Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большин­ство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходи­мо использовать положительную обратную связь, которая являет­ся надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчи­вости и повышении самооценки, снятии напряжения и релакса­ции. В ходе и в конце каждой игры выражается благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, пси­холог подбадривает его. Большинство детей в группах очень рани­мы. Поэтому психолог должен решительно пресекать попытки де­тей давать друг другу негативную обратную связь.

4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет со­блюден только в том случае, если удалось создать в группе атмо­сферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. По­этому все игры строятся и подбираются так, чтобы снести к мини­муму, а в идеале — к пулю элементы конкуренции,соревнования, победы и поражения. Дети, пришедшие па тренинг, характеризу­ются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспо­собностью адекватно реагировать на собственную неутешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое вни­мание неконкурентному характеру отношении в тренинге: «У пас не будет соревнования. У нас не будет победителей и побежден­ных. Мы не будем стараться доказать, что мы чем-то лучше дру­гих». В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждо­го ребенка, его отличие от других. Эта идея служит одним из кри­териев отбора игр.

5. Минимизация лабилизации и ее опосредованпость. Традиционно считается, что без лабилизации психолог не поможет детям осо­знать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация -это средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако детям с трудностями в об­щении такое зеркало не только не принесет пользы, по может спо­собствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. По­этому тренинг строится так, чтобы дети получали
лабилизацню в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную:

о через осознание существования других, отличных от собствен­ного способов поведения; о через наблюдение успешности этих способов;

о через идентификацию с психологом и успешными членами группы.

Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необхо­димо различными способами смягчать лабилизацию. Например, если водящий не может быстро справиться с заданием, психолог поддерживает его, говоря, что это задание трудное и в других груп­пах ребята тоже справлялись не сразу. И даже такая, опосредован­ная и смягченная, лабилнзация дается в минимальных дозах после тщательной ежедневной диагностики, если психолог уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих

стратегий общения. Игры строятся так, чтобы не фиксировать сла­бые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая воз­можность ему быть успешным и поощряя его расширить репер­туар способов его поведения.

6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности не­избежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают ре­бенка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация неуспешности может стать причи­ной отказа ребенка от игры пли вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписав его затруднение его герою. Вме­сто того чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штир­лицу». Именно для облегчения дистанцирования детям предлага­ют в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы. Вместе с тем психолог помогает детям идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» психолог говорит: «Ты такой сообразитель­ный, догадливый, изобретательный».

7. Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем пли регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вно­сить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают мате­риал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней, расставляются акценты, появля­ются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.



8. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тре­нинга характерен высокий эмоциональный накал, дети искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им на­строиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и ин­теллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить за­нятие каждым подростком позиции, которая характеризуется актив­ностью, объективацией поведения, а также исследовательской на­правленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий. Наиболее продуктивными в тренинге признаются ориентирование группы на подростка, поддержание со­вместной ответственности, работа по направлению внимания, мыш­ления детей на определенные идеи или стороны поведения, установ­лению связи между детьми и психологом. Отдельный избранный вариант или их сочетание в работе с подростками обеспечивает мак­симально эффективную реализацию возможностей социально-пси­хологического тренинга.

Руководство по проведению тренинга

Важную роль в проведении социально-психологического тренинга играет поведение психолога (ведущего), которое в значительной сте­пени определяется его теоретической ориентацией. Именно личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успеш­ность тренинга. Развивающий и оздоравлнвающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, ис­кренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений меж­ду членами группы и психологом.

Основные задачи группового психолога в работе с подростками таковы:

• побуждение подростков к проявлению отношений, установок по­ведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем;

• создание в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасно­сти, поддержки и защиты;

• разработка и поддержание в группе определенных норм, проявле­ние гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые групповым психологом, мож­но условно разделить на два вида: вербальные и
невербальные.

К вербальным относятся следующие средства воздействия.

1. Структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психолога). Имеются в виду все высказывания, которые определя­ют ход занятия. Например: «О чем вы сегодня хотели бы погово­рить?»; «Чья сегодня очередь рассказывать о себе?»; «Тема сего­дняшнего нашего разговора такая-то и такая-то». Высказывания направлены на ограничение непродуктивной активности группы: «Не отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это сказали в связи с тем-то и с тем-то» и т. д.

2. Сбор информации. Психолог задает свои вопросы о разных пара­метрах субъективной модальности или использует вопросы дру­гих детей из группы.

3. Интерпретация, самый распространенный и неоднозначный при­ем вербального воздействия. Она может относиться как к прошло­му, так и к настоящему подростка. Это могут быть приемы отраже­ния эмоций подростка, конфронтация с ним; собственно интер­претация как выдвижение гипотез о причинах и следствиях пове­дения подростков.

4. Убеждение и переубеждение, которые осуществляются непосред­ственно и опосредованно.

5. Предоставление информации.

6. Постановка заданий, которые должны выполнять подростки. В дан­ном случае речь идет не столько об активности психолога, сколько о стимуляции детей к определенному виду активности.

Во время тренинга могут возникнуть некоторые трудные ситуа­ции, например, следующие.

Агрессивный подросток в группе. Эффективным может быть об­суждение проблематики такого подростка, которого необходимо посадить спиной к группе вне круга. Психолог обсуждает эту си­туацию как этическую и психологическую задачу.

Подросток, стремящийся к доминированию и соперничеству с пси­хологом. Эффективным может быть попеременное игнорирование некорректных высказываний или некорректного поведения и их неожиданное обсуждение.

Наличие в группе пассивных подростков. В этом случае обычным бывает длительное молчание, которое может быть использовано как способ демонстрации подросткам роли их собственной актив­ности в групповой психокоррекции, как способ помощи в осознании своей ответственности за протекание групповых процессов. Затянувшееся молчание приводит к снижению напряжения, кото­рое оно создает вначале и снижению мотивации к участию в груп­повой психокоррекции.

Нежелание подростков творить о себе. Психологу необходимо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.


Объединение отдельных подростков в подгруппы — форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как матери­ал для обсуждения в группе. Подобные трудности уменьшаются по мере развития отношений в группе, когда активность психоло­га снижается, а активность участников растет. Задача психолога направлять активность группы, ее стимулировать.

В принципе психолог, с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного подростка в группе, с другой — предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходимо постоянно контролировать соотношение сплоченности и напряжен­ности в группе. Кроме того, поведение психолога должно служить своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно и игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для изменения сознания и самосознания подростков.

К невербальным средствам относятся: мимика, жестикуляция, интонация, проксемика.

Групповой психолог, работающий с детьми, обязан:

1. Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.

2. Владеть диагностическими средствами отбора подростков в груп­пы (см. приложение).

3. Перенаправлять на стадии отбора в группу детей, склонных к пси­хическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии, к другим специалистам.

4. Информировать участников группы об основополагающих прави­лах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятель­ности.

5. Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта.

6. Дать понять в самом начале работы, на чем будет концентриро­ваться внимание группы.

7. Защищать права детей в группе, решать, какой материал давать группе, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувстви­тельным к любой форме группового давления, к попыткам уни­зить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы психолог обязан блокировать.

8. Логически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема. Быть компетентным в своих действиях.

9. Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личност­ного потенциала. Использовать и практике группового обучения новейшие достижения в этой области.

10. Подчеркивать важность принципа конфиденциальности