Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зафиксированная на карте?

• Увидели ли вы название конечного пункта?

• Какая стояла погода при вашем выходе из порта?

• Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы детей могут оказаться очень интересными, насыщенны­ми неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти навер­няка на психолога обрушатся вопросы типа:

• А что означают слова капитана судна?

• А почему мой корабль назывался именно так?

• В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании? Нам представляется, что психологу лучше воздержаться от оце­нок и интерпретаций, посоветовав детям самим поразмышлять о сим­волике образов, подаренных им подсознанием.

Биография прохожего

Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зри­тельную память для развития наблюдательности и фантазии, - на­блюдение за случайным попутчиком в автобусе' или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, рабо­тать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

— Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько су­деб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; но дета­лям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, — разгадайте челове­ка! Это похоже па занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения.

Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражне­ния обостряют наблюдательность и учат, как смотреть п на что смот­реть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и стрелке на брюках, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и манжетам — по таким мелочам можно угадать его профессию... Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в до­машней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.

Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рас­сказчика.

Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе слу­чилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишил­ся сознания? А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которо­го он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он де­лал, что говорил? Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет. Л если бы он выиграл
большую сумму, на что бы он потратил деньги? А если бы с ним случилась беда и круто изме­нила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельствах?

Наблюдательность — это отличительная особенность всякого ху­дожественно одаренного человека, это его потребность. Многим лю­дям свойственны такие фантазии.

Операция «Штирлиц»

— Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже нарицательным, для упражнения на зоркость — качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.

Каждый из вас — Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, ;:а которым вам придется следить на протяжении всего за­нятия. Он пе должен ни о чем догадываться. Как п положено хороше­му разведчику, следите за ним незаметно.

Вот что вам нужно выяснить:

1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного — угадайте, по­чему он сегодня именно такой?

2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Поста­райтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его дей­ствия в той же последовательности.

3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как

маскирует наблюдение, попробуйте но его действиям угадать ход его мыслей.

Наметили объект? Даю пять минут па всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте п --следите! Стоп! Сядьте полукругом. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал? Расскажите о результатах наблюдений. Воспро­изведите действия подопечного. Объясните их.

Упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце заня­тия провести опрос о результатах наблюдений за все время.

Белый медведь

Хороший материал для мысленного действия, внутреннего виде­ния и воображения!

— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его — белого медведя! В нашей памяти многие слова п словесные сочетания накрепко соединены со зрительными образами. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою Просьбу, потому что слова о «белом медведе» (кот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной. А если я попрошу: «Не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли

белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ думать О чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не ду­майте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент застав­ляете себя думать о черной собачонке — и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться. Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе. надо думать о черной собачонке. Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного вами слова, но и от мысли, ко­торую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли - это тоже сло­ва, только невысказанные.

Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая назы­вается мысленной речью. Слово — манок видения. Всякое ли слово? «Стол»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увиде­ли. Скажу определеннее — «учительский стол»! Все увидели учитель­ский стол, по ясности в картинках может и пе быть. Скажу совсем конкретнее — учительский стол в кабинете математики... Нот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущие. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение (пример можно подобрать любой).

Видеоскоп

Дети — и круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных откры­ток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд психолог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы подросток передал соседу справа открытку, которую рассматривал в течение этих десяти секунд, и получил другую открытку от соседа слева. Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону.

— Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил? Вспомните вторую.

Рассказы детей помогли закреплению в памяти всех картин.

— Потренируем переключение видении. По моей команде вы должны вспомнить картину и постараться держать ее па своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая!

Идет чередование картин — сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать уплывающее изображение, воз­вратить его на экран.

Затем паузы все больше сокращаются
, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:

- Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!

Глаза детей должны быть открыты.

-- Только не напрягайте глаза от этого вы не увидите видение отчетливее, а, наоборот, спугнете его. И помните, что мы не добиваем­ся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопиче­ское видение, которое будет торчать перед вашими глазами, заслоняя реальный мир. Нет — все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и это пианино. Но кроме реально видимого в во­ображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоя­щего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем — тело наше жи­вет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.


Логическая задача

— Домохозяйке надо было разделить мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении имелись две чистые двухсторонние клеенки и пыль­ный стол. Нельзя разделывать продукты на грязной поверхности, перегибать клеенки, мыть их и вытирать пыль со стола до окончания ра­боты. Домохозяйка решила эту задачу. А вы? Домохозяйке, конечно, было легче, чем нам сейчас, все предметы были у нее перед глазами. Вам же придется представить в своем воображении и пыльный стол (было бы логичнее вымыть его сперва, да почему-то нельзя!). и две клеенки, висящие на спинке стула, и два пакета на стуле — с мя­сом и рыбой, и кошелку с яблоками, повешенную на гвоздик. Пред­ставили? Теперь прикидывайте возможные варианты. Если положить сначала одну клеенку, разделать на пей мясо, то второй раз па пей уже ничего не разделаешь — одна сторона в крови, другая в пыли. Не го­дится! Осталась одна клеенка, а разделать надо рыбу и яблоки. Если бы стол был чистый, все бы получилось - клади клеенку, разделывай рыбу, потом переверни клеенку на чистую сторону и разделывай яб­локи! Но па столе лежит клеенка, вот она, вся мокрая от разделки мя­са. Если бы она была чистая! Тогда положить бы на нее вторую клеен­ку... Мы уже близки к решению, продолжайте мысленно действовать дальше! Верно! Надо сначала положить обе клеенки и на верхней раз­делать что-нибудь одно — рыбу, например. Потом спять верхнюю клеенку и положить ее грязной стороной, чешуйчатой от рыбы, на пыльный стол, а на нижней клеенке разделась мясо. Затем положить на эту нижнюю, загрязненную клеенку верхнюю, чистой стороной вверх и разделать яблоки. Если стол достаточно велик и на нем поме­щаются обе развернутые клеенки, можно и не класть рыбную клеенку па мясную - все равно после разделки рыбы, когда вы снимите верх­нюю клеенку и положите ее грязной стороной на ( год перед нами окажутся две чистые стороны двух клеенок, па которых можно разде­лать мясо и яблоки.

Сонар

— Вообразим, что у нас есть сонар.......уникальный улавливатель зву­ков. И вот мы его включили. Тишина! Послушаем, какие звуки окру­жают нашу комнату... Шум улицы за окнами, приглушенный гул раз­говоров и шагов в вестибюле, а наверху, на втором этаже, — еле слыш­ны музыка ц ритмичные притоптывания is танцевальном зале. А в общем - какой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составные части.

Прислушайтесь к шумам улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков. Медленно проехала какая-то легковая маши­на (интересно, кто это не торопится? Наверное, туристы осматрива­ют нашу историческую улицу...), а вот тарахтит мощный грузовик...

Стоп. Выключили улицу. Танцевальный зал в школе! Что гам делает­ся? Ясно - Зинаида Семеновна показывает, как надо откаблучивать «Яблочко». Стоп. Включен коридор в школе. А улицы нет, и зала нет, отключите их.

Вслушайтесь в разговоры на лестнице. Вот безобразники, знают же, что идут уроки, а болтают в полный голос! О чем? Кто? Теперь включите только звуки из танцевального зала. Только коридор! Пе­реключайтесь по моей команде: «Улица! Коридор! Улица! Зал! Кори­дор! Зал!...»

Лес

— Представьте себе лес.

Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу:

вы — березка,

вы — рябина,

вы — огромная сосна,

вы — ромашка,

вы — одуванчик,

вы — трава,

вы — шишка на ветке,

вы — раскидистый старый дуб,

вы — белый гриб...

Раз вы - дерево, значит, ваши руки - самые большие из ваших ве­ток. Раскиньте их пошире! А ноги - корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слы1ШПте ли шум своих листьев? А если вы - трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет нас? Яркий сол­нечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмя­тежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что дела­ется с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки - трагедия: все .лепестки обвисли... Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, сушит свои листочки! А если:

Я — ветер!

Я — дождь!

Я — град!

Я — солнце!

Запрещенное движение

Один из детей - ведущий или вначале может роль ведущего вы­полнить психолог.

— Следите за руками ведущего и повторяйте его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении — вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз, ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Мой удар по столу — сигнал не­медленной остановки для ведущего п для вас. Вы оправдываете то по­ложение рук, в каком они оказались в момент сигнала.

Ведущий делает десять разных движений руками, отделяя каждое паузой и называя перед движением его порядковый помер. Осталь­ные дети не воспроизводят движения, а совершают их мысленно, за­поминая номер каждого. Потом дается время для мысленной репети­ции всех движений, и после этого психолог называет в произвольном порядке номера движений, а ученики совершают их с уже готовым оправданием. Таким образом, оправдание движению они находят еще в мысленной репетиции. Повторим и здесь:

— Оправдание движения — это не поиски умозрительного логиче­ского решения, а психофизическая задача, поставленная перед ва­шим организмом. Еслс мы как бы смотрим со стороны на совершае­мое движение и раздумываем, что бы это могло быть, — мы даем пищу прежде всего зрительной памяти. Если же мы начинаем с мышечных поисков, мы включаем в работу большее количество механизмов. Мы оживляем старые временные связи нашего тела с окружающей сре­дой. Здесь уже нет места реминисценциям того, что мы когда-то виде­ли в кино пли прочли в книге. Мысль п воображение привыкают про­извольно откликаться па любое положение тела. Оправданный жест, поза получаются живыми, а неформальными. Оправдать движение — означает не только найти решение, по совершить это действие так, как мы совершили бы его в жизни при данных обстоятельствах, — ло­гично, последовательно, целесообразно, завершении.

Отгадай слово

Психолог просит каждого подростка взять одну из карточек, на которых написано какое-то слово, и сочинить рассказ, используя сло­во в качестве «отправной точки». Другие по рассказу должны опа­дать, что это было за слово.

Психолог оценивает содержание каждого рассказа п подсказывает подростку, каким образом его лучше построить, а в случае необходи­мости усиливает его положительные стороны. Он может вначале за­нятия раздать детям разные карточки, ориентируясь на особенности каждого подростка (как правило, используются такие слова, как «ма­ма», «пана», «учитель», «друг», «ссора» и т. д.).

Домино

Большинство подростков уже знают, как играть в домино, чем при желании можно воспользоваться.

Использование ДОМИНО позволяет показать, как одно действие мо­жет приводить к другому и в конечном счете- к плохим последствиям для подростка. Затем обсуждается то, какие действия из цепочки можно было бы изменить или попросту выпустить, чтобы избежать этих последствий.

Например, одна кость в домино может означать приход в школу, другая — известие о том, что в зале произошла драка, третья — появ­ление подростка на месте происшествия, четвертая и пятая присут­ствие учителя, шестая — неподчинение словам учителя уйти из зала, седьмая — чувство недоверия к учителю п обиду,.восьмая — вызов к директору, девятая

отстранение от посещения занятии. В ходе иг­ры подросток учится осознавать возможность других вариантов раз­вития событий, чтобы в будущем избежать наказания. В приведен­ном случае, например, изменяя поведение на этапах с третьего по седьмой, можно было бы минимизировать негативные последствия. Вполне вероятно, что