Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зафиксированная на карте?
• Увидели ли вы название конечного пункта?
• Какая стояла погода при вашем выходе из порта?
• Что произошло с вами во время плавания?
Рассказы детей могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на психолога обрушатся вопросы типа:
• А что означают слова капитана судна?
• А почему мой корабль назывался именно так?
• В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании? Нам представляется, что психологу лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав детям самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.
Биография прохожего
Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, - наблюдение за случайным попутчиком в автобусе' или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, работать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
— Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; но деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, — разгадайте человека! Это похоже па занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения.
Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть п на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и стрелке на брюках, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и манжетам — по таким мелочам можно угадать его профессию... Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика.
Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания? А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил? Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет. Л если бы он выиграл
большую сумму, на что бы он потратил деньги? А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельствах?
Наблюдательность — это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Многим людям свойственны такие фантазии.
Операция «Штирлиц»
— Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже нарицательным, для упражнения на зоркость — качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.
Каждый из вас — Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, ;:а которым вам придется следить на протяжении всего занятия. Он пе должен ни о чем догадываться. Как п положено хорошему разведчику, следите за ним незаметно.
Вот что вам нужно выяснить:
1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного — угадайте, почему он сегодня именно такой?
2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Постарайтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его действия в той же последовательности.
3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как
маскирует наблюдение, попробуйте но его действиям угадать ход его мыслей.
Наметили объект? Даю пять минут па всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте п --следите! Стоп! Сядьте полукругом. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал? Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подопечного. Объясните их.
Упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце занятия провести опрос о результатах наблюдений за все время.
Белый медведь
Хороший материал для мысленного действия, внутреннего видения и воображения!
— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его — белого медведя! В нашей памяти многие слова п словесные сочетания накрепко соединены со зрительными образами. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою Просьбу, потому что слова о «белом медведе» (кот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной. А если я попрошу: «Не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли
белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ думать О чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не думайте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент заставляете себя думать о черной собачонке — и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться. Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе. надо думать о черной собачонке. Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного вами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли - это тоже слова, только невысказанные.
Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью. Слово — манок видения. Всякое ли слово? «Стол»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее — «учительский стол»! Все увидели учительский стол, по ясности в картинках может и пе быть. Скажу совсем конкретнее — учительский стол в кабинете математики... Нот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущие. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение (пример можно подобрать любой).
Видеоскоп
Дети — и круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд психолог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы подросток передал соседу справа открытку, которую рассматривал в течение этих десяти секунд, и получил другую открытку от соседа слева. Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону.
— Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил? Вспомните вторую.
Рассказы детей помогли закреплению в памяти всех картин.
— Потренируем переключение видении. По моей команде вы должны вспомнить картину и постараться держать ее па своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая!
Идет чередование картин — сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать уплывающее изображение, возвратить его на экран.
Затем паузы все больше сокращаются
, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:
- Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!
Глаза детей должны быть открыты.
-- Только не напрягайте глаза от этого вы не увидите видение отчетливее, а, наоборот, спугнете его. И помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, заслоняя реальный мир. Нет — все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и это пианино. Но кроме реально видимого в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем — тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.
отстранение от посещения занятии. В ходе игры подросток учится осознавать возможность других вариантов развития событий, чтобы в будущем избежать наказания. В приведенном случае, например, изменяя поведение на этапах с третьего по седьмой, можно было бы минимизировать негативные последствия. Вполне вероятно, что
• Увидели ли вы название конечного пункта?
• Какая стояла погода при вашем выходе из порта?
• Что произошло с вами во время плавания?
Рассказы детей могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на психолога обрушатся вопросы типа:
• А что означают слова капитана судна?
• А почему мой корабль назывался именно так?
• В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании? Нам представляется, что психологу лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав детям самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.
Биография прохожего
Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, - наблюдение за случайным попутчиком в автобусе' или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, работать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
— Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; но деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, — разгадайте человека! Это похоже па занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения.
Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть п на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и стрелке на брюках, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и манжетам — по таким мелочам можно угадать его профессию... Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии — обязанность рассказчика.
Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания? А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил? Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет. Л если бы он выиграл
большую сумму, на что бы он потратил деньги? А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельствах?
Наблюдательность — это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Многим людям свойственны такие фантазии.
Операция «Штирлиц»
— Воспользуемся именем знаменитого киноразведчика, которое стало уже нарицательным, для упражнения на зоркость — качества, абсолютно необходимого не только разведчику, но и актеру.
Каждый из вас — Штирлиц. Наметьте себе объект наблюдения, товарища, ;:а которым вам придется следить на протяжении всего занятия. Он пе должен ни о чем догадываться. Как п положено хорошему разведчику, следите за ним незаметно.
Вот что вам нужно выяснить:
1. Каково сегодня настроение у вашего подопечного — угадайте, почему он сегодня именно такой?
2. Какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним? Для чего он их совершил? Постарайтесь воспроизвести некоторые наиболее характерные его действия в той же последовательности.
3. Угадайте, за кем он следит. Проследите, как он это делает и как
маскирует наблюдение, попробуйте но его действиям угадать ход его мыслей.
Наметили объект? Даю пять минут па всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте п --следите! Стоп! Сядьте полукругом. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал? Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подопечного. Объясните их.
Упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце занятия провести опрос о результатах наблюдений за все время.
Белый медведь
Хороший материал для мысленного действия, внутреннего видения и воображения!
— Я говорю «белый медведь». Что вы видите на своем внутреннем экране? Да, его — белого медведя! В нашей памяти многие слова п словесные сочетания накрепко соединены со зрительными образами. «Думайте о белом медведе», — прошу я, и вам легко исполнить мою Просьбу, потому что слова о «белом медведе» (кот и сейчас снова!) сразу отозвались в вашем воображении зрительной картиной. А если я попрошу: «Не думайте о белом медведе! не смейте видеть белого медведя!» — сумеете ли вы исполнить мою просьбу? Вряд ли
белый медведь возникает в вашем видении, как только я произношу эти слова. Как же избавиться от белого медведя? Единственный способ думать О чем-нибудь другом. О черной собачонке, например. «Не думайте о белом медведе!» — говорю я, а вы в этот самый момент заставляете себя думать о черной собачонке — и она сразу же возникает на вашем внутреннем экране. И вытеснит медведя, если он успел туда пробиться. Запомните это правило: чтобы не думать о белом медведе. надо думать о черной собачонке. Значит, внутреннее видение может появиться не только от услышанного вами слова, но и от мысли, которую мы сознательно вызываем в себе. Ведь мысли - это тоже слова, только невысказанные.
Мы говорим сейчас о такой разновидности мыслей, которая называется мысленной речью. Слово — манок видения. Всякое ли слово? «Стол»! Что вы увидели? Все увидели разное, а то и ничего не увидели. Скажу определеннее — «учительский стол»! Все увидели учительский стол, по ясности в картинках может и пе быть. Скажу совсем конкретнее — учительский стол в кабинете математики... Нот эту картину оказалось проще увидеть, чем две предыдущие. Чем конкретнее речь и слово, тем ярче видение (пример можно подобрать любой).
Видеоскоп
Дети — и круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд психолог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы подросток передал соседу справа открытку, которую рассматривал в течение этих десяти секунд, и получил другую открытку от соседа слева. Когда открытки прошли таким образом три-четыре круга, их откладывают в сторону.
— Теперь закрепим в памяти все пять картин. Вспомните первую. Кто расскажет, что он запомнил? Вспомните вторую.
Рассказы детей помогли закреплению в памяти всех картин.
— Потренируем переключение видении. По моей команде вы должны вспомнить картину и постараться держать ее па своем внутреннем экране до следующей команды. Что нужно делать, чтобы не упустить ее с экрана? Надо все время думать о ней и восстанавливать в памяти все подробности, все детали, то одну, то другую... Первая! Вторая!
Идет чередование картин — сначала с большими паузами, чтобы дать возможность ученику удержать уплывающее изображение, возвратить его на экран.
Затем паузы все больше сокращаются
, а чередование картин все дальше уходит от последовательного перечисления:
- Третья! Пятая! Первая! Четвертая! Третья! Вторая!
Глаза детей должны быть открыты.
-- Только не напрягайте глаза от этого вы не увидите видение отчетливее, а, наоборот, спугнете его. И помните, что мы не добиваемся галлюцинаций! Нам не нужно цветное, звуковое и стереоскопическое видение, которое будет торчать перед вашими глазами, заслоняя реальный мир. Нет — все, что мы видим реально, остается: и наша комната, и эти окна, и это пианино. Но кроме реально видимого в воображении возникает новый зрительный образ. Он бледнее настоящего, зыбок и неустойчив, но если мы думаем о нем — тело наше живет в его атмосфере, живет в условиях вымысла. Наше тело, мы сами, таким образом, готовы действовать и действуем в вымышленных предлагаемых обстоятельствах.