Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


час мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке пра­вил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушай­те предлагаемые правила.

1. Доверительный стиль общения.

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, участ­ники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характер­но стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить собы­тия, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя с разных c'i орон, лучше узнать . себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3. Персонификация высказываний.

Для более откровенного общения во время занятий мы отказы­ваемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слона. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...»; «Некоторые из пас ду­мают...» на «Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поня­ли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня».

4. Искренность в общении.

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это пра­вило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность все/о происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким пред­логом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что ни­кто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделил­ся с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними,
способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, чти наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо чле­нов группы. Мы доверяем друг другу п группе в целом.

6. Определение сильных сторон личности.

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положи­тельные качества человека, с которым мы вместе работали. Каж­дому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участ­ника, а только его действия и поведение. Мы не используем вы­сказывания типа: «Ты мне не правиться», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «Ты пло­хой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. \ Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую ми­нуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать парт­нера и группу в целом. Мы пе замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все вре­мя внимательны к другим, нам интересны другие .'поди.

10. Уважение к говорящему.

Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внима­тельно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хо­чет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мне­ние, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы за­даем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

6. Ассоциации

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договаривают­ся между собой, кого из присутствующих участников тренинга они «задумывают».

Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?»

Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состо­ит в том, что они должны задаваться опосредованно, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом (картиной, погодой, цвет­ком, едой, видом транспорта и т. и.)...»



Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загада­ли, он называет его. Можно угадывать до трех раз. Затем выходит следующий водящий и т. д.

В том случае, когда ведущий становится водящим (по желанию группы), он может получить обратную связь дополнительно о мане­ре вести психотренинг, об удовлетворенности занятиями членами группы.

7. Ритуал прощания

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие № 2. Каков я на самом деле?

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить навыки самоанали­за, способствовать более глубокому самораскрытию, которое ведет к изменению себя.

1. Ритуал приветствия

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

2. Продолжение знакомства

— Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сде­лаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предла­гает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пере­сядьте все те, кто умеет водить машину», все те, кто умеет водить ма­шину, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга оса места, продол­жит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постарать­ся запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное уме­ние. Это нам понадобится немного позже..

3. Тест на самоопределение

— Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но снача­ла нам нужно понять, каковы мы па самом деле. Для этого предлагает­ся тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите дей­ствительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.

Вам предлагается ответить па вопросы, сгруппированные по бло­кам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит дол­го раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что прихо­дит в голову.


Тест

___А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

___А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

___A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

___А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

___А5. Много ли у тебя друзей?

___Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

___Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

___БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

___Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

___Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?

___В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?

___В2.Заносчив ли ты?

___ВЗ. Силен ли в тебе дух противоречия?

___В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

___В5. Подражают ли тебе?

___Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых

это шокирует?

___Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться; что отлично все

знаешь?

___ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?

___Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей

оригинальностью?

___Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?

___Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного

диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

___Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых

людей?

___ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, что­бы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

___Д4. Способен ли ты хранить секреты?

___Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

___Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

___Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

___ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?

___Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

___Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка.

Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обо­значенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставь­те индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каж­дой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.

Например: 1) АОГ; 2) ОДО.

Интерпретация ответов.

1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».

АОО. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действи­тельности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, дела­ешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.


АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчиво­го, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необяза­тельным. Но стоит захотеть — станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставить друзей в трудную ми­нуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. По­нять тебя трудно.

00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный харак­тер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО. Такие люди, как ты, — примерные ученики, вежливые, акку­ратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учите­ля уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому посто­янно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается не часто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».

000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, одно­образие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на са­мом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

ООЕ. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой быва­ешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии по­сторонних чувствуешь себя скованно, по стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

ОДО. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, соби­рать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться одному, считая, что тогда «все пропало».