Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Посмотрите на всех присутствующих, и вы можете отметить тех, в ком вы уверены более других: в случае трудностей и проблем он проявит свои именно лучшие, человеческие черты! Если вы про ко­го-то так думаете, можете подойти и пожать ему руку или обнять. (Подходят, отмечают.) Аплодисменты! А теперь пусть поднимут ру­ки те, кто уверен в себе: кроме случайных промахов, при любых труд­ностях и проблемах он всегда останется Человеком. Бурные аплодис­менты! Если кто-то из группы Человеков захочет что-то сказать, они могут это сделать.

«Я знаю, что тебе приснилось»

Каждому подростку выдается столько карточек, сколько присут­ствует людей на занятии минус одна.

— Всем хорошо известна пословица «Чужая душа — потемки». Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые ото всех мысли лю­дей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужо­го подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проник­нуть в мир чужого подсознания и понять его.

В течение двух минут молча смотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор остается для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присут­ствующих здесь людей мог бы ... увидеть во сне? Каковы наиболее ха­рактерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще все­го видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной,стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой — свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?» Если вы считаете, что какой-то че­ловек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и на­пишите. Заполните карточки для каждого из членов группы.

Время на работу 30-40 минут. По окончании этой процедуры кар­точки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на ко­торой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

— Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Теперь, даже если предпо­ложения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не сов­падают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их но темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение.

Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении снови­дений которого другим участникам удалось добиться
«точного попа­дания» н одном или нескольких случаях, это уже замечательный по­вод для анализа способов такого угадывания.

• Что подсказало «прорицателю снов» правильный отпет?

• Может быть, к поведении «сновидца» есть Нечто, позволяющее «увидеть» его сны?

Судно, на котором я плыву

Образ судна, родившийся у детей (тяжелый крейсер, летящая бригантина,утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), пла­вание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о споем жизнен­ном пути.


Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психиче­ском состоянии, о восприятии человеком условий своей жизнедея­тельности, о способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением ЯХТЫ с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или в стремительно скользящей по волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорит!) детям о таком толковании визуа­лизаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.

— Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое ка­жется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до копна упражне­ния не открывайте их и не шевелитесь. Ваше чело начинает постепен­но расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мыш­цах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все боль­ше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Наше дыха­ние ровное, спокойное. Воздух спокойно наполняет легкие п легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутрен­ний взор к пальцам правой руки. Копчики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно по­гружается в теплую воду. Это волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее п поднимается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая, обнов­ленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ров­ное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь пат внут­ренний взор обращается к пальцам левой руки...

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

— Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горя­щего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят па ка­минной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение ис­чезает... И вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмич­но... Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе сол­нечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоро­вье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабля­ются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется прият­ное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отды­ха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе позвоночника, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь на­пряжение растворяется и исчезает... Уходит... если вы лежите, то ва­ша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спо­койное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряже­ние из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливы­ми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подраги­вать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица рас­слаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он при­чтен и добр — этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою це­лебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряже­ние спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энерги­ей... Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. Л для кого-то — просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубиз­ну... побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энерги­ей этого дорогого для нас. места... А теперь пойдем
дальше... Мы не то­ропясь идете по дороге и нот уже слышите шум моря - волны нака­тываются па берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира — вечно под­вижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчет­ливей, мы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные оке­анские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дере­ва, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо... Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим по­требностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмот­рите внимательно то, что вы выбрали.

Это громадный фрегат или обычная парусная лодка?

А может быть, легкий моторный катр?

Какова форма этого судна?

Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость?

Иди это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать лю­бой шторм?

В какой цвет окрашены борта вашего судна?

Есть ли у него якорь?

Л может быть, он вам совсем не нужен?

Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название?

Ка­кими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там?

Или на борту никого нет?

Как выглядит встречающий?

Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнут­ри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Поднимитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете

занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на сво­ем судне. Посмотрите — здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначе­ния? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом вер­хушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном мор­ском пространстве... вы двигаетесь к сноси цели... Далеко ли она? Что нас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...
ПСИХОЛОГ Замолкает. Пусть воображение детей поработает без вся­ких подсказок в течение одной-двух минут.

— Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно к ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путе­шествие. Вы спускаетесь но трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, по­смотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело... Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следую­щей цифрой вы будете все больше выходить из состояния расслаб­ленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил н энергии.

С этого момента голос психолога должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

— Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете воз­вращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы напол­няются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколь­ко мгновений и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность за­меняется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой

и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

При обсуждении эффектов упражнения помимо рефлексии со­стояния хорошо получить ответы на такие вопросы:

• Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

• В какой цвет оно оказалось окрашенным?

• Как оно называется?

• Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

• Что сказал вам встречающий?

• Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?

• Какова цель вашего плавания,