Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверен­но говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшее полгода я...» — и за 3 минуты (не больше, но и не меньше-— будильник или таймер психолог должен поставить заранее, чтобы во время выполнения за­дания об этом не думать) вновь выскажите все что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себя в состоя­ние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почув­ствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы се­бе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спек­такль, где он будет играть главную роль. Вы увидите его в разных си­туациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что при­влекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он про­явит свои знания и умения.

Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действо­вали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дай­те ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьми­те ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я — Он (Она)».

На одном листе написано: «Чего я хочу на самом деле?», на вто­ром: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», па третьем: «Я — Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали, . и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.

После того как вы внесете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто вы­берите и поверьте, что они для нас - самые главные.

Итак, их будет девять (пли меньше, в зависимости от того, на­сколько списки совпадают), девять основных желаний в сказках феи и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, ног и выберите три самых-самых... Л если затрудняетесь в
выборе, то ткни­те пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинай­те новую жизнь.

В. Шаги к цели.

Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг: оцепите и запишите, на каком этане осуществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знаете, умеете, можете.

Третий шаг. оцените свои возможности.

Четвертый шаг. решите, что вам нужно сделать, что вы предпри­мете, чтобы достичь цели.

Пятый шаг: точная конкретизация каждого из действий по времени.

Шестой шеи: осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг: проверка и контроль результатов.

Лучше всего завести таблицу и записывать в ней по горизонтали, что вы делаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете это каждый день, от­мечая, выполнили вы данные себе обещания или нет. Можете ставить плюсы п минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или. напри­мер, рожицы с. гордо вздернутым пли уныло опущенным носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ничего не получается.

Г. Неудача.

Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак «проезд по этой дороге за­крыт». Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, укра­сить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливость и отсутствии способностей, используя их для защиты от требовании действительности. Так в уюте п покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.

Проанализируйте, с чем связана неудача, к чем причина, где ошиб-ка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить eelСколько прекрасных за­мыслов остаются нереализованными, потому что на нут можно бы­ло повстречаться с ее! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ее. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» — так называется в науке этот симптом, являющийся краеугольным кам­нем «комплекса неудачника».



Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена из камня. Л если это так, можно ли се обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непред­взято взглянуть на «великана», чтобы выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять — ошибки неизбежны на любом пути. Проблема не в том, чтобы не совершить их, а в том, чтобы относиться к ним пра­вильно, т. е. анализировать их и использовать для продвижения к це­ли, а не как повод в очередной раз все бросить и увлеченно муссиро­вать свои неудачи.

Действуйте! Ошибайтесь, проваливайтесь, подействуйте! Актив­ное действие — главное, что отличает неудачника от победителя.

5. Круг субличностей

Субличностями в системе Роберто Ассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особенности могут быть различ­ными у разных людей. Каждая субличность строится на основе како­го-то желания всей личности. Эти упражнения помогают распознать, идентифицировать сноп внутренние голоса.

А. Перечислите все сноп желания. Записывайте все, что приходит вамв голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас ecли то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «чего бы мне хотелось ко дню рождения».

Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания: не болеть; быть хорошим родителем; иметь много денег; закончить учебу; до­стигнуть успеха в работе, бизнесе; любить; быть любимым; получить хорошее образование и т. д.

Б. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, koгда чита­ли список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам. что она тоже хотела бы иметь псе это? Или субличность, осуждающая люден, имеющих желания, которых нету нас или которые для нас несущест­венны?

В. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (пли когда вы почувствуете, что записали все желания), посмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «ка­таться на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее — «заниматься спортом па свежем воздухе». Теперь выде­лите свои самые важные желания п не
включайте Те, которым хочет отдать предпочтение наша субличность: «Что подумают люди?»

Г. Небольшом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, централь­ная часть которого — Ваше Я. А в самом кольце поместите те пять-шесть субличностей, которые являются вашими желаниями.

Д. Нарисуйте цветными мелками символы, отражающие ваши же­лания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Е. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Ле­карь, Знаток. Другие могут быть романтичнее: Девушка из провин­ции, Лель, Мисс Божество и т. д. Важно придумать свои собственные названия, имеющие для вас особый смысл.

Ж. Теперь раскрасьте свое Я.


6.-Именинный пирог

Психолог предъявляет -тему желаний. Члены группы обсуждают важность желаний для своей жизни, участникам предлагается сфоку­сироваться на любой мечте или желании, которые они хотели бы ви­деть исполненными. В отведенном пространстве иллюстрации они зарисовывают свое желание, как будто задуманное в день рождения.

Обсуждение.

Дети делятся своими желаниями п рассказывают, почему хотят видеть их сбывшимися.

Психолог стимулирует детей к разговору о том, как раскрывается при этом каждый из них. Дети побуждаются к комментариям относительно дополнительных желаний, которые, по их мнению, необходи­мо исполнить каждому участнику для удовлетворения своих потреб­ностей. По мере развития дискуссии обычно усиливаются позитив­ные чувства. Это упражнение носит мягкий, безопасный характер.

7. Записки (см. занятие № 4)

8. Ритуал прощания

Занятие № 24. Полюбить себя

Цель: прояснение Я-концепции; развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.

1. Ритуал приветствия

2. «Бип!»

Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом (на стульях или в креслах).

Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодиче­ски садясь к участникам на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садиться на стул.

Сидящий должен сказать «Бип!», желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Нет и водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

3. Не могу полюбить себя

— В течение ближайших 15 минут вы должны составить как мож­но более подробный список причин, по которым вы не можете полю­бить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дальше, но ни в коем случае не меньше. Написали?

Теперь вычеркните все то, что относится к общим правилам, прин­ципам типа: «Любить себя нескромно», «Человек должен любить дру­гих, а не себя». Мы уже выясняли, что подобные высказывания — лишь ширма, за которой неудачник прячется от реальных причин своих неудач. Поэтому пусть в списке останется лишь то, что связано лично с вами.