Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 948

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советы воспитателю. Выставка гжельских изделий и иллюстрации с изоб­ражением старинных зданий (избы, терема). Занятие проводится как итого­вое после рисования по гжельским узорам на бумаге разной формы
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ

Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы

Программное содержание:

Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом.

Учить видеть многослойность росписи, выделять кайму, ее варианты.

Учить детей рисовать варианты каймы на полосе, тонкой кистью прямые линии, завитки и т.п.

Материал:жостовские подносы, круг из черной бумаги диаметром 20 см, полоски черного цвета 5x20 см, гуашь желтая.

Ход занятия

Выставка жостовских подносов. Воспитатель знакомит с новым видом народного искусства — жостовской росписью.

Рассказ воспитателя

Сначала лаковые подносы делали на Урале, в Нижнем Тагиле. Позднее, в XIX веке, подносы стали изготовлять в Подмосковье, в селе Жостово. Сначала делают заготовки из жести разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, с неровными краями, их называют гитарные). Долго подготавливают для росписи. Мастера все цветы рисуют по нескольку раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, второй, и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Мастера рисуют цветы, букеты, гирлянды, натюрморты и т.д. Затем подносы покрывают лаком, чтобы они блестели. А букет как бы лежит на подносе.

По краям нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.

Рассматривание разных подносов.

— На что похожа кайма? (Капельки, дужки, завитки, волнистые линии и т.п.).

— Как можно изобразить эти элементы?

Веселой змейкой вьется

Тонкая кайма.

Капельками, дужками

Украшена она.

Воспитатель предлагает нарисовать кайму на полоске бумаги (поупраж­няться), а потом на круге — маленьком подносе кончиком кисти. (Дети рисуют 2—3 варианта каймы.) Воспитатель показывает рисование сложных узоров для каймы, называет их: капельки, облачко и т.д.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые необычные варианты каймы.

Советы воспитателю.
После занятия организовать выставку, чтобы дети могли рассмотреть подносы в свободное время. Положить в изоуголке полоски черного цвета, круги для желающих порисовать.
Рисование.

Цветы для жостовского подноса

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с жостовской росписью, учить видеть разные цветы. Показать, как художники настоящие цветы превращают в жостов­ские. Учить видеть разные варианты композиции — расположение цветов на маленьких подносах: в середине, слева или справа на веточке.

Учить составлять узор на круге, выбирать расположение цветов больших и поменьше, бутонов, листьев. Познакомить с рисованием мазка с оттенком.

Материал: маленькие жостовские подносы с вариантами композиции; круг из черной бумаги с нарисованной каймой (на предыдущем занятии) диаметром 20 см, гуашь, палитра.

Ход занятия

Выставка маленьких подносов. Рассмотреть, какие цветы рисуют жос­товские мастера, как они их оживляют (белым цветом, тонкими линиями), как их располагают. Обвести рукой букет на подносе, показать расположение (в середине, слева, справа).

Показать прием рисования лепестка сразу двумя цветами: опустить кисть в белую краску, а потом конец кисти — в краску другого цвета (красную, синюю, желтую и т.д.) и сделать мазок — нарисовать лепесток. Получится цветок, где сразу и цвет, и оттенок. Цветок становится объемным, как насто­ящий.

Уточнить последовательность рисования: сначала большой цветок, потом другого цвета поменьше, бутоны, листья. Последними рисуются мелкие детали: травинки, мелкие цветы, белые черточки-оживки.

В конце занятия рассмотреть настоящие подносы, потом детские работы. Выбрать красивые, как жостовские цветы, букеты. Выбрать самые жостовс­кие подносы.
В саду никто не сможет

Собрать таких букетов.

На сон цветной похожи

Живые самоцветы...

П. Синявский
Советы воспитателю. Выставка маленьких подносов. Рассмотреть вариан­ты композиций на круге. Выделить особенности рисования цветов: мастера рисуют настоящие цветы, а получаются жостовские стилизованные букеты. Так рисуют только в этом промысле.
Рисование жостовских подносов

Программное содержание:

Продолжать знакомить с жостовской росписью.



Учить видеть разнообразие формы (круглый, квадратный, прямоуголь­ный, фигурный — гитарный, треугольный и т.п.), расположение цветов на подносе.

Учить составлять узор на выбранной форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

Материал: жостовские подносы разной формы, с разной композицией, иллюстрации с их изображением; бумага — черная, красная, зеленая, разной формы — круглой 20 см, квадратной, прямоугольной, треугольной, овальной (выбор зависит от формы имеющихся подносов); гуашь, палитра, кисти двух размеров.

Ход занятия

Выставка жостовских подносов. Воспитатель читает стихотворение П. Синявского:

В тиши родного края

Под сенью сосен древних

Живет одна простая

Российская деревня.

Проснется спозаранку

В любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

В саду никто не может

Собрать таких букетов.

На сон цветной похожи

Живые самоцветы.

В тиши родного края

Под сенью сосен древних

Находит их простая

Российская деревня.

- Какие цветы украшают жостовские подносы? (Разные.)

- Каким приемом мы рисовали цветы? (Двойным мазком, сразу двумя цветами.)

- Как передать живость, легкость лепестков и листьев? (Оживками.)

- Как расположен букет на подносе, чтобы цветы выделялись? (Остается черная полоса между букетом и каймой.)

Воспитатель предлагает выбрать форму и цвет подносов и нарисовать букет, как настоящие жостовские мастера.

Предложить детям показать рукой, где будут расположены цветы, кайма.

В ходе занятия воспитатель уточняет композицию, выбор цветов, допол­нение узора и т.д.

В конце занятия рассмотреть все узоры. Выбрать самые пышные букеты, яркие, необычные.

Цветы России собрались

На жостовском подносе,

В венок красивый заплелись,

И не страшна им осень.
Ромашка прячет желтый глаз

Под белыми ресницами.

И листья скручены под ней

Зелеными косицами.

В букете пышном лепестки

Цветов царицы - розы.

Ей здесь уютно и тепло,

Не надо ждать морозов.
Проходят осень и зима,

Букет цветов не вянет,


И любоваться красотой их

Люди не устанут.

Воспитатель предлагает украсить жостовскими подносами зал к празд­нику.

Советы воспитателю. Выставка жостовских подносов. Рассмотреть под­носы разной формы, с разной композицией. Выучить с детьми отрывки стихотворений о жостовской росписи.
ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

Знакомство с платками из Павловского Посада

Программное содержание:

Познакомить детей с платками павловопосадских мастеров. Учить выделять элементы узора — цветы, листья, расположение: кайма, середина, углы, сочетания цветов и оттенков.

В изостудии оформлена выставка павловопосадских платков на красном, черном, белом, зеленом фоне.

Воспитатель.

Поэт А. Блок посвятил России такие строки:

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей... .

Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города - Павловский Посад.

Раньше многие женщины носили платки не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Павловопосадские платки очень нарядные. Платок - квадратный. По черному, зеленому, синему, красному, белому фону словно рассыпаны цветы и листья, а чаще - букеты или гирлянды из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.

Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину, ведь именно он хорошо виден. Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма. Типы рисунка имеют свое название: травчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, перьями. Бытовали и старинные определения цветов тканей: сахарный, алый, вишневый, темно-лимонный, лазоревый, брусничный.

Узор наносили на холст резными деревянными досками «манерами» и «цветками». Чтобы ткань лучше пропитывалась краской, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка», или «набивка».

Сейчас на фабрике используют автоматические станки. Павловопосадские платки известны и в других странах. Они получают награды на разных выставках.

Платки на голове или плечах придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Они особенно идут мамам. Создание платков - дело коллективное. А кому принадлежит главная роль? Конечно, художникам.


  • У кого дома есть такие платки?

  • Для чего нужен платок?

  • Кто составляет узоры для платков?

  • Чем украшены платки, какими цветами?

  • Как расположен узор на платке? (Рассматривают платки.)

Предложить детям походить в павловопосадских платках под народную музыку, поводить хоровод.

Советы воспитателю. Предложить родителям помочь организовать выстав­ку к занятию. После занятия оставить те платки, которые имеются в детском саду, и их изображения на иллюстрациях.
К сведению: Павловский Посад — город в Московской области, известен с XIV века. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производств. Здесь, на ярмарке, большими партиями закупа­лись и распространялись по России знаменитые павловские платки.

В 1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и кра-сильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.

Но настоящая слава к павловски м платкам и шалям, шерстяным и полушер­стяным, с ярким цветочным узором, пришла во второй половине XIX века. Набойный рисунок наносился на ткань как ручным, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.
Рисование. Цветы

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить рассматри­вать картину, передавать свое отношение к образу на портрете. Закреплять знание детей о портрете как жанре живописи.

Продолжать знакомить детей с платками павловопосадских мастеров, как частью одежды русских женщин.

Учить детей рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков (розы, маки, подсолнухи, лилии, букетики полевых цветов). Воспитывать интерес и уважение к народному искусству.

Материал: репродукция картины И. Куликова «Баба в платке»; павлово­посадские платки; квадрат из листа бумаги A3 черного, красного, желтого, зеленого цветов, гуашь.

Ход занятия

Рассматривание картины художника И. Куликова «Баба в платке».

Воспитатель.

  • Какой это жанр?

  • Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

  • Почему вы так ее назвали?

  • В какой платок она одета?

  • Нравится ей платок?

  • Как вы это определили?