Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно разрешать конфликт с помощью индивидуальной беседы, которая становится совместным анализом педагога и школьника конфликтной ситуации, причин ее возникновения, тех способов поведения, которые могут помочь
восстановить прежние или сформировать новые отношения с партнером по конфликту, с группой или классом в целом. Такие беседы полезны при всех типах конфликтов, но наиболее эффективны они в случае ценностного конфликта.
Особо надо сказать о таком способе вмешательства в конфликт, как педагогический маневр. Он может осуществляться за счет расширения или сужения количества участников конфликта, переключения внимания конфликтующих на другой объект. Можно включить школьника, группу, коллектив в целом в решение теоретической ситуации аналогичного содержания и т.д. Основное в педагогическом маневре — сознательное введение дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликта (если они в нем имелись), изменение его содержа»-ния, подкрепление нравственных усилий отдельных учащихся в их попытках решить конфликты. Для этого необходимо учить школьников анализировать создавшуюся ситуацию, правильно оценивать свое положение в ней, предвидеть возможные последствия своего поведения, чувствовать ответственность за свои поступки.
В результате дискуссий, коллективных обсуждений, индивидуальных бесед, педагогического маневра педагог добивается прекращения конфликта и не допускает обострения отношений в коллективе. Результатом его действий может быть не обязательно сохранение доконфликт-ных круга и структуры общения школьников. Важно, чтобы после разрешения конфликта у его участников либо сохранились, либо появились благоприятные круг и структура круга общения.
Корректировка круга общения и его структуры увеличивает контактность между классами, номинальными, реальными группами учащихся; способствует преодолению замкнутости отдельных реальных групп и уменьшению числа учащихся, занимающих неблагоприятное положение в системе внутриколлективных отношений.
Содержание общения школьников влияет на развитие коллектива в целом и каждого школьника в отдельности, и, если оно ограничено узким кругом проблем, возникает необходимость в его корректировке. Типичными случаями корректировки содержания общения школьников являются такие, когда возникает необходимость обогатить содержание общения целых коллективов, изменить содержание общения отдельных групп школьников. Корректировка содержания общения школьников должна осуществляться в соответствии с возрастной эмоционально-смысловой доминантой общения.
В младшем школьном возрасте корректировка содержания общения школьников становится необходимой тогда, когда учащиеся не включают в свое общение проблематику, связанную с какими-либо сферами жизнедеятельности, в которые их включают педагоги; когда в их общении не фигурирует информация, адресованная им печатью, радио, телевидением; когда неправомерно большое место в их общении занимают темы, почерпнутые из бытового общения.
Необходимость в корректировке содержания общения подростков возникает тогда, когда они игнорируют в своем общении проблемы, связанные с жизнедеятельностью, в которую включены в воспитательных коллективах; когда обсуждение различных сфер и аспектов жизнедеятельности имеет ограниченный или ущербный характер; когда внимания подростков не привлекают они сами как субъекты жизнедеятельности; когда содержание общения подростков определяется тематикой, отрицательно влияющей на их формирование.
В корректировке содержания общения старших подростков появляется необходимость и тогда, когда старшие подростки игнорируют в своем общении и проблемы, связанные с жизнедеятельностью коллектива или с ее отдельными сферами; когда в содержании общения отсутствуют или занимают неправомерно малое место темы, связанные с различными областями знаний; недостаточно обсуждается личностная проблематика; содержание общения имеет вульгарный или асоциальный характер.
Корректировка содержания общения старшеклассников необходима тогда, когда оно не наполнено всем многообразием проблем, доступных их возрасту, связанных с различными отраслями знаний; когда старшеклассники игнорируют в своем общении жизнедеятельность коллектива; когда их общение не ориентировано на определение жизненных планов; отсутствует или слабо выражена личностная проблематика; когда содержание общения определяется преимущественно или в большой мере бытовыми интересами; когда общение имеет односторонне развлекательную направленность или его содержание асоциально.
Основными путями корректировки содержания общения школьников можно считать следующие.
1. Постановка перед школьниками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимания. Так, типична необходимость корректировки содержания общения в отдельных старших классах в случаях, когда юношей и.девушек не волнует проблема отношений в коллективе, а практика этих отношений неудовлетворительна. К осознанию этого противоречия старшеклассники могут быть подведены различными путями: при обсуждении итогов жизни коллектива за определенный период, при анализе общественных смотров знаний, во время подведения итогов комсомольской аттестации и т. д.
2. Сообщение неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать школьников. Это может быть сделано на уроке, классном часе, на пионерском сборе и на комсомольском собрании, а также в беседах педагогов с группами или отдельными учащимися. Сообщение подобной информации может быть приурочено к какому-либо подходящему случаю, но может сообщаться в форме сенсаций. При этом необходимо указывать источники, в которых можно почерпнуть сведения в связи с сообщенной информацией. Так, обогащение содержания общения в процессе преподавания истории может быть достигнуто, если учащимся предлагается система реферирования исторических книг, проводятся анкета по газетам и беседы о неизвестных им отраслях гуманитарного знания. Во внеурочной работе та же цель может быть достигнута в процессе таких комплексных общешкольных дел, как «Праздник знаний и творчества».
3. Постановка перед коллективом или группой учащихся определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям школьников, соответстви»' ее специфическим интересам и возможностям школьников. Постановка альтернативы может осуществляться по-разному: в процессе подготовки к различным комплексным делам, когда задания классам и группам предлагаются в соответствии с целями корректировки содержания их общения; в процессе организации коллективной познавательной деятельности учащихся на уроках и вне их; через привлечение групп учащихся к проведению политинформаций, к выступлениям по школьному радиовещанию на определенные темы, к выступлениям перед жителями микрорайона, села.
4. Переориентация интересов членов коллектива или группы учащихся. Переориентация интересов достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или лп счет
расширения круга общения коллектива или группы учащихся. Кроме того, возможен путь постановки целей перед коллективом или группой, которые внешне соответствуют актуальным интересам школьников, а в действительности требуют для своей реализации переориентации их интересов. Этот способ эффективно может применяться в работе различных клубов.
Так, в спортивном клубе группе его членов предлагаются поручения спортивного характера, требующие на самом деле существенного расширения и переориентации интересов членов группы (например, в процессе подготовки массовых спортивных праздников и т. д.). Переориентация интересов групп школьников может осуществляться в процессе организации работы школьного радиоузла, подготовки и проведения цикла тематических вечеров и т. д.
5. Особую роль в корректировке содержания общения школьников играет характер общения педагога с учащимися. В том случае, когда оно доброжелательное, а тем более доверительное, корректировка содержания общения ребят происходит под влиянием личности педагога.
В исследовании были определены необходимые условия эффективной корректировки круга общения школьников, его структуры и содержания: это органическое включение корректировки в жизнедеятельность коллектива;
адекватность путей корректировки особенностям возрастных типов общения школьников; обогащение и усложнение способов осуществления жизнедеятельности коллективом или группой; насыщение жизнедеятельности творчеством как в содержании, так и в формах ее организации;
эмоциональность стиля жизнедеятельности и как следствие — эмоциональная вовлеченность в жизнедеятельность коллектива каждого школьника; определенный стиль взаимоотношений в коллективе, характеризующийся демократичностью, заинтересованностью в каждом ученике;
самодеятельность как принцип организации жизнедеятельности коллектива.
Соблюдение этих условий делает эффективными охарактеризованные выше пути и способы корректировки общения школьников, ведет к повышению эффективности. дифференцированного и индивидуального подходов в вое-. питании школьников и способствует повышению эффективности системы воспитательной работы школы: улучшению эмоционального климата, возрастанию гуманности во взаимоотношениях, эффективному применению возрастного подхода.
3. IV. Подготовка школьников к общению
Подготовка к общению понимается нами как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению являются детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят. Что же касается тех учащихся, личностные особенности которых или обстоятельства их социального формирования таковы, что испытываемые ими трудности в общении приобрели устойчиво-болезненный или агрессивно-асоциальный характер, то они нуждаются в специализированной помощи психотерапевта.
Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.
Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью бо-
лее глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне).
В опорных школах для этих ребят организовывались .специальные групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести соответствующий опыт
В опытной работе это делалось в групповых беседах со старшеклассниками, в форме «Психологического лектория», в котором читались лекции на темы: «Психология личности», «Психология городского жителя», «Психология коллектива», «Психология общения со сверстниками», «Психология дружбы», «Психология общения со взрослыми» и т. д. Кроме того, в психологическом семинаре для старшеклассников «Человек среди людей» в процессе рассмотрения следующих тем: «Загадка человеческого Я», «Определение себя п мире», «Важнейшие социальные потребности», «Я и ты», «Я, мы, они», «Любовь? Любовь! Любовь...», «Как располагать к себе людей», «Ориентируйся в партнерах», «Как войти в ситуацию общения», «Как создать ситуацию общения», «Как общаться, в семье».
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений.
Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Свойства этой ступени развития интеллекта — нестандартный подход к уже известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т. д. Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие определенных особенностей мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности), гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий [6; 7; 8]. Все эти свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.