Файл: Конспекты занятий. М. Издательство Скрипторий 2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 946

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитатель.

В одной сказочной стране жил-был индюшонок. (Показ игрушки.) Был у него большой белый хвост. Он был похож на снег. И вот однажды все звери собрались на праздник. Все пришли с украшенными хвостами. Только индюшонок не смог придумать, как украсить свой хвост, ведь он был еще маленький. Все пошли на праздник, кроме индюшонка, он сидел и плакал.
Предложить детям помочь индюшонку, пригласить детей на выставку дымковских игрушек.

Воспитатель.

  • Какой формы хвост у индюка? (Похож на круг.)

  • Чем украшен хвост? (Кольцом и кругами.)

  • Как расположены круги и кольца? (Круг в кольце.)

Предложить детям выбрать полоски бумаги двух цветов. Показать, как сло­жить полоску вчетверо (пополам и еще раз пополам, получится квадрат). Срезать уголки у квадрата, чтобы получился круг. Из узкой полоски другого цвета вырезать таким же способом круги поменьше. На большой круг накле­ить круг поменьше, получатся кольцо и круг.

Показать на фланелеграфе, как расположить круги, чтобы разделить форму бумаги на восемь частей: положить круг наверху, потом внизу, по бокам — слева, справа, затем между кругами.

Уточнить последовательность работы: вырезать круги, разложить их на форме, наклеить.

В конце занятия рассмотреть все узоры для хвоста, выбрать самый яркий, у кого ровно вырезаны и наклеены круги. Индюшонок выбирает себе хвост, но ему нравятся все, и он обещает отнести их своим друзьям. Индюшонок благодарит детей и приглашает всех на танец.
Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Показать варианты сочетания двух цветов кольца и круга на разных узорах. Предложить выбрать для занятия два цвета, которые им понравились.
Веселая ярмарка.

Роспись лепки

Программное содержание:

Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Учить выделять основные элементы росписи.

Учить расписывать лепку, используя знакомые элементы, выбирать цвета. Развивать творчество детей.

Материал:дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением; детская лепка — барышня, козлик, индюк; гуашь.

Ход занятия

Воспитатель. Внимание! Внимание! Открывается народное гуляние. Играет музыка. Весело на ярмарке, шумно! Здесь и гомон народного гуля­ния, и выкрики торговцев:


Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Покупайте-ка игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой!

Ярмарка, праздник. И название у него озорное, шумное, веселое-«Свистунья». Мамы и папы покупают детям глиняные фигурки, удивитель­ные по выдумке, раскраске и тонкому народному юмору.

Сегодня и мы с вами побываем на веселой ярмарке.

Воспитатель предлагает посмотреть на глиняные игрушки и назвать их. (Дети называют знакомые образы.)

Воспитатель. Все эти фигурки людей, птиц, зверей — игрушки, сделанные из глины добрыми руками мастеров из Дымковской слободы.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

В селе рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

В руках настоящего мастера и комочек глины способен ожить и рассказать удивительную сказку. Вглядитесь еще раз в дымковскую игрушку.

Вглядитесь в них.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост —

Точно солнечный цветок.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная — индюк.

-Чем украшены дымковские игрушки, какими элементами? (Кольца, круги, овалы, линии.)

- По какому фону наносится узор на дымковские игрушки? (Белый.) Белый цвет придает всем игрушкам нарядность.

Рассмотреть дымковскую барышню.

До чего же хороша, Просто чудо-водоноска, Высока ее прическа, Губы алы, щеки алы.

Воспитатель. Сколько красного цвета на дымковской барышне! Какие они солнечные, яркие.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель предлагает расписать фигурки, вылепленные на предыдущем занятии. Дети находят свои работы, выбирают элементы узора, цвет и рас­писывают свои игрушки.

В конце занятия воспитатель предлагает выбрать самые красивые фигур­ки, похожие на настоящие дымковские игрушки, полюбоваться ими.

Воспитатель.

  • Какая игрушка вам нравится?

  • Каким узором расписана эта игрушка?

  • Какие цветовые сочетания вам понравились?


Игрушка — диво! Изящна, красива! Угодно купить, Могу уступить.

В заключение дети танцуют под народную музыку.

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Несколько занятий по лепке: козлик, барышня, индюк.
Сравнение дымковской и филимоновской игрушек

Программное содержание:

Учить сравнивать два вида народной игрушки (дымковскую и филимонов-скую), их образы, особенности глины (цвет) и лепных украшений. Закреплять умение различать узоры (элементы, цвет).

Материал:дымковские и филимоновские игрушки, музыкальная запись русских народных песен «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде».

Ход занятия

Дети с глиняными игрушками под музыку входят в зал.

Воспитатель.

Наша хата утехами богата,

Свистульки-петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные,

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы

Предложить детям сравнить игрушки и поставить дымковские на один стол, новые — на другой.

Воспитатель.

- Как называются эти игрушки? (Дымковские.)

- Как вы догадались, что это дымковские игрушки? (Дети называют харак­терные признаки.)

Рассмотреть игрушки на втором столе.

  • Кто знает, как называются эти игрушки? (Филимоновские.)

  • Чем они похожи? (Глиняные, барышни, птицы, животные.)

  • Чем они отличаются? (Узором, стройные, тонкие, веселые.)

Рассказ воспитателя.

В деревне Филимоново раньше игрушки лепили из глины к празднику. И все -свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. У всех животных сильно вытягивали шеи, так что коровы были похожи на жирафов, а медведи - на змея горыныча одноголового. Все фигурки обжигали и разрисовывали тонкими полосками - красными, желтыми, зелеными, синими. От этих полосок в глазах рябит, как от солнышка. Называются эти игрушки филимоновскими, по названию деревни, которая находится недалеко от города Тулы.

Места там небогатые, лесов мало, но зато много оврагов, в них полно всякой глины - белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, теплые. Берет она в руки комок глины. Разминает его долго-долго, греет своими руками, вытягивает, вылепляет тело, ноги, голову, рога, уши. И гладит, и ласкает, разговаривает с ними. Игрушки получаются красивые, добрые, посмотрел на них и полюбил. Потом вылепленные игрушки сушат, ставят в печь и обжигают. Дров много, горят они жарко и долго. Игрушки раскаляются в печи докрасна. Потом они медленно остывают и из черных становятся бело-розовыми и твердыми, как камень. И тогда их начинают расписывать. Да не кисточкой, а гусиным пером. Полоски получаются тонкими. Теперь в Филимонове делают не только свистульки, но и огромные игрушки. Ими можно украшать помещение


  • Какие игрушки вам больше нравятся?

  • Как они называются.

Советы воспитателю. Накануне — выставка дымковских игрушек. После занятия дополнить выставку филимоновскими игрушками для рассматри­вания в свободное время.
ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

Рисование. Сказочная дорожка

Программное содержание:

Познакомить с новым видом — тверской глиняной игрушкой. Учить сравнивать и находить различия с дымковской и филимоновскими игруш­ками.

Учить составлять узор на полосе, украшая двойными мазками и точками — «жемчужинками», выбирать характерные сочетания цветов.

Материал: дымковские, филимоновские и тверские глиняные игрушки; бумага коричневая 7x21 см, гуашь.

Ход занятия

В группу входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, дети. Вы ни за что не угадаете, где я был! Я был на ярмарке. Там я видел много красивых игрушек.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Ярмарка, ярмарка!

Подходи, выбирай

И на память забирай!

- Я выбрал самые красивые игрушки и принес их вам показать. (Незнайка достает игрушку и показывает.)

Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком.

- Что же это за игрушка? (Дымковская игрушка.)

Незнайка показывает филимоновские игрушки - курочку и петушка.

- А это что за яркая игрушка, веселая свистулька? (Дети называют.)

Незнайка показывает тверские игрушки - птичку, уточку, петушка, ежика. (Дети рассматривают игрушки.)

Воспитатель.

  • Из чего они сделаны? (Из глины.)

  • На кого похожи эти игрушки? (Уточку, петушка, птичку.)

  • Чем они украшены? (Мазками, овалами.)

  • Какие цвета выбирают для этих игрушек? (Мазки двух цветов.)

- Чем еще украшены игрушки? (Белыми точками.) Они здесь называются «жемчужинки».

  • Кто видел жемчуг? (Бусы, раньше украшали платья, головной убор.)

  • Эти игрушки называются по названию города Тверь — тверские.

Воспитатель предлагает украсить полоску элементами тверских узоров. Сравнивает цвет бумаги и игрушек (коричневый).

- Как нарисовать такие узоры?

Показать рукой на листе последовательность рисования: сначала по краю нарисовать мазки одного цвета, а когда высохнет краска, сверху, чуть-чуть ниже, мазки поменьше другого цвета.


Показ воспитателя приема рисования (1—2 мазка). Уточнить, где располо­жить белые точки. (Дети выбирают цвета, составляют узор.)

В конце занятия рассмотреть все узоры, разложить их около тверских игрушек.

Дети с Незнайкой выбирают самые яркие, ровные, красивые узоры для дорожки.

Советы воспитателю. Выставка филимоновских и дымковских глиня­ных игрушек. Рассмотреть их, уточнить название, характерные признаки, как дети их различают. Выучить к занятию стихотворения о народных игрушках. После занятия дополнить выставку тверскими игрушками. Провести занятие по лепке и расписать в свободное время (или на занятии по декоративному рисованию).
Рисование. Тарелочка для птиц

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать тверскую игрушку, выделять особеннос­ти узора.

Учить составлять узор на круге, выделяя середину цветком из двойных мазков, края украшать белыми точками. Закреплять умение рисовать мазки всей кистью, точки - концом кисти. Учить выбирать характерные сочетания цветов.

Материал: тверские игрушки; бумага коричневого цвета — круг диаметром 16 см, гуашь.

Ход занятия

Воспитатель показывает выставку тверских игрушек.

Завелась неведомая птица —

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает...

Просто диво-безделушка,

А зовут ее народная игрушка.

Воспитатель.

  • Как называются эти игрушки? (Тверские.)

  • Из чего они сделаны? (Из коричневой глины.)

  • Чем она украшена? (Голубыми и синими мазками и белыми точками.)

  • Какой узор на груди у птицы? (Как цветок из мазков.)

Уточнить последовательность расположения мазков по кругу (деление на 8 частей: сверху, внизу, слева, справа и между ними).

Предложить детям нарисовать тарелочку для птиц. Уточнить последо­вательность рисования: восемь больших мазков, потом поменьше другого цвета, по краю круга - белые точки.

Дети показывают сухой кистью последовательность рисования, затем выбирают два цвета для мазков и белую краску и рисуют.

В конце занятия рассмотреть все работы, выбрать самые яркие, красивые сочетания, украшения белыми точками, прочитать стихотворение:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Она крылышками помахивает,

На цветы водичку стряхивает.