ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 946
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитатель.
В одной сказочной стране жил-был индюшонок. (Показ игрушки.) Был у него большой белый хвост. Он был похож на снег. И вот однажды все звери собрались на праздник. Все пришли с украшенными хвостами. Только индюшонок не смог придумать, как украсить свой хвост, ведь он был еще маленький. Все пошли на праздник, кроме индюшонка, он сидел и плакал.
Предложить детям помочь индюшонку, пригласить детей на выставку дымковских игрушек.
Воспитатель.
-
Какой формы хвост у индюка? (Похож на круг.) -
Чем украшен хвост? (Кольцом и кругами.) -
Как расположены круги и кольца? (Круг в кольце.)
Предложить детям выбрать полоски бумаги двух цветов. Показать, как сложить полоску вчетверо (пополам и еще раз пополам, получится квадрат). Срезать уголки у квадрата, чтобы получился круг. Из узкой полоски другого цвета вырезать таким же способом круги поменьше. На большой круг наклеить круг поменьше, получатся кольцо и круг.
Показать на фланелеграфе, как расположить круги, чтобы разделить форму бумаги на восемь частей: положить круг наверху, потом внизу, по бокам — слева, справа, затем между кругами.
Уточнить последовательность работы: вырезать круги, разложить их на форме, наклеить.
В конце занятия рассмотреть все узоры для хвоста, выбрать самый яркий, у кого ровно вырезаны и наклеены круги. Индюшонок выбирает себе хвост, но ему нравятся все, и он обещает отнести их своим друзьям. Индюшонок благодарит детей и приглашает всех на танец.
Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Показать варианты сочетания двух цветов кольца и круга на разных узорах. Предложить выбрать для занятия два цвета, которые им понравились.
Веселая ярмарка.
Роспись лепки
Программное содержание:
Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Учить выделять основные элементы росписи.
Учить расписывать лепку, используя знакомые элементы, выбирать цвета. Развивать творчество детей.
Материал:дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением; детская лепка — барышня, козлик, индюк; гуашь.
Ход занятия
Воспитатель. Внимание! Внимание! Открывается народное гуляние. Играет музыка. Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон народного гуляния, и выкрики торговцев:
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Покупайте-ка игрушки!
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой!
Ярмарка, праздник. И название у него озорное, шумное, веселое-«Свистунья». Мамы и папы покупают детям глиняные фигурки, удивительные по выдумке, раскраске и тонкому народному юмору.
Сегодня и мы с вами побываем на веселой ярмарке.
Воспитатель предлагает посмотреть на глиняные игрушки и назвать их. (Дети называют знакомые образы.)
Воспитатель. Все эти фигурки людей, птиц, зверей — игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из Дымковской слободы.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
В селе рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
В руках настоящего мастера и комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Вглядитесь еще раз в дымковскую игрушку.
Вглядитесь в них.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост —
Точно солнечный цветок.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
-Чем украшены дымковские игрушки, какими элементами? (Кольца, круги, овалы, линии.)
- По какому фону наносится узор на дымковские игрушки? (Белый.) Белый цвет придает всем игрушкам нарядность.
Рассмотреть дымковскую барышню.
До чего же хороша, Просто чудо-водоноска, Высока ее прическа, Губы алы, щеки алы.
Воспитатель. Сколько красного цвета на дымковской барышне! Какие они солнечные, яркие.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель предлагает расписать фигурки, вылепленные на предыдущем занятии. Дети находят свои работы, выбирают элементы узора, цвет и расписывают свои игрушки.
В конце занятия воспитатель предлагает выбрать самые красивые фигурки, похожие на настоящие дымковские игрушки, полюбоваться ими.
Воспитатель.
-
Какая игрушка вам нравится? -
Каким узором расписана эта игрушка? -
Какие цветовые сочетания вам понравились?
Игрушка — диво! Изящна, красива! Угодно купить, Могу уступить.
В заключение дети танцуют под народную музыку.
Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Несколько занятий по лепке: козлик, барышня, индюк.
Сравнение дымковской и филимоновской игрушек
Программное содержание:
Учить сравнивать два вида народной игрушки (дымковскую и филимонов-скую), их образы, особенности глины (цвет) и лепных украшений. Закреплять умение различать узоры (элементы, цвет).
Материал:дымковские и филимоновские игрушки, музыкальная запись русских народных песен «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде».
Ход занятия
Дети с глиняными игрушками под музыку входят в зал.
Воспитатель.
Наша хата утехами богата,
Свистульки-петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные,
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы
Предложить детям сравнить игрушки и поставить дымковские на один стол, новые — на другой.
Воспитатель.
- Как называются эти игрушки? (Дымковские.)
- Как вы догадались, что это дымковские игрушки? (Дети называют характерные признаки.)
Рассмотреть игрушки на втором столе.
-
Кто знает, как называются эти игрушки? (Филимоновские.) -
Чем они похожи? (Глиняные, барышни, птицы, животные.) -
Чем они отличаются? (Узором, стройные, тонкие, веселые.)
Рассказ воспитателя.
В деревне Филимоново раньше игрушки лепили из глины к празднику. И все -свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. У всех животных сильно вытягивали шеи, так что коровы были похожи на жирафов, а медведи - на змея горыныча одноголового. Все фигурки обжигали и разрисовывали тонкими полосками - красными, желтыми, зелеными, синими. От этих полосок в глазах рябит, как от солнышка. Называются эти игрушки филимоновскими, по названию деревни, которая находится недалеко от города Тулы.
Места там небогатые, лесов мало, но зато много оврагов, в них полно всякой глины - белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, теплые. Берет она в руки комок глины. Разминает его долго-долго, греет своими руками, вытягивает, вылепляет тело, ноги, голову, рога, уши. И гладит, и ласкает, разговаривает с ними. Игрушки получаются красивые, добрые, посмотрел на них и полюбил. Потом вылепленные игрушки сушат, ставят в печь и обжигают. Дров много, горят они жарко и долго. Игрушки раскаляются в печи докрасна. Потом они медленно остывают и из черных становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. И тогда их начинают расписывать. Да не кисточкой, а гусиным пером. Полоски получаются тонкими. Теперь в Филимонове делают не только свистульки, но и огромные игрушки. Ими можно украшать помещение
-
Какие игрушки вам больше нравятся? -
Как они называются.
Советы воспитателю. Накануне — выставка дымковских игрушек. После занятия дополнить выставку филимоновскими игрушками для рассматривания в свободное время.
ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА
Рисование. Сказочная дорожка
Программное содержание:
Познакомить с новым видом — тверской глиняной игрушкой. Учить сравнивать и находить различия с дымковской и филимоновскими игрушками.
Учить составлять узор на полосе, украшая двойными мазками и точками — «жемчужинками», выбирать характерные сочетания цветов.
Материал: дымковские, филимоновские и тверские глиняные игрушки; бумага коричневая 7x21 см, гуашь.
Ход занятия
В группу входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, дети. Вы ни за что не угадаете, где я был! Я был на ярмарке. Там я видел много красивых игрушек.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Ярмарка, ярмарка!
Подходи, выбирай
И на память забирай!
- Я выбрал самые красивые игрушки и принес их вам показать. (Незнайка достает игрушку и показывает.)
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.
- Что же это за игрушка? (Дымковская игрушка.)
Незнайка показывает филимоновские игрушки - курочку и петушка.
- А это что за яркая игрушка, веселая свистулька? (Дети называют.)
Незнайка показывает тверские игрушки - птичку, уточку, петушка, ежика. (Дети рассматривают игрушки.)
Воспитатель.
-
Из чего они сделаны? (Из глины.) -
На кого похожи эти игрушки? (Уточку, петушка, птичку.) -
Чем они украшены? (Мазками, овалами.) -
Какие цвета выбирают для этих игрушек? (Мазки двух цветов.)
- Чем еще украшены игрушки? (Белыми точками.) Они здесь называются «жемчужинки».
-
Кто видел жемчуг? (Бусы, раньше украшали платья, головной убор.) -
Эти игрушки называются по названию города Тверь — тверские.
Воспитатель предлагает украсить полоску элементами тверских узоров. Сравнивает цвет бумаги и игрушек (коричневый).
- Как нарисовать такие узоры?
Показать рукой на листе последовательность рисования: сначала по краю нарисовать мазки одного цвета, а когда высохнет краска, сверху, чуть-чуть ниже, мазки поменьше другого цвета.
Показ воспитателя приема рисования (1—2 мазка). Уточнить, где расположить белые точки. (Дети выбирают цвета, составляют узор.)
В конце занятия рассмотреть все узоры, разложить их около тверских игрушек.
Дети с Незнайкой выбирают самые яркие, ровные, красивые узоры для дорожки.
Советы воспитателю. Выставка филимоновских и дымковских глиняных игрушек. Рассмотреть их, уточнить название, характерные признаки, как дети их различают. Выучить к занятию стихотворения о народных игрушках. После занятия дополнить выставку тверскими игрушками. Провести занятие по лепке и расписать в свободное время (или на занятии по декоративному рисованию).
Рисование. Тарелочка для птиц
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать тверскую игрушку, выделять особенности узора.
Учить составлять узор на круге, выделяя середину цветком из двойных мазков, края украшать белыми точками. Закреплять умение рисовать мазки всей кистью, точки - концом кисти. Учить выбирать характерные сочетания цветов.
Материал: тверские игрушки; бумага коричневого цвета — круг диаметром 16 см, гуашь.
Ход занятия
Воспитатель показывает выставку тверских игрушек.
Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает...
Просто диво-безделушка,
А зовут ее народная игрушка.
Воспитатель.
-
Как называются эти игрушки? (Тверские.) -
Из чего они сделаны? (Из коричневой глины.) -
Чем она украшена? (Голубыми и синими мазками и белыми точками.) -
Какой узор на груди у птицы? (Как цветок из мазков.)
Уточнить последовательность расположения мазков по кругу (деление на 8 частей: сверху, внизу, слева, справа и между ними).
Предложить детям нарисовать тарелочку для птиц. Уточнить последовательность рисования: восемь больших мазков, потом поменьше другого цвета, по краю круга - белые точки.
Дети показывают сухой кистью последовательность рисования, затем выбирают два цвета для мазков и белую краску и рисуют.
В конце занятия рассмотреть все работы, выбрать самые яркие, красивые сочетания, украшения белыми точками, прочитать стихотворение:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Она крылышками помахивает,
На цветы водичку стряхивает.