Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в отноше­нии личностного материала, принадлежащего подростку в группе.

11. Избегать навязывания своих ценностей и убеждений детям в груп­пе. Уважать их способность самостоятельно размышлять и прихо­дить к определенным выводам на основании полученной инфор­мации.

12. Быть внимательным к появлению у отдельных детей признаков психического истощения. Это можно устранить, сделав общий пе­рерыв, так как у других переутомление может быть менее замет­ным. Если же по ходу занятий станут заметны болезненные сим­птомы в поведении, то детей с такими симптомами необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме от­странить от занятий.

13. Планировать дополнительные (после завершения работы группы) встречи, с тем чтобы дети могли обсудить свои успехи, а психолог мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен)у человека.

14. Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми детьми, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость.

Глава 3. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИИНГА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»1

Программа структурирована по принципу соответствия основным ме­тодам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазви­тии личности.

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои нрава и собственную ценность.

Программа включает 3 этапа.

I этап — ориентировочный (3-5 занятий).

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Ос­новное содержание образуют психотехнические упражнения, направ­ленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на само­определение и самосознание.

II этап — развивающий (23-25 занятия).

Цель этапа: активизация процесса самопознании. Повышение соб­ственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовос­питания и саморазвития.

III этап — закрепляющий (2-3 занятия).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления само­оценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закреп­ляющего характера.

1 См. приложение: «Учебно-тематический план».

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал про­щания.

В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика и песочная терапия.

Программа предназначена для социально-психологической рабо­ты с детьми подросткового возраста, общеобразовательных классов и адаптирована для детей коррекционных классов, с задержкой психи­ческого развития.

Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 1,5 часа, в коррекционных классах два раза в неделю, по 40-60 минут. Группа набирается по результатам диагностики из 6-8 классов, в ко­личестве 15-25 человек с повышенным уровнем тревожности, с низ­кой самооценкой.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой,

принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т. е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Занятие № 1. Куда же нам плыть?

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, озна­комление с основными принципами работы социально-психологиче­ского тренинга, первичное освоение приемов самодиагностики и спо­собов самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

1. Знакомство

— Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вто­рым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым. На­чиная с третьего все будут повторять то, что расскажут о себе два пре­дыдущих человека. Итак: имя, хобби реальное и хобби желаемое...

2. Беседа о психологии

- Я люблю психологию — науку о душе, потому что мне бесконеч­но интересна моя собственная душа и души других людей. При этом устройство души мне бесконечно интереснее устройства космоса, ком­пьютера, цветка... Поэтому я выбрала психологию своей профессией.

Душа есть у каждого из здесь присутствующих двуногих бескры­лых, и у каждого из вас ваша собственная душа весьма интересна... Психологами являются все, кто интересуется душой. Поэтому я могу назвать вас коллегами и поделюсь с вами некоторыми правилами профессии.

Правило первое. «Не лезь в душу, если тебя не приглашают». Это значит, что я не буду (и другим не советую) высказываться о душев­ной жизни кого-либо из здесь присутствующих без его (пли ее) спе­циальной просьбы. Поэтому, если у вас есть вопрос, спрашивайте устно или письменно.

Правило второе. На некоторые вопросы я буду отвечать только с глазу на глаз. Я гарантирую, что сообщенная информация останется в тайне. Все, о чем пойдет речь в группе, не будет выноситься за рамки группы.

Мне интересны все разделы психологии, но это не значит, что вес так же интересно и моим ученикам. Поэтому будем все время догова­риваться с группой, чем нам стоит заниматься вместе.


Психолог работает по следующим направлениям.

1. Психолог стремится узнать: как устроена душа? Что такое эмо­ции, воля, память, воображение, мышление, внимание, интуиция, склонности, способности? Зачем мне дарованы все эти свойства? Чтобы было, если бы у меня не было, к примеру, эмоции? Чем мое воображение или воля отличаются от волн и воображения другого человека?

2. Психолог любит измерять все душевные качества: свои и других людей: определять, какой именно у человека характер, темпера­мент, тип личности, способ обучения, стиль общения... Для изме­рения всех психологических качеств психологи создают особые измерительные приборы, которые называются тестами. Умение пользоваться тестами и проводить тестирование — одно из многих профессиональных умений психологов.

3. Психолог надеется и верит в возможность помочь себе и другим людям в решении их личных проблем, например таких:

о Как достичь взаимопонимания?

о Как найти и сохранить друзей и любимых?

о Как сохранить или восстановить душевное равновесие?

о Как достичь своих высших возможностей?

4. Психолог учится сам и учит других навыкам общения, понима­ния, владения собой, запоминания, концентрации внимания, т. е. всем полезным навыкам, которые необходимы для того, чтобы хо­рошо выполнять любую деятельность, лучше учиться, более ус­пешно строить свои отношения с другими людьми.

5. Психолог изучает, как происходит развитие и изменение душев­ной жизни, различных психологических качеств у людей разных возрастов. Чем, например, подростки отличаются от детей и взрос­лых? Как условия жизни влияют на становление характера чело­века? Какой бы я была, если бы родилась в XX веке в Италии? Какой я могу стать, если уеду жить в США? Можно ли повлиять на развитие психических качеств: сделать человека умнее и доб­рее? Может ли человек это сделать сам...

3. Самоопределение

Написав на бланке свое имя, нужно высказать пожелания по каж­дому пункту возможной программы занятий, обведя в бланке цифры (число цифр в одной графе не ограничивается), соответствующие определенному желанию.
Бланк

Имя______________________________________

1. Хочу ли я изучать устройство души?

2 1 0 -1 -2

очень хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

2. Хочу ли знакомиться с тестами? ,

2 1 0 -1 -2


очень хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

3. Хочу ли я научиться помогать другим людям в решении их личных про­блем?

2 1 0 -1 -2

очень хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

4. Хочу ли я учиться навыкам общения, сосредоточения и другой психотех­нике?

2 1 0 -1 -2

очень хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

5. Хочу ли я изучать законы развития психики в разные возрастные перио­ды и в разных условиях жизни?

2 1 0 -1 -2

очень хочу хочу не возражаю не хочу очень не хочу

Обработка.

Высчитывается общин балл группы.

4. Здравствуй, я рад познакомиться!

- По уже сложившейся традиции тренинговых групп для быст­рейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т. е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протя­жении всего тренинга.

При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мульт­фильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. За­тем вам нужно прикрепить свою визитку себе на одежду. В дальней­шем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к дру­гу по этим именам.

У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и под­готовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы попри­ветствовать возможно большее количество участников, начав диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться...» (далее следует назвать имя человека, которого вы приветствуете, согласно его визит­ной карточке).

Во время взаимных приветствий вам нужно подчеркнуть свою ин­дивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш партнер сразу запом­нил вас. Например: «Здравствуй, я рад с тобой познакомиться. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять программы для них».

Все внимательно слушают друг друга, чтобы запомнить индиви­дуальные качества собеседников. Затем, когда приветствия завершат­ся, каждый участник группы по кругу называет всех своих новых зна­комых, т. е. тех участников, с которыми ему удалось познакомиться. При этом нужно вспомнить индивидуальность каждого из них.

5. Правила нашей группы

- После того как мы познакомились, приступим к изучению ос­новных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сей-