Файл: Методическая копилка вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1

Глава 2

Заповеди отряда, законы отряда, традиции отряда

2.1 Заповеди отряда

2.2 Законы отряда

2.3 Традиции отряда

Глава 3

Герб отряда, эмблема отряда, речёвки, речёвки-кричалки

3.1 Герб отряда

3.2 Эмблема отряда

3.3 Речевки- кричалки [2]

Вложения

Глава 4

Проведение отрядных дел, праздников

4.1. Конспект творческого конкурса (творческого отрядного дела)

4.2. Конспекты познавательных викторин (лесная, зоологическая)

4.3. Конспект праздника (спортивного)

4.4. Конспект проведения отрядного и общелагерного тематического дня.

Глава 5

Материалы по организации работы кружка (клуба, мастерской)

10 конспектов бесед с воспитанниками ДОЛ

5.1. Цель кружка; Характеристика кружка

5.2. 5 мастер-классов с пошаговой инструкцией и иллюстрациями

5.3. 10 конспектов бесед с воспитанниками ДОЛ

Глава 6

Копилка игр, игровых программ

6.1. 10 подвижных спортивно-игровых программ

6.2. 10 вариантов творческой зарядки

6.3. 10 игр на воде, на берегу во время купания

6.4. 10 коммуникативных игр для круга общения (вечерний огонёк, костёр, спонтанное общение)

6.5. 10 блиц - игр для выявления лидеров-организаторов

7 Глава

Оформительские материалы

7.1. Оформление уголка именинника (стихи, поздравление и т.д.)

7.2. Материалы для награждения ( иллюстрации)

Глава 8

Легенды для использования на «огоньках».

Глава 9

Правила поведения в детском оздоровительном лагере, подготовка методических рекомендаций по оказанию первой медицинской помощи

9.1. Правила поведения в детском оздоровительном лагере (правила поведения на территории лагеря, правила поведения на воде, правила поведения на экскурсии и т.д.)

9.2. Техники оказания первой медицинской помощи: при кровотечениях, солнечном ударе, отравлении, поражении электрическим током и т.д.

Интернет источники



- Почему же она такая злая? Давайте прочитаем дальше ее послание.

"Потому что вы, все люди, радуетесь, с разноцветными красками дружите, а я одна, со мной никто не дружит. Вот и буду я вам пакостить: мне никакая краска не страшна, я все закрасить могу!"

Педагог. Ребята, вы хотите, чтобы Клякса весь мир закрасила в черный цвет?

Почему она так поступает? (злая она)

Почему? (Завидует нам, нашему цветному миру и тому, что мы все вместе, а она одна)

А что значит "зависть"?

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

Ребята! Я вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая.

С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце

М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает

С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?

- Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?

- Какова основная мысль рассказа?

- Как вы понимаете значение слова «зависть»

(дети высказываются)

В толковом словаре Ожегова «Зависть - это чувство досады, вызванное успехом другого».

Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать?

(ответы детей)

- А вы завидовали когда – нибудь?

(затрудняются сразу ответить)

Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значить согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

-Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.

- К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

- Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?

-Золушка, Морозка и др.

Молодцы, много читаете и знаете сказок.

Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.


Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

- Почему?

- Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.

Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах.

В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Вот как автор об этом пишет:

Пыхтела, да пыхтела

И кончила моя затейница на том

Что, не сравнявшись с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Ребята, о чём эта басня?

Какое отношение к лягушке?

Смогла ли лягушка добиться того, чего хотела?

Какой вы сделали для себя вывод?

Не будь же глупцом– завидуй меньше и живи по средствам.

Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти:

  • Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение

  • Трудись, достигая своей цели

  • Радуйся успехам друзей и одноклассников

Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.

О чём мы говорили сегодня на занятии?

(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других.

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.

Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.

9. "Семья - это счастье!"

Цель: формирование правильного отношения к семье, ее членам, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью, помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей).

Воспитатель: Семья — это самое важное, что есть у человека. Это близкие и родные люди, которых любим мы, которые любят нас. Помогают в сложных ситуациях. С детских лет и порой до самого последнего момента своей жизни человек проводит в своей семье.



Воспитатель: послушайте стихотворение «Семья», которое написала Наталья Майданик

Семья – это МЫ.

Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом

Семья – это счастье,

Семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом.

Воспитатель: В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Воспитатель: все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, ваши родители заботятся о вас?

Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

Дидактическая игра «Радость и печаль»

Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой…

Воспитатель: предлагаю желающим рассказать о своей семье, используя опорную схему.

Дети рассказывают о своих семьях.

Воспитатель: во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Предлагаю вспомнить некоторые из них:

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.


Моя семья – мое богатство!

Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.

Спасибо за внимание!

10. «Поможем природе»

Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.

Оборудование : Фото стенд,выставка детских рисунков «как я помогаю природе» «кормушек» «скворечников» ,плакаты на тему охраны природы, поделки из природного материала

Ход беседы.

В : Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы _ дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например : спасать животных попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе». Многие на рисунках изобразили посадку растений, цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.

А кто нам подскажет. Как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений)

В: Важно не только посадить дерево. Растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от вредителей, регулярно поливать.


Ранней весной можно увидеть такую картину :

Пастух кору надрезал у берёзы

Склоняясь, тянет сладкий сок

За каплей капля падает в песок,

Берёзы кровь прозрачная как слезы (Ф. Сологуб)

В: Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.

ЗАПОМНИТЕ : Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится :Много леса- береги, мало леса- не губи, нет леса- посади. Кто из вас вместе со взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

В: Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах: мастерят вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)

А как вы помогали природе летом? Главная задача летом для взрослых и детей –борьба с сорняками. Не случайно говорят : Сорную траву – с поля вон

Существует много видов сорных растений, среди них – мятлик луговой,пырей ползучий и т. д.

(Показать изображения растений)

Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять, они заглушают культурные растения, посаженные на огороде, клумбах и т. д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Любая помощь- человеку, растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье.

В заключении беседы дать детям задание рассказать младшим товарищами родителям, какую помощь они могут оказать природе.