Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно разрешать конфликт с помощью индивидуаль­ной беседы, которая становится совместным анализом пе­дагога и школьника конфликтной ситуации, причин ее воз­никновения, тех способов поведения, которые могут помочь

восстановить прежние или сформировать новые отношения с партнером по конфликту, с группой или классом в целом. Такие беседы полезны при всех типах конфликтов, но наи­более эффективны они в случае ценностного конфликта.

Особо надо сказать о таком способе вмешательства в конфликт, как педагогический маневр. Он может осуще­ствляться за счет расширения или сужения количества участников конфликта, переключения внимания конфли­ктующих на другой объект. Можно включить школьника, группу, коллектив в целом в решение теоретической ситуа­ции аналогичного содержания и т.д. Основное в педагоги­ческом маневре — сознательное введение дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы кон­фликта (если они в нем имелись), изменение его содержа»-ния, подкрепление нравственных усилий отдельных уча­щихся в их попытках решить конфликты. Для этого необ­ходимо учить школьников анализировать создавшуюся ситуацию, правильно оценивать свое положение в ней, предвидеть возможные последствия своего поведения, чувствовать ответственность за свои поступки.

В результате дискуссий, коллективных обсуждений, индивидуальных бесед, педагогического маневра педагог добивается прекращения конфликта и не допускает обо­стрения отношений в коллективе. Результатом его дей­ствий может быть не обязательно сохранение доконфликт-ных круга и структуры общения школьников. Важно, что­бы после разрешения конфликта у его участников либо со­хранились, либо появились благоприятные круг и структу­ра круга общения.

Корректировка круга общения и его структуры увели­чивает контактность между классами, номинальными, реальными группами учащихся; способствует преодолению замкнутости отдельных реальных групп и уменьшению числа учащихся, занимающих неблагоприятное положе­ние в системе внутриколлективных отношений.

Содержание общения школьников влияет на развитие коллектива в целом и каждого школьника в отдельности, и, если оно ограничено узким кругом проблем, возникает необходимость в его корректировке. Типичными случаями корректировки содержания общения школьников являют­ся такие, когда возникает необходимость обогатить содер­жание общения целых коллективов, изменить содержание общения отдельных групп школьников. Корректировка содержания общения школьников должна осуществлять­ся в соответствии с возрастной эмоционально-смысловой доминантой общения.


В младшем школьном возрасте корректировка содер­жания общения школьников становится необходимой то­гда, когда учащиеся не включают в свое общение пробле­матику, связанную с какими-либо сферами жизнедеятель­ности, в которые их включают педагоги; когда в их обще­нии не фигурирует информация, адресованная им печатью, радио, телевидением; когда неправомерно большое место в их общении занимают темы, почерпнутые из бытового об­щения.

Необходимость в корректировке содержания общения подростков возникает тогда, когда они игнорируют в своем общении проблемы, связанные с жизнедеятельностью, в которую включены в воспитательных коллективах; когда обсуждение различных сфер и аспектов жизнедеятель­ности имеет ограниченный или ущербный характер; когда внимания подростков не привлекают они сами как субъек­ты жизнедеятельности; когда содержание общения под­ростков определяется тематикой, отрицательно влияющей на их формирование.

В корректировке содержания общения старших под­ростков появляется необходимость и тогда, когда старшие подростки игнорируют в своем общении и проблемы, связан­ные с жизнедеятельностью коллектива или с ее отдельными сферами; когда в содержании общения отсутствуют или за­нимают неправомерно малое место темы, связанные с раз­личными областями знаний; недостаточно обсуждается личностная проблематика; содержание общения имеет вульгарный или асоциальный характер.

Корректировка содержания общения старшеклассни­ков необходима тогда, когда оно не наполнено всем много­образием проблем, доступных их возрасту, связанных с различными отраслями знаний; когда старшеклассники игнорируют в своем общении жизнедеятельность коллек­тива; когда их общение не ориентировано на определение жизненных планов; отсутствует или слабо выражена лич­ностная проблематика; когда содержание общения опреде­ляется преимущественно или в большой мере бытовыми ин­тересами; когда общение имеет односторонне развлека­тельную направленность или его содержание асоциально.

Основными путями корректировки содержания обще­ния школьников можно считать следующие.

1. Постановка перед школьниками проблем, адекват­ных их возрастным особенностям, которые ранее не при­влекали их внимания. Так, типична необходимость коррек­тировки содержания общения в отдельных старших клас­сах в случаях, когда юношей и.девушек не волнует пробле­ма отношений в коллективе, а практика этих отношений неудовлетворительна. К осознанию этого противоречия старшеклассники могут быть подведены различными путя­ми: при обсуждении итогов жизни коллектива за опреде­ленный период, при анализе общественных смотров зна­ний, во время подведения итогов комсомольской аттеста­ции и т. д.



2. Сообщение неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заин­тересовать школьников. Это может быть сделано на уроке, классном часе, на пионерском сборе и на комсомольском собрании, а также в беседах педагогов с группами или от­дельными учащимися. Сообщение подобной информации может быть приурочено к какому-либо подходящему слу­чаю, но может сообщаться в форме сенсаций. При этом не­обходимо указывать источники, в которых можно почерп­нуть сведения в связи с сообщенной информацией. Так, обогащение содержания общения в процессе преподава­ния истории может быть достигнуто, если учащимся пред­лагается система реферирования исторических книг, про­водятся анкета по газетам и беседы о неизвестных им от­раслях гуманитарного знания. Во внеурочной работе та же цель может быть достигнута в процессе таких комплек­сных общешкольных дел, как «Праздник знаний и творче­ства».

3. Постановка перед коллективом или группой учащих­ся определенной альтернативы, необходимость обсужде­ния которой объективно диктуется характером жизнедея­тельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям школьников, соответстви»' ее специфическим интересам и возможностям школьников. Постановка альтернативы мо­жет осуществляться по-разному: в процессе подготовки к различным комплексным делам, когда задания классам и группам предлагаются в соответствии с целями корректи­ровки содержания их общения; в процессе организации коллективной познавательной деятельности учащихся на уроках и вне их; через привлечение групп учащихся к про­ведению политинформаций, к выступлениям по школьно­му радиовещанию на определенные темы, к выступлениям перед жителями микрорайона, села.

4. Переориентация интересов членов коллектива или группы учащихся. Переориентация интересов достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или лп счет

расширения круга общения коллектива или группы уча­щихся. Кроме того, возможен путь постановки целей перед коллективом или группой, которые внешне соответствуют актуальным интересам школьников, а в действительности требуют для своей реализации переориентации их интере­сов. Этот способ эффективно может применяться в работе различных клубов.

Так, в спортивном клубе группе его членов предлагаются поручения спортивного характера, требующие на самом деле существенного расши­рения и переориентации интересов членов группы (например, в процессе подготовки массовых спортивных праздников и т. д.). Переориентация ин­тересов групп школьников может осуществляться в процессе организации работы школьного радиоузла, подготовки и проведения цикла тематиче­ских вечеров и т. д.


5. Особую роль в корректировке содержания общения школьников играет характер общения педагога с учащи­мися. В том случае, когда оно доброжелательное, а тем бо­лее доверительное, корректировка содержания общения ребят происходит под влиянием личности педагога.

В исследовании были определены необходимые усло­вия эффективной корректировки круга общения школьни­ков, его структуры и содержания: это органическое вклю­чение корректировки в жизнедеятельность коллектива;

адекватность путей корректировки особенностям возраст­ных типов общения школьников; обогащение и усложне­ние способов осуществления жизнедеятельности коллекти­вом или группой; насыщение жизнедеятельности творче­ством как в содержании, так и в формах ее организации;

эмоциональность стиля жизнедеятельности и как след­ствие — эмоциональная вовлеченность в жизнедеятель­ность коллектива каждого школьника; определенный стиль взаимоотношений в коллективе, характеризующийся демо­кратичностью, заинтересованностью в каждом ученике;

самодеятельность как принцип организации жизнедея­тельности коллектива.

Соблюдение этих условий делает эффективными оха­рактеризованные выше пути и способы корректировки об­щения школьников, ведет к повышению эффективности. дифференцированного и индивидуального подходов в вое-. питании школьников и способствует повышению эффек­тивности системы воспитательной работы школы: улучше­нию эмоционального климата, возрастанию гуманности во взаимоотношениях, эффективному применению возрастно­го подхода.

3. IV. Подготовка школьников к общению

Подготовка к общению понимается нами как формирова­ние у школьников интеллектуальной, психической и соци­альной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовно­сти.

Оптимальным временем подготовки человека к обще­нию являются детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.

В том или ином аспекте вопросы подготовки и обуче­ния общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику, психотерапию, тео­рию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспи­тания школьников, но могут быть использованы в ней в мо­дифицированном виде.

Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по характерологическим свой­ствам. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от воз­раста и пола ребят. Что же касается тех учащихся, лич­ностные особенности которых или обстоятельства их со­циального формирования таковы, что испытываемые ими трудности в общении приобрели устойчиво-болез­ненный или агрессивно-асоциальный характер, то они нуждаются в специализированной помощи психотерапевта.


Обучение школьников общению включает в себя сооб­щение им необходимых теоретических знаний в соответ­ствии с возрастными возможностями учащихся и органи­зацию практики общения в жизнедеятельности коллекти­ва. Сообщение теоретических знаний может осуще­ствляться в форме специальных бесед, в процессе инструк­тажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Обучение общению школьников, испытывающих осо­бые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью бо-

лее глубокого ознакомления их с теорией общения, анали­за трудностей в общении и выявления их причин (на пси­хологически доступном уровне).

В опорных школах для этих ребят организовывались .специальные групповые занятия по обучению приемам об­щения, им старались обеспечить особую позицию в процес­се жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести соответствующий опыт

В опытной работе это делалось в групповых беседах со старшеклас­сниками, в форме «Психологического лектория», в котором читались лек­ции на темы: «Психология личности», «Психология городского жителя», «Психология коллектива», «Психология общения со сверстниками», «Психология дружбы», «Психология общения со взрослыми» и т. д. Кроме того, в психологическом семинаре для старшеклассников «Человек среди людей» в процессе рассмотрения следующих тем: «За­гадка человеческого Я», «Определение себя п мире», «Важнейшие социальные потребности», «Я и ты», «Я, мы, они», «Любовь? Любовь! Любовь...», «Как располагать к себе людей», «Ориентируйся в парт­нерах», «Как войти в ситуацию общения», «Как создать ситуацию общения», «Как общаться, в семье».

Работа по подготовке школьников к общению вклю­чает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определенных социальных установок и коммуникатив­ных умений.

Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся способ­ностью находить и ставить проблемы. Свойства этой ступени развития интеллекта — нестандартный подход к уже известным проблемам: умение включать частные про­блемы в более общие и т. д. Однако этой стадии в разви­тии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэ­тому важным аспектом подготовки школьников к обще­нию является развитие определенных особенностей мыш­ления учащихся, которые, по данным психологов, иг­рают важную роль в сфере общения личности: открыто­сти (дивергентности), гибкости (флексибильности), не­стандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий [6; 7; 8]. Все эти свойства непосредственно свя­заны с умением человека видеть проблемы.