Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Предложите детям прыгнуть па шарик, чтобы шарик взорвался.

а) Спросите их, можно ли такой способ выражения гнева рас­сматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Не­которые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите с ними, что может означать этот страх.

б) Объясните детям, что если шарик — это человек, то взрываю­щиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный посту­пок, например нападение на другого человека. Спросите их, можно ли считать такой способ выражения гнева «безопасным».

3. Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать. Обратите внимание детей на то, что ша­рик уменьшился. «Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать

более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?» Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невре­димым, не взорвался и никого не испугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.

5. Предложите детям продолжить понемногу сдувать шарики до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните, что воздух внутри шарика — это чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает в нас эти чувства, и находя способы их адек­ватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накаливаются, они однажды могут вырваться наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится с ним рядом. Приведите примеры иных — более безопасных — способов выражения этих чувств. Можете нарисо­вать радугу (или предложить детям нарисовать ее) п в каждой из полос определенного цвета написать какую-нибудь букву. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева, начинающиеся с этих букв, они могут назвать.

В случае необходимости повторите упражнение.

Гадалка

Все, что необходимо иметь, — это квадратный лист бумаги, чис­тый с обеих сторон, и карандаш или ручку. Игра начинается с того, что углы квадратного листа сворачиваются внутрь п почти соединя­ются посередине. Сверху фигура напоминает четыре треугольника, сходящиеся вершинами в точке. Треугольники не должны перекры­вать друг друга.


Переверните лист и повторите то же самое, но загибая углы листа уже на другую сторону. На этой стороне также получится четыре тре­угольника. Затем вновь переверните лист и на каждом из четырех квадратов напишите название какого-либо цвета.

Предложите детям выбрать четыре самых любимых цвета. Снова переверните лист. Обозначьте восемь маленьких треугольников циф­рами от 1 до 8. Теперь под каждым из восьми маленьких треугольни­ков можно записывать «предсказания». Сложите лист дважды — по горизонтали и по вертикали. Подложите свои большие и указатель­ные пальцы под квадраты, на которых написаны названия цветов. Предложите детям выбрать один из цветов. Поочередно открывайте и закрывайте полученную форму в разных направлениях так. чтобы

можно было видеть цифры на ее внутренних гранях. В определенный момент остановитесь и, показывая ребенку цифры, предложите ему выбрать одну из них. Поднимите завернутый край листа с обозначен­ной на нем цифрой и прочтите, что под ним написано.

При выборе и прочтении различных предсказаний появляются богатые возможности для обсуждения с детьми. Например, подрост­ка можно спросить, что нужно сделать, чтобы его мечта сбылась.

Зубы дареного коня

Группа разбивается на шестерки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от од­ного до шести.

— Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех — день рождения. Такой день всегда важен. Он сим­волизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения име­ниннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие по­дарки, которые действительно помогут человеку измениться, кото­рые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в этот день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого...»? Сегодня не надо ничего искать в ма­газинах. Тем более что, скорее всего, там не найти того, что в самом деле нужно.

Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных ка­честв; от виллы на Багамских островах, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются первые номера. Вни­мательно посмотрите на них.



Подумайте о том, какой этот человек?

Что он ценит больше всего на свете?

Кого он любит?

О чем он мечтает?

Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно?

Что он хотел бы получить в дар от вас?

Сейчас вы — волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения лю­бые подарки принимаются без критики — независимо от того, поправились они или нет. В народе говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каж­дого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стара­ясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте отпет сразу каждому из своих товарищей.

Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы кате­горически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто умрет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.

После того как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй помер и т. д. С днем рождения!

Обсуждение.

• Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»? Иными словами, кто оказался синтонным внутренним мирам своих това­рищей по подгруппе?

• За счет чего это произошло?

• Какого типа были подарки?

• Какие из них оказались самыми удачными?

• Каков самый оригинальный подарок?

• Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без ис­ключения?

• Если да, то не является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей?

• Все ли сумели быть искренними?

• Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?

• Насколько трудным было отказываться от подарков?

• Есть ли такие «именинники», кто не принял пи одного подарка?

• Почему?

• Что вы чувствовали, когда паши дары отвергались?

Несказочные проблемы

Детям группы предлагается вспомнить о какой-либо своей труд­ности, проблеме, с которой они столкнулись недавно.

Выберите сказочного персонажа, у которого могла бы возникнуть похожая проблема. Вполне возможно, что нам захочется приду­мать своего собственного героя. Это еще лучше. Наловите своих пер­сонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей. Их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герои.


Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой ге­рой столкнется с проблемой, похожей на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом эта­пе всем становится понятен (в той или иной степени) смысл трудно­стей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персона­жей по кругу и предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.

Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявлен­ные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок — но уже в одном произведении. Ваша задача — сочинить это ваше общее продолжение, в котором ва­ши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ни­ми трудных вопросов.

Рассказывание сказок. Приемлемо разыгрывание сочиненных ска­зок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в чет­верки пли даже пятерки.

Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов веду­щего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или пре­одолены частично.

«Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом эта­пе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как совершенно неприемлемый. Чтобы пе­рейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что очевидные варианты уже исчерпаны. «Отыграв» их в метафориче­ской форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения про­блемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить уси­лия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют при­близиться к границе этого перехода на качественно иной уровень, посмотреть па ситуацию с новой, неожиданной точки зрения. Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить
их продол­жение.

— Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Поду­майте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, вос­пользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

Некоторые дети так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе.

Я прошу у вас прощения

— Быть контролером — очень трудно. Могут быть претензии, что ты несправедлив, невнимателен, что пропускаешь мухлеж. А ошибки допускает любой контролер. Итак, уважаемые контролеры, как вы думаете, перед кем вы более виноваты: перед своей командой или перед командой соперников, которую вы контролировали? Каждый контролер без оправданий признает свои ошибки, спою вину перед той или другой командой. А раз ты виноват, тебе стоит принести из­винения, попросить прощения. Кто из контролеров хотел бы первым это сделать? - Но учтите, что это очень непростое дело — просить прошения! Поскольку это дело действительно трудное, пусть контро­лерам поможет их команда. Три минуты на подготовку, пусть лучшие умы и лучшие души команды покажут и расскажут контролерам, как можно и нужно просить прощения, чтобы после этого к тебе были хо­рошие и теплые чувства! Команда может им отвечать: пониманием, теп­лыми чувствами и взаимной просьбой о прошении за свою резкость.

«Скоты» и «человеки»

— Трудности далеко не всегда делают людьми слабыми и подлы­ми. Люди в концлагере превращались и в скотов, и в святых. И как бы ни была трудна жизнь на необитаемом острове, если вы — Человек, то Человеком вы останетесь всегда. И чем будет труднее, тем более высокой окажется ваша человечность. В скота трудности превраща­ют слабого. А сильного трудности превращают в Человека. Встали, перестроились в общий круг.

Есть ли в нашей группе люди, в которых вы уверены: какими бы ни были трудности, он всегда останется Человеком? /la, случайные промахи возможны у каждого, по если он подумает и соберется, у не­го всегда хватит ума и сил быть не скотиной, а именно Человеком. Подумайте про каждого... Пусть поднимут руки те, кто уверен: все люди и нашей группе в случае трудностей и проблем окажутся Чело­веками! Проверки на человечность нам устраивает сама жизнь, еже­дневно и помногу раз. Были ли у нас такие проверки сегодня?

Обсуждение.