Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Советы воспитателю. Выставка тверских игрушек. Рассматривание узоров. Выучить стихотворение об игрушке.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Знакомство с городецкой росписью. Составление узора на полосе

Программное содержание:

Знакомить с Городецкими предметами и росписью, учить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Развивать эстети­ческие чувства, воспитывать любовь к народному искусству. Учить выделять один из элементов — купавка (бутон) и составлять узор на полосе из буто­нов, чередуя их с листьями. Закрепить умение составлять оттенки цвета (розовый, голубой).

Материал:предметы с городецкой росписью, иллюстрации с их изобра­жением; бумага тонированная (охра) 10x20 см, гуашь - красная, голубая, зеленая, белая; палитра.

Ход занятия

Выставка городецких предметов и их изображения на иллюстрациях. Воспитатель уточняет их название и назначение, рассказывает, что их сдела­ли русские мастера из городка Городец, расположенного недалеко от города Нижний Новгород, выделяет элементы узора: цветы, листья, птицы и т.д.

Рассмотреть цветок - купавку (бутон) на крышке хлебницы. Уточнить, что городецкие мастера любят цвет и оттенок: розовый круг украшают крас­ным кружочком и дугой, а голубой — синим цветом. Кружочек похож на гла­зок и может быть расположен вверху круга, внизу, слева, справа. Предложить найти такие купавки на предметах.

Уточнить приемы рисования: дуга рисуется сначала концом кисти, середи­на — всей кистью и снова концом, получается серпик. (Показ воспитателя.)

Все цветы украшены белым цветом - оживляется узор.

Показать на полосе бумаги, где расположить цветы, а между ними листья.

Уточнить последовательность рисования: составить оттенок розовый (или голубой), нарисовать круги, между ними листья. Затем украсить круги кружочком — глазком и дугой красного цвета (или синего цвета - голубой круг). Последнее: украшение белым цветом — оживление.

Дети составляют узор на полосе, выбирают цвет.

В конце занятия рассмотреть все полоски, выбрать самые красивые, похо­жие на городецкие цветы.

Советы воспитателю. Выставка предметов с городецкой росписью. Рассмотреть, как мастера по-разному украшают предметы, уточнить их название и назначение (бочонок, кубышка, доска, сундучок, панно).
Рисование. Составление узора на полосе



Программное содержание:

Продолжать рассматривать городецкие узоры, выделять чередование раз­ных бутонов.

Учить рисовать узор на полосе, чередуя бутоны — «купавки» и «ромашки», выбирать цвет и оттенок, концом кисти украшать белым цветом цветы, лис­тья черным.

Материал:предметы с городецкой росписью; бумага цвета дерева (охра) 10x20 см, гуашь.

Ход занятия

Выставка предметов с городецкой росписью.

Рассмотреть бутоны двух видов - «купавки» и «ромашки». Сравнить их, вспомнить, как рисовали купавку, и догадаться, как рисовать новый цветок: круг и маленькие мазочки — лепестки.

Уточнить последовательность рисования: сначала круги голубым или розо­вым цветом, потом зеленые листочки. Когда высохнет краска, украсить маленьким кружочком и дугой, между этими цветами круги украсить маленькими лепестками. Затем «оживить» все цветы белым, а листья чер­ным цветом.

Дети выбирают цвет и рисуют, воспитатель уточняет последовательность работы.

В конце занятия рассмотреть узоры, отметить самое четкое чередование двух цветов, сочетание цвета и оттенка, заполнение листа, прочитать сти­хотворение.

Посмотрите на роспись —

Сочность красок манит,

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

Советы воспитателю. Выставка городецких узоров. Рассмотреть варианты бутонов. Выбрать для занятия новый бутон.
Рисование. Составление узора на квадрате

Программное содержание:

Продолжать знакомить с городецкой росписью, выделять новые элементы, их чередование и варианты колорита - сочетания цвета и оттенка.

Учить составлять узор на квадрате, выделяя середину розаном, углы, кайму - бутонами по выбору.

Совершенствовать технические навыки рисования.

Материал:предметы с городецкой росписью с новым элементом — «роза­ном»; бумага цвета дерева (охра) 20x20 см, гуашь - красная, синяя, белая, зеленая, черная; палитра.

Ход занятия

Выставка предметов с городецкой росписью. Рассмотреть узор на доске, найти знакомые цветы и новый — «розан», варианты сочетания цветов. Предложить детям догадаться, как его рисовать (круг оттенком, в середине маленький кружок — глазок и дугу цветом, белые оживки).


Уточнить последовательность составления узора: «розан» — в середине квадрата и бутоны на выбор по углам, затем расположить листья. Потом украсить все цветы, оживить их, черным цветом украсить листочки тонкими черточками.

Рассмотреть городецкие узоры, выбрать цвет и приступить к составлению композиции.

В конце занятия выбрать самый красивый цветок, варианты композиций.

Советы воспитателю. Выставка предметов с городецкой росписью. Находить знакомые цветы и новые. Уметь объяснять, как их рисовать.
Рисование.

Составление городецкого узора на бумаге разной формы
Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать предметы с городецкой росписью, выде­лять средства выразительности.

Составлять узор на бумаге разной формы (круг, полоса, прямоугольник, разделочная доска). Использовать знакомые элементы, сочетания цветов, расположение на форме.

Материал:предметы с городецкой росписью; бумага цвета дерева (охра) или обои под дерево, форма: круг диаметром 20 см, прямоугольник А4, раз­делочная доска 10x20 см, гуашь, палитра.

Ход занятия

В группу входят гости в русских народных костюмах с городецким сундуч­ком.

Передаем вам привет

И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли,

С мест, что Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты

Голубою водой.

И. Кадухина

Воспитатель.

  • Откуда к нам приехали гости? (Из Городца.)

  • От каких мастеров нам привезли подарки? (Городецких.)

Гости открывают сундучок, достают предметы. Дети их называют, расска­зывают, как они украшены, выделяют элементы узора. Гости просят нарисо­вать городецкие узоры им на память.

Предложить детям выбрать форму бумаги, цветы, листья на городецких предметах. Уточнить композицию, расположение цветов на листе бумаги.

В конце занятия узоры расставляются по форме бумаги, из них выбирают­ся самые интересные.

Воспитатель.

  • Как расположены цветы в узоре?

  • Где нарисованы новые цветы, которые мы не рисовали?

  • Для какого предмета нарисован узор?

Какая работа похожа на городецкую роспись?

Занятие заканчивается концертом. Дети поют частушки и играют на музы­кальных инструментах.

В городце у нас все двери,

В городце весь детский сад,

Городец у нас все любят,


Все в саду - и стар, и млад.

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы —

Городецкие узоры

Небывалой красоты.

О. Хренова

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Городецкие узоры –

Столько радости для глаз,

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

И. Кадухина

Советы воспитателю. Выставка городецких предметов и детских работ с предыдущих занятий. Выучить стихотворения о городце.
ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Знакомство с гжельским промыслом.

Рисование каймы

Программное содержание:

Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели. Учить видеть красоту скульптуры малой формы, выделять украшения - кайму на посуде.

Составлять узор на полосе из тонких линий и мазков в разных вариантах. Побуждать видеть красоту синего и белого цветов.

Материал:кукла Гжелочка, скульптура малой формы - курочка, лошадка, лев, кукольный сервиз и посуда с вариантами украшения каймы; бумага белая 5x20 см, гуашь синяя, голубая, силуэты 2-3 предметов (чашка, чай­ник).

Ход занятия

Кукла Гжелочка приглашает детей на выставку изделий Гжели. Рассмотреть фигурки, обратить внимание на то, что они похожи на игрушки — веселые, забавные, блестящие и все украшены краской одного цвета —синей и ее оттенком — голубой.

Рассмотреть посуду и показать кайму, которая украшает всю посуду, — это синяя тонкая полоса, внизу расположены точки или маленькие мазки. Рассмотреть варианты украшения на посуде.

Предложить детям украсить полоску узором — нарисовать прямую линию и мазки. Показать рукой на своем листе, где кто нарисует линию и как рисо­вать мазки.

В конце занятия вместе с куклой Гжелочкой рассмотреть все рисунки, приложить полоски к силуэтам 2—3 предметов.

Советы воспитателю. После занятия организовать в группе выставку и рас­смотреть скульптуру малой формы, ее название, выразительность, укра­шения. Предложить бумагу 5x20 см для желающих порисовать в свободное время.
Рисование. В гостях у куклы Гжелочки