Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Школьник может иметь оптимальный круг общения, но структура его может быть ущербной. Показатели небла­гополучия в структуре круга общения различны в зависи­мости от возраста учащихся. В младшем школьном возрас­те типичны ситуации, когда учащийся не умеет поддержи­вать контакты со сверстниками, и поэтому хотя с ним и об­щаются, но не принимают в групповые игры, в приятель­ские группы. Типичными ситуациями, в которых возникает необходимость в корректировке структуры круга общения подростков, являются такие, когда подросток не входит в приятельские группы в классе, хотя может иметь их по мес­ту жительства. В старшем подростковом возрасте необхо­димость в корректировке структуры круга общения возни­кает тогда, когда учащийся не имеет приятельской группы в классе или дружеской группы, в том случае, когда ее от­сутствие отрицательно влияет на его самочувствие и раз­витие. Корректировка структуры круга общения старших школьников становится необходимой тогда, когда у учаще­гося нет позитивно направленных дружеских, а то и прия­тельских групп, нет доверительного общения с позитивно направленным взрослым, а оно необходимо для его инди­видуального развития.

Корректировка круга общения классных коллективов и отдельных групп школьников осуществляется, как прави­ло, косвенными путями. Основная задача педагога при

этом состоит в том, чтобы создать такие ситуации в жизне­деятельности коллектива, в которых были бы заложены

возможности для нового видения друг друга, коллектива­ми и группами.

Основным путем такой корректировки можно считать усложнение жизнедеятельности школьников. Это предпо­лагает введение в жизнедеятельность школы, класса или группы новых видов познания, деятельности игры, новых форм их организации, предоставляющих новые возмож­ности для общения учащихся. Как отмечалось на июнь­ском (1983 г.) Пленуме ЦК, КПСС, дело за тем, чтобы бо­лее правильно использовать средства воспитания, «приме­нять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности» [1, б].

Наиболее эффективным способом усложнения жизне­деятельности в целях корректирования круга общения классных коллективов являются общешкольные комплекс­ные дела, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Учитывая содержание каждого комплексного дела, воз­можности классов и необходимость расширения круга об­щения у тех, у кого это общение недостаточно, классам дается соответствующее задание, которое либо позволяет другим особенно наглядно увидеть неизвестные им ранее достоинства конкретного коллектива, либо вынуждает этот класс в процессе подготовки комплексного дела вступать в интенсивное общение с другими классными коллективами. Последнее обычно становится необходимым тогда, когда класс выступает в роли организатора комплексного дела или какой-либо его части. Естественно, что в первом случае
речь может идти о классе любого возраста, а во втором — лишь о VII — Х классах.

Эффективным способом усложнения жизнедеятельнос­ти школьного коллектива в целях корректировки общения между классами можно считать и организацию длитель­ных общешкольных трудовых акций. При этом цель таких акций должна глубоко осознаваться и быть одинаково', важной для учащихся разного возраста. Объединение раз- ;

ных классов в одном трудовом деле должно быть оправдан­ным, понятным, объяснимым. Дает хороший эффект кор­ректировки общения периодическое разновозрастное объе­динение учащихся в различных сферах жизнедеятель­ности.

Для корректировки круга общения классных коллекти­вов, большие возможности предоставляют также летние объединения школьников типа лагерей труда и отдыха,

строительных отрядов, туристских лагерей. В них стано­вится реальной корректировка общения между классами одной параллели, когда в лагерь выезжают ребята одного возраста, или между классами разных возрастов, когда лагерь организуется как разновозрастной.

Корректировка структуры круга общения отдельных приятельских и дружеских групп школьников с классом или с другими аналогичными группами в коллективе дости­гается в процессе участия класса в общешкольных делах, в организации, проведении и анализе внутрикласспых дел.

Усложнение внутриклассной жизнедеятельности может происходить практически во всех ее сферах (организация творческих и спортивных коллективов; проведение дли­тельных, познавательных и иных конкурсов; поручение классу шефства над младшими, оформления учебного ка­бинета и т. д.). При этом корректировка структуры круга общения группы может быть осуществлена с помощью конкретного поручения, подготовка и проведение которого показали бы ее классу в благоприятном свете и позволили бы членам группы увидеть другие группы в классе с новой для них стороны. Безусловно, при этом необходимо учиты­вать специфические особенности и интересы как группы, так и класса.

В целях корректировки общения между группами старших подрост­ков и старшеклассников в их классных коллективах эффективно создание агитбригады. В нее включаются группы, имеющие определенные увлече­ния (игра на гитаре, пение) и не имеющие таковых, но которые могут го­товить интермедии, номера теневого театра

, сочинять сценарии выступле­ний, оформлять выступления (готовить костюмы, рисовать плакаты, об­служивать технику). Поскольку в агитбригаде важно не столько исполни­тельское мастерство, сколько отношение к делу, слаженность, сыгран­ность, постольку в этой форме организации общественно полезной дея­тельности оказывается возможным объединить практически весь класс и организовать в процессе реализации этой деятельности интенсивное об­щение всех приятельских и дружеских групп школьников.


Корректировка круга и структуры круга общения групп подростков и юношей с замкнутым общением, которые существуют в связи с каким-либо стойким их увлече­нием, возможна путем расширения социальных контактов ребят не столько в классе, сколько в рамках школьного коллектива или даже за его пределами. В таком случае ус­ложнение жизнедеятельности группы достигается через расширение ее контактов с учащимися старших или млад­ших классов.

Так, например, можно включить группу старших подростков, увлечен­ных своеобразным бродяжничеством, в клуб туристов-старшеклассников;

группе старшеклассниц, увлеченных кройкой и шитьем, можно поручить вести соответствующий кружок в IV — VI классах и т д., т. е. главным является Постановка этих замкнутых групп в социально ценную позицию.

Корректировка круга общения и его структуры у от­дельных школьников может осуществляться прямыми и косвенными способами педагогического воздействия. Пря­мое педагогическое воздействие с целью корректировки общения достаточно эффективно в I классе и в первом по­лугодии II класса. В этот период учителя могут прямо ука­зывать тому или иному ученику, с кем из его сверстников и в связи с чем ему следует вступить в контакт. Поскольку в этом возрасте связи неустойчивы и кратковременны, по­стольку и контакты, возникшие по инициативе учителя, бывают обычно столь же кратки. Но в, процессе этих кон­тактов ученик получает первоначальный импульс и опыт общения со сверстниками в классе. Кроме того, эффектив­ным в этот период является и соответствующее рассажи­вание школьников в классе.

Прямое воздействие с целью корректировки общения подростков, как правило, не дает эффекта. Однако по от­ношению к старшим подросткам и, особенно, старшеклас­сникам прямое воздействие вновь становится эффектив­ным, когда речь идет о тех школьниках, с которыми у педа­гога сложилось доверительное общение. Важную роль иг­рают беседы, в которых педагог может скорректировать са­мооценку школьника, его самоуважение, подсказать ему пути изменения ситуации в своем общении с окружаю­щими.

Но основными путями корректировки общения школь­ников являются косвенные способы педагогического воз­действия. Круг общения отдельного школьника и его структуру можно корректировать, включая ученика в кол­лективную жизнедеятельность в составе определенной группы, в которую он стремится или в которую его могут принять. Можно поручать ему отдельные дела для класса или для школы, с тем чтобы показать его в выгодном свете другим.


Так, довольно типичными случаями, требующими педа­гогического воздействия, являются неблагополучные отно­шения со сверстниками школьников, имеющих сильно раз­витые индивидуальные интересы, удовлетворение которых происходит нередко вне рамок коллективной жизнедея­тельности. Корректировка общения этих учащихся осуще­ствляется в том случае, если удается поставить их инди­видуальные интересы на службу всему коллективу и сде-

лать их носителей привлекательными партнерами для об­щения в глазах одноклассников. "'"'

Довольно разнообразные возможности для корректировки общения этих школьников со сверстниками предоставляет познавательная деятель­ность. Она располагает большим выбором различных ролен (консультант, ассистент, «добытчик знаний» и т. д.), которые дают возможность подо­брать школьнику деятельность, соответствующую его интересам и воз­можностям, ставить его в позицию, требующую интенсивных контактов со сверстниками своего и противоположного пола.

Если, по мнению педагога, необходимо включение в круг общения школьника старших, взрослых или младших партнеров (в первом случае это может и увеличить к нему интерес одноклассников, во втором — по­зволит утвердиться в собственных глазах и почувствовать себя более уве­ренно среди сверстников), то этого можно достигнуть, специально органи­зуя отдельные элементы связен коллектива или школьника с коллектива­ми взрослых, старших или младших ребят

Особым случаем корректировки общения школьников является преодоление конфликтов. Конфликты бывают как открытые, так и скрытые. Разрешать конфликты между школьниками помогает соответственно организованная на­пряженная жизнедеятельность коллектива. При увлечен­ности процессом деятельности характер реагирования школьников друг на друга может не совпадать с характе­ром реальных межличностных отношений. Так, при на­рушении нормального процесса взаимодействия могут возникать конфликты даже между друзьями, и наоборот, при успешных коллективных действиях одобрения и по­хвалы товарищей заслуживают' ребята, ранее не при­нимавшиеся ими в личном плане.

Одним из способов разрешения конфликтов можно считать групповые дискуссии, которые особо эффективны при возникновении «ценностных конфликтов» (возникаю­щих в связи с несовпадением точек зрения, убеждений и т.д.). Педагог организует обсуждение конфликта группой учащихся — участников конфликта; он добивается обна­жения противоположных точек зрения, взглядов, подхо­дов, приведших к конфликту. Подобная дискуссия помо­гает выявить конфликтующими аргументацию своего пове­дения, сформировать общественное мнение по поводу кон­фликта. Коллективное обсуждение полезно также при кон­фликтах, вызванных изменением объективных обстоя­тельств жизни школьников.