как мини­мум с двумя новыми людьми. Это могут быть наши соседи но дому,

с которыми вы еще до сих пор не знакомы, или ребята, которые учат­ся в той же школе что и вы, но с которыми вы даже не здоровались до сих пор, и т. д. Используйте для этого любую возможность: в транс­порте, в кинозале и т. д. Основательно готовьтесь к этому и после каж­дого нового знакомства продумывайте, как можно еще лучше устано­вить с человеком контакт.

9. Ритуал прощания
Занятие № 21. Взаимопомощь

Цель: осознание собственного влияния на других людей и значи­мости их в своей жизни; поиск способов расположения людей к себе; упрочение благоприятного климата для отношений.

1. Ритуал приветствия

2. Пишущая машинка

— Давайте представим себе, что все мы .....большая пишущая ма­шинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы. Наша ма­шинка может печатать разные слова и делает это такя говорю слово. например «поезд», и тогда тот, кому достанется буква «п», хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ла­доши тот, у кого буква «о», п снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша манишка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала.

3. Тимуровцы

— Давайте расскажем друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самым близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.

4. Друг для друга

— Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.

Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о
футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслуша­ем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать отпет па во­прос: «На что же я сгожусь?»

5. Доброта

— В каждом из нас в той пли иной степени развито чувство добро­ты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о других людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых? У вас есть 5 минут для того, что­бы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете людей, о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть очень крат­ким и по существу, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы це­ните в каждом из тех, о ком рассказываете.

6. Улыбка

— К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, кото­рый просто улыбается проходящим мимо людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и, самое страшное, сами перестали улы­баться. Давайте сделаем улыбку традицией пашей группы. Это озна­чает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благо­желательная улыбка. С какими бы словами мы пи подходили друг другу, начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, пусть это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала пашен доброй традицией, мы будем, особенно во время следующих занятий, специально обращать на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если вы увидите, что человек не улыбнулся вам (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой. А теперь подойди­те друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Об­ратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улы­баясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица? А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

У вас есть 10 минут для общения, начинающегося с улыбки. После этого мы соберемся в круг и обсудим ваши впечатления.


7. Вежливость

— Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете? Как вы обычно приветствуете друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою призна­тельность? А как вы выражаете свое недовольство или несогласие? А чувство гнева пли раздражения?

Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Толь­ко, естественно, оставаясь и рамках приличия.

Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «по­жалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»?

Давайте во время занятий попробуем новый стиль отношений, который мы назовем «вежливость». Сначала в дополнение к тем пра­вилам, которые были приняты па прошлом занятии, мы с вами разра­ботаем свод правил вежливого общения. Этот свод под названием «Вежливость» будет действовать на протяжении всего тренинга.

В течение 5 минут каждый из вас составит свои конкретные предло­жения для общего свода правил. Затем мы их обсудим и проголосуем за окончательный список.

А для того чтобы эти правила вежливости действовали в группе, введем систему штрафов, которую вы сами и разработаете. Вам дает­ся еще 5 минут на то, чтобы продумать конкретные наказания тем, кто будет эти правила нарушать. Например, за грубое слово, сказанное партнеру, нарушитель рассказывает всей группе историю или прит­чу, где говорится о том, что грубость — это человеческий, порок, или находит высказывание или поговорку, в которой говорится о том, что человек делает большую ошибку, грубо общаясь с окружающими. В качестве примера можно привести слова Эзопа: «Лаской почти все­гда добьешься больше, чем грубой силой».

8. Поведение и культура

— Поведение культурного человека должно соответствовать об­щепризнанным нормам и правилам. Тебе следует следить за своими манерами, правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, уметь держать себя непринуж­денно, но с достоинством, как в знакомом, так и малознакомом обще­стве; понимать, что будет приличным, а что неприличным в данной обстановке. Например, неприлично кричать, громко переговаривать­ся, перебивать другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы. «О друзьях, — шутил А. Мо-руа, — у которых вы только что отобедали, не стоит говорить гадости в радиусе ста метров от их дома». Общая культура предполагает опре­деленную начитанность человека, более или менее широкий круг ин­тересов и знаний, внешнюю опрятность,