Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
периферию формируемой на стульях группы.

Отгадай вещь

Дети садятся в круг.

Психолог (или знающий эту игру подросток) мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным пред­метом. Отгадывает вся группа, но, главное, должен отгадать сидящий рядом с ним по часовой стрелке. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет.

Первый подросток как бы передает изображавшийся предмет вто­рому, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй под­росток изображает деятельность со своим новым предметом. Отгады­вает вся группа, по кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий под­росток.

Второй подросток передает ему свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение идет по кругу. Последним отгадывает первый подросток.

Что делать, если рядом сидящий подросток не отгадал предмет? Он не кивает, а наоборот, мимикой показывает, что еще не знает пред­мет п просит поработать еще с предметом, возможно, добавить ка­кие-то новые действия с ним, чтобы дать шанс отгадай.. руина не должна подсказывать, что это за предмет.

Отгадывают все, по отвечает за отгадку только один — сидящий рядом с загадывающим подросток.

Изобрази животное

Начинается это упражнение обычно с: фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка пли со­баку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляются медведь, змея, воро­бей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в па­рах, русскую тропку — даже втроем.

Передай действие

Выполняется это упражнение следующим образом: группа обра­зует круг. Лучше всего, чтобы девочки п мальчики чередовались. Психолог просит их всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагаем с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ла­донь ему на правое плечо.

Затем дается инструкция:

— Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест па лопатках или сделаю еще что-либо со стоящим впереди меня. Тот, кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее пе­редать мои действия дальше, вперед, тот — еще дальше, и так по кру­гу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину всяких действий. Понятно? Начали!


Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложить всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог за­дает серию вопросов:

• Кто работал честно, а кто подглядывал?

• Все ли действия вы передавали?

• Кому было больно, неприятно, неловко?

Упражнение повторяется, но группа поворачивается в другую сто­рону. Теперь психолог «запускает на орбиту» несколько больше дей­ствий. Опять проводится небольшое обсуждение.

Для третьего прогона психолог может назначить кого-то вместо себя начинать 10 новых движений, группа должна их «прогнать по ц угу» и вернуть начавшему. Наконец, для четвертого прогона мож­но в качестве начинающих выбрать двух: мальчика и девочку. Одно­временно они должны передавать и то, что ощущают спиной. Причем лучше всего этих мальчика и девочку найти на противоположных концах круга.

После 2-3 минут работы, когда все действия прошли по кругу, группа открывает глаза п психолог побуждает детей отгадать, какие действия начинал мальчик, а какие — девочка.

II. Упражнения, направленные преимущественно на содержательную сторону работы

Упражнения дают возможность потренироваться в использовании тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на:

• развитие способности к пониманию и прогнозированию состоя­ний, отношений и свойств человека;

• осознание своей уникальности, обогащение сознания позитивны ми, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности:

• восприятие себя через соотнесение себя с другими, через результа­ты собственной деятельности, через наблюдение собственных внут­ренних состояний, научение разрешению собственных проблем;

• установление контакта в общении, понимание своего состояния п его презентация, а также понимание состояния других людей, осознание различных видов мотивов межличностных отношений.

Комиссионный магазин

Детям предлагается заглянуть внутрь себя п определить, каких ка­честв каждому не достает для полного совершенства, а каких качеств у них в избытке и они могут поделиться ими с кем-нибудь.



На размышление дается 3-5 минут. После подготовительного эта­па начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особен­ный. Товары, которые принимает продавец, — это различные челове­ческие качества, например лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те. ко­торые у него есть и которых ему не жалко о сдать за предложенный то­вар. 15 результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества пли от его части и приобрести что-то необходимое.

Дети разбиваются на пары «продавец—покупатель».

Невербальное общение

Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все кроме родного (или любого из известных обоим участникам ) языка, это мо­гут быть жесты, звуки, мимика...

Задача двух выбранных детей - завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться па всех проявлениях своего партера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности.

Задача зрителей — попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.

После завершения диалога выслушиваются сначала версии на­блюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил. На втором этапе игры все участники делятся па трой­ки. В каждой тройке один — наблюдатель, а двое других — беседую­щие между собой па «тарабарском» языке участники.

Психолог внимательно следит за всеми нюансами общения и за­тем пытается угадать тему разговора. Мой враг — мой друг

Каждому подростку предлагается представить своего обидчика, человека, неприятного в каком-либо отношении, врага. Дети стара­ются составить словесный портрет данного человека (в письменной форме). При этом необходимо фиксировать прежде всего симпатич­ные детали его внешности. Если это не удается и участник соскальзы­вает на описание отрицательных внешних данных обидчика, необхо­димо при повторном прочтении вычеркнуть их.

На третьем листке дети описывают ситуацию своего взаимодейст­вия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим участникам предлагается попробовать проанализировать свое собственное поведение и выстроить страте­гию и тактику позитивного поведения с этим человеком.


При обсуждении упражнения обращается внимание на измене­ния, происшедшие в отношении к человеку, с которым был конфликт.

Моя пара

Дети становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

— На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь па своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упраж­нения), найти себе пару. Нас четное число, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером.

Эмоциональное состояние

Дети в группе делятся на две подгруппы.

Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, за которые она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональ­ное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В ) время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами.

Рюкзак

Дети садятся в круг.

— Давайте представим, что мы решили все имеете отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похо­да. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из пае, и не повторяться.

Автобус

Группа делится пополам.

Представьте себе, что нее мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе.

Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовав­шись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его зна­комый.


Пирог

Перед началом работы психолог объясняет, что каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях — в зависимости от 'того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует.

Например, он по-разному ведет себя в школе, дома и с близкими друзьями. Люди имеют разные задатки: один склонен к занятиям спортом, другой — к художественному творчеству, третий к науч­ному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.

В процессе своего краткого вступления психолог рисует нечто по­хожее на бублик.

Этот бублик затем делит на четыре сегмента.

Затем психолог предлагает ребенку нарисовать и каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны сто личности. Психо­лог обращает внимание на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе определен­ную интригу и дополнительно мотивирует к выполнению задания.

Когда рисунок создан, психолог спрашивает, не забыли ли что-ни­будь отразить или что еще следует нарисован., чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает, что в центре находится «глаз пирога», который он рисует.

Поясняется, что у каждого из нас есть «внутренний глаз», позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или момент жизни, помогаю­щий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог mожет предложить детям вспомнить об этом глазе при первой же воз­можности, когда они будут чем-то расстроены, чтобы запомнить свои чувства и на следующем занятии обсудить их с психологом.

Рассерженные шарики

Данная техника помогает детям понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может трав­мировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозирован­ным» образом. Для работы требуются надувные шарики.

1. Попросите каждого ребенка надуть шарик и завязать его.

а) Объясните детям, что шарик может символизировать тело, а на­ходящийся в нем воздух чувства раздражения и гнева.

б) Спросите детей (после того, как они завяжут шарики), может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него и что слу­чается, когда эти чувства переполняют человека. Л если чело­век переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить трезво?