Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доброжелательность, эмо­циональную сдержанность и, главное, высокую порядочность. Япон­ский писатель Сей-Сеиагон замечает: «Завидовать другим, жаловать­ся па свою участь, приставать с расспросами по любому пустяку, а ес­ли человек не пойдет на откровенность, из злобы очернить его; краем уха услышать любопытную новость и потом рассказывать направо и налево с таким видом, будто посвящен во все подробности, — как это мерзко!» Любые нарушения правил культуры поведения пли отсут­ствие этой культуры ведут к нарушениям отношений между людьми. Ты из своего опыта, наверное, знаешь, как бывает обидно и как пор­тится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не из­винится, или скажет грубое слово, или не заметит, что ты устал, и начнет приставать с расспросами, или не поймет твоего состояния и будет шутить, когда тебе совсем не до шуток. Этот «кто-то» — мало-культурный, невоспитанный человек. Сколько огорчений, неприятностей и обид доставляют такие люди — и в школе, и дома, и в магази­нах, и даже и больницах, и в других местах.

9. Доброе слово

— Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлом занятии вы сказали много добрых слов о своих близких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них творили с доб­ром в сердце. А те, кто присутствует сегодня на занятии нашей груп­пы? Давайте начнем наше общение именно с доброго слова. Поста­райтесь найти для каждого человека нужные слова. Это будет еще од­ной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы отно­ситесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при об­щении с каждым членом группы. Обращайте внимание на свои ощу­щения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой.

10. Ритуал прощания

Занятие № 22. Творческая личность

Цель: углубление процесса самораскрытия поиск того что отличает конкретного человека от других людей; обучение тому, как позитив­но находить выход из ситуаций; помощь в определении личностных ценностей.

1. Ритуал приветствия

2. Представление имени

Дети встают в круг. Поочередно каждый подросток выходит и центр крута п называет свое имя, сопровождая это каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, пожеланию игрока. Главное, чтобы через это движение был передан образ человека, представляющего себя.

Например, одна из участниц называет свое имя «Анна» и одновре­менно делает низкий русский поклон, другая участница произносит имя «Ирина» и демонстрирует "танцевальное па. При помощи жестов и поз участники представляют группе свой характер, темперамент, свою «визитную карточку».

После того как каждый из игроков представил группе свое имя, ос­тальные по очереди рассказывают, как они поняли партнеров по игре. Особенно Подробно разбираются случаи, где было замечено рассогла­сование имени человека п позы, через которую он себя представил.

3. Медитация

А. Организационный момент. Возврат к нормам.

Б. «Тихая медитация».

— Закройте глаза и расслабьтесь.

Дышите глубоко. Найдите свой пульс, почувствуйте, как кровь те­чет по кровеносным сосудам.

Ваше сердце бьется ровно. Вам спокойно и хорошо.

Впереди у вас 3 часа приятной работы, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают люди, которым вы интересны и которые инте­ресны вам. Вы доверяете им, вы — один из группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте себя зерном какого-нибудь растения. Вам тепло и уют­но в земле, но у вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они и вы развивае­тесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь вы не один: вы можете слышать, чувствовать других. Пред­ставьте себе со всеми подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в класс.



Когда будете готовы — откройте глаза.

В. Опрос по кругу, кто во что вырос.

Г.

— Что вы чувствовали во время медитации?

Д.

— Мне хотелось сегодня дать такое упражнение, скорее всего из-за того, что наступила настоящая весна.

Как вы относитесь к весне?

Любите ли вы ее?

Какое у вас настроение весной?

А какое время года вы любите больше всего?

Существуют определенные «стереотипы» в цветном восприятии времен года, но тем не менее у каждого из вас есть свое собственное восприятие времен года.

Сейчас я попрошу вас нарисовать свое ощущение разных времен года. Вы свободны в своем выражении и можете использовать знаки, символы, разные размеры и т. п.

4. Творческие силы

— Каждый человек в той или иной степени обладает определен­ным запасом творческих сил. Каждый человек, безусловно, индиви­дуален в своем творчестве. Но в то же время у всех есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой личности. Для этого каждый из вас сначала должен напи­сать не менее десяти признаков, характеризующих творческую лич­ность. При атом вы можете думать о тех людях, которых вы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого мышления. На эту работу вам отводится 7 минут.

На втором этапе мы объединимся в круг и обсудим ваши предло­жения. Путем голосования пата группа составит обобщенным порт­рет творческой личности.

На третьем этапе каждый из вас будет оценен по этому обобщен­ному перечню качеств.

5. Коллективная сказка

Группа придумывает сказку. Первый говорит одно предложение. Второй говорит второе предложение, представляющее собой продол­жение сказки, и т. д. по кругу.

6. Образ

Предложите детям сесть поудобнее, закрыть глаза. Мысленно уви­деть лес, который темной стеной подступает к озеру, на берегу стоит гостиница, в которой проводится занятие, услышать крики чаек и почувствовать прохладный вечерний ветер. (Любая картинка па вы­бор каждого участника.) Затем следует отождествить себя с кем-либо из мысленной картинки п в тот момент, когда это начинает удавать­ся, встать п покинуть тренипговый зал, сообщив всем, с кем отожде­ствил себя.

Например, один из членов тренинговой группы встает п уходит со словами: «Я туча. Я уплываю за горизонта, КТО-ТО продолжает: «Я лилия. Я сложила лепестки п погрузилась в воду вместе с зака­том» п т. д.


7. Футболка с надписью (ем. занятие № 5)

8. Ритуал прощания
Занятие № 23. Как достичь цели

Цель: обучение тому как ставить пели; отработка навыков преодоле­ния Препятствий на пути к достижению целей.

1. Ритуал приветствия

2. Бегущие огни

Дети сидят в кругу, один из них говорит своему соседу (по часо­вой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, по­вторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же са­мое, и волна вставания и повторения бежит по кругу, как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это за­дание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.

Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем са­дится.

Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем (после 7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и т. д.

3. По секрету

— У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. Сегодня вы Сформулируете основные цели, кото­рых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откро­венными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить по­нимание и поддержку. Поэтому выскажите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказать дру­гим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить секреты. Будьте откровенны с собой и с тем человеком, которого вы выберете в качестве партнера для это­го этюда.

4. Принцип

— Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положи­тельной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к дей­ствию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Мы начнем с того, что выясним, что именно вы на самом деде хо­тите изменить в себе, своей жизни. это очень важно, иначе можно по­ставить перед собой ложные цели, ведущие
лишь к самообману и оче­редной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград — от простого неумения думать о себе до внут­ренних конфликтов и проблем настолько глубоко похороненных в пас, что мы не осознаем их и чувствуем .лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лепи, желании за­няться чем-нибудь другим. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), п уныло по­вторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...»

А. Расслабление.

— Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмер­ным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти авто­матически), чем больше напряжение, тем труднее решить проблему, чем труднее решить, тем... И так далее. А потому очень важно научить­ся расслабляться п делать это всегда, как только почувствуете напря­жение.

Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.

Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение.

Пусть ваше тело обмякнет.

Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, пи о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спо­койно.

Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не принуждайте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос.

Не напрягайтесь, пишите нее, что набредет вам в голову, и любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение

мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пи­шет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

Б. Включение воли.

— Л теперь — внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным чело­веком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать.