Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школьник может иметь оптимальный круг общения, но структура его может быть ущербной. Показатели неблагополучия в структуре круга общения различны в зависимости от возраста учащихся. В младшем школьном возрасте типичны ситуации, когда учащийся не умеет поддерживать контакты со сверстниками, и поэтому хотя с ним и общаются, но не принимают в групповые игры, в приятельские группы. Типичными ситуациями, в которых возникает необходимость в корректировке структуры круга общения подростков, являются такие, когда подросток не входит в приятельские группы в классе, хотя может иметь их по месту жительства. В старшем подростковом возрасте необходимость в корректировке структуры круга общения возникает тогда, когда учащийся не имеет приятельской группы в классе или дружеской группы, в том случае, когда ее отсутствие отрицательно влияет на его самочувствие и развитие. Корректировка структуры круга общения старших школьников становится необходимой тогда, когда у учащегося нет позитивно направленных дружеских, а то и приятельских групп, нет доверительного общения с позитивно направленным взрослым, а оно необходимо для его индивидуального развития.
Корректировка круга общения классных коллективов и отдельных групп школьников осуществляется, как правило, косвенными путями. Основная задача педагога при
этом состоит в том, чтобы создать такие ситуации в жизнедеятельности коллектива, в которых были бы заложены
возможности для нового видения друг друга, коллективами и группами.
Основным путем такой корректировки можно считать усложнение жизнедеятельности школьников. Это предполагает введение в жизнедеятельность школы, класса или группы новых видов познания, деятельности игры, новых форм их организации, предоставляющих новые возможности для общения учащихся. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК, КПСС, дело за тем, чтобы более правильно использовать средства воспитания, «применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительно возросший уровень образованности» [1, б].
Наиболее эффективным способом усложнения жизнедеятельности в целях корректирования круга общения классных коллективов являются общешкольные комплексные дела, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Учитывая содержание каждого комплексного дела, возможности классов и необходимость расширения круга общения у тех, у кого это общение недостаточно, классам дается соответствующее задание, которое либо позволяет другим особенно наглядно увидеть неизвестные им ранее достоинства конкретного коллектива, либо вынуждает этот класс в процессе подготовки комплексного дела вступать в интенсивное общение с другими классными коллективами. Последнее обычно становится необходимым тогда, когда класс выступает в роли организатора комплексного дела или какой-либо его части. Естественно, что в первом случае
речь может идти о классе любого возраста, а во втором — лишь о VII — Х классах.
Эффективным способом усложнения жизнедеятельности школьного коллектива в целях корректировки общения между классами можно считать и организацию длительных общешкольных трудовых акций. При этом цель таких акций должна глубоко осознаваться и быть одинаково', важной для учащихся разного возраста. Объединение раз- ;
ных классов в одном трудовом деле должно быть оправданным, понятным, объяснимым. Дает хороший эффект корректировки общения периодическое разновозрастное объединение учащихся в различных сферах жизнедеятельности.
Для корректировки круга общения классных коллективов, большие возможности предоставляют также летние объединения школьников типа лагерей труда и отдыха,
строительных отрядов, туристских лагерей. В них становится реальной корректировка общения между классами одной параллели, когда в лагерь выезжают ребята одного возраста, или между классами разных возрастов, когда лагерь организуется как разновозрастной.
Корректировка структуры круга общения отдельных приятельских и дружеских групп школьников с классом или с другими аналогичными группами в коллективе достигается в процессе участия класса в общешкольных делах, в организации, проведении и анализе внутрикласспых дел.
Усложнение внутриклассной жизнедеятельности может происходить практически во всех ее сферах (организация творческих и спортивных коллективов; проведение длительных, познавательных и иных конкурсов; поручение классу шефства над младшими, оформления учебного кабинета и т. д.). При этом корректировка структуры круга общения группы может быть осуществлена с помощью конкретного поручения, подготовка и проведение которого показали бы ее классу в благоприятном свете и позволили бы членам группы увидеть другие группы в классе с новой для них стороны. Безусловно, при этом необходимо учитывать специфические особенности и интересы как группы, так и класса.
В целях корректировки общения между группами старших подростков и старшеклассников в их классных коллективах эффективно создание агитбригады. В нее включаются группы, имеющие определенные увлечения (игра на гитаре, пение) и не имеющие таковых, но которые могут готовить интермедии, номера теневого театра
, сочинять сценарии выступлений, оформлять выступления (готовить костюмы, рисовать плакаты, обслуживать технику). Поскольку в агитбригаде важно не столько исполнительское мастерство, сколько отношение к делу, слаженность, сыгранность, постольку в этой форме организации общественно полезной деятельности оказывается возможным объединить практически весь класс и организовать в процессе реализации этой деятельности интенсивное общение всех приятельских и дружеских групп школьников.
Корректировка круга и структуры круга общения групп подростков и юношей с замкнутым общением, которые существуют в связи с каким-либо стойким их увлечением, возможна путем расширения социальных контактов ребят не столько в классе, сколько в рамках школьного коллектива или даже за его пределами. В таком случае усложнение жизнедеятельности группы достигается через расширение ее контактов с учащимися старших или младших классов.
Так, например, можно включить группу старших подростков, увлеченных своеобразным бродяжничеством, в клуб туристов-старшеклассников;
группе старшеклассниц, увлеченных кройкой и шитьем, можно поручить вести соответствующий кружок в IV — VI классах и т д., т. е. главным является Постановка этих замкнутых групп в социально ценную позицию.
Корректировка круга общения и его структуры у отдельных школьников может осуществляться прямыми и косвенными способами педагогического воздействия. Прямое педагогическое воздействие с целью корректировки общения достаточно эффективно в I классе и в первом полугодии II класса. В этот период учителя могут прямо указывать тому или иному ученику, с кем из его сверстников и в связи с чем ему следует вступить в контакт. Поскольку в этом возрасте связи неустойчивы и кратковременны, постольку и контакты, возникшие по инициативе учителя, бывают обычно столь же кратки. Но в, процессе этих контактов ученик получает первоначальный импульс и опыт общения со сверстниками в классе. Кроме того, эффективным в этот период является и соответствующее рассаживание школьников в классе.
Прямое воздействие с целью корректировки общения подростков, как правило, не дает эффекта. Однако по отношению к старшим подросткам и, особенно, старшеклассникам прямое воздействие вновь становится эффективным, когда речь идет о тех школьниках, с которыми у педагога сложилось доверительное общение. Важную роль играют беседы, в которых педагог может скорректировать самооценку школьника, его самоуважение, подсказать ему пути изменения ситуации в своем общении с окружающими.
Но основными путями корректировки общения школьников являются косвенные способы педагогического воздействия. Круг общения отдельного школьника и его структуру можно корректировать, включая ученика в коллективную жизнедеятельность в составе определенной группы, в которую он стремится или в которую его могут принять. Можно поручать ему отдельные дела для класса или для школы, с тем чтобы показать его в выгодном свете другим.
Так, довольно типичными случаями, требующими педагогического воздействия, являются неблагополучные отношения со сверстниками школьников, имеющих сильно развитые индивидуальные интересы, удовлетворение которых происходит нередко вне рамок коллективной жизнедеятельности. Корректировка общения этих учащихся осуществляется в том случае, если удается поставить их индивидуальные интересы на службу всему коллективу и сде-
лать их носителей привлекательными партнерами для общения в глазах одноклассников. "'"'
Довольно разнообразные возможности для корректировки общения этих школьников со сверстниками предоставляет познавательная деятельность. Она располагает большим выбором различных ролен (консультант, ассистент, «добытчик знаний» и т. д.), которые дают возможность подобрать школьнику деятельность, соответствующую его интересам и возможностям, ставить его в позицию, требующую интенсивных контактов со сверстниками своего и противоположного пола.
Если, по мнению педагога, необходимо включение в круг общения школьника старших, взрослых или младших партнеров (в первом случае это может и увеличить к нему интерес одноклассников, во втором — позволит утвердиться в собственных глазах и почувствовать себя более уверенно среди сверстников), то этого можно достигнуть, специально организуя отдельные элементы связен коллектива или школьника с коллективами взрослых, старших или младших ребят
Особым случаем корректировки общения школьников является преодоление конфликтов. Конфликты бывают как открытые, так и скрытые. Разрешать конфликты между школьниками помогает соответственно организованная напряженная жизнедеятельность коллектива. При увлеченности процессом деятельности характер реагирования школьников друг на друга может не совпадать с характером реальных межличностных отношений. Так, при нарушении нормального процесса взаимодействия могут возникать конфликты даже между друзьями, и наоборот, при успешных коллективных действиях одобрения и похвалы товарищей заслуживают' ребята, ранее не принимавшиеся ими в личном плане.
Одним из способов разрешения конфликтов можно считать групповые дискуссии, которые особо эффективны при возникновении «ценностных конфликтов» (возникающих в связи с несовпадением точек зрения, убеждений и т.д.). Педагог организует обсуждение конфликта группой учащихся — участников конфликта; он добивается обнажения противоположных точек зрения, взглядов, подходов, приведших к конфликту. Подобная дискуссия помогает выявить конфликтующими аргументацию своего поведения, сформировать общественное мнение по поводу конфликта. Коллективное обсуждение полезно также при конфликтах, вызванных изменением объективных обстоятельств жизни школьников.