Файл: Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи, нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.1. Подготовка и проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации
3.2. Пример выполнения аудиторских процедур, рекомендации по исправлению выявленных ошибок
LRDS, LRp – оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности соответственно;
TRDS, TRp – периоды погашения дебиторской и кредиторской задолженности соответственно;
N – выручка компании за отчетный период;
(Rds)cp и (Rp)cp – средние значения дебиторской и кредиторской задолженности за период соответственно;
T – 360 дней.
На основе полученных значений аудитор делает вывод об эффективности расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Процедура 1103 2: Горизонтальный и вертикальный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей перед поставщиками и подрядчиками. На данном этапе аудитор использует агрегированные и детализированные формы бухгалтерского баланса. С помощью вертикального анализа аудитор оценивает удельный вес дебиторской и кредиторской задолженности в общем итоге, определяет значимость изменений по каждому виду задолженности. Горизонтальный анализ заключается в сравнении изменений на начало и конец отчетного периода.
Процедура 1103 3: Прогнозирование будущих наличных расчетов с поставщиками и подрядчиками. Данная процедура состоит в выявлении проблемных участков в отношении расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработке прогнозных финансовых планов, которые должны отразить повышение эффективности расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Напомним, что каждой укрупненной задаче аудиторской проверки соответствуют свои работы, приемы и процедуры. Таким образом, аудиту исполнения обязательств (денежной и неденежной форм расчетов) соответствуют свои работы и процедуры. Таблица 18 раскрывает, какие именно проводятся работы при аудите исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками. При проверке соблюдения нормативных актов и анализе хозяйственных операций процедуры аудита совпадают с процедурами, представленными в таблице 17.
Таблица 18 – Общие процедуры аудита исполнения
обязательств перед поставщиками и подрядчиками
Аудиторские работы | Приемы и процедуры аудита | Источники аудиторских доказательств | ||
Наименование | Иден-тифи-катор | Норм. доку-менты | Документы хозяйствующего субъекта | |
Проверка достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками | 110 1 | 1. Нормативная проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. 2. Нормативная проверка расчетов по векселям выданным. 3. Нормативная проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных к взысканию. 4. Нормативная проверка учета курсовых разниц. 5. Нормативная проверка расчетов по претензиям. | [1] [2] [10] [11] [13] [26] | Договоры, накладные (товарные, товарно-транспортные), акты (о приемке выполненных работ, о приемке товаров и др.), векселя выданные, акты о приемке материалов, бухгалтерские справки-расчеты, акты инвентаризации, претензионные расчеты, счета-фактуры, чеки, справки о выполненных работах, журнал-ордер № 6, ведомость № 5, бухгалтерский баланс, пояснения к бухгалтерскому балансу. |
Проверка соблюдения нормативных актов в части исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками | 110 2 | 1. Синтаксическая проверка договоров, являющихся основанием возникновения денежных расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2. Нормативная проверка договоров. 3. Нормативная проверка правильности применения НДС к вычету на основе полученных от поставщиков и подрядчиков счетов-фактур. | [1] [2] | Договоры, счета-фактуры |
Анализ хозяйственных операций, связанных исполнением обязательств перед поставщиками и подрядчиками | 110 3 | 1. Оценка деловой активности организации (на основе анализа периодов погашения кредиторской и дебиторской задолженностей перед поставщиками и подрядчиками, а также оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей). 2. Горизонтальный и вертикальный анализ кредиторской и дебиторской задолженностей перед поставщиками и подрядчиками. 3. Прогнозирование будущих наличных расчетов с поставщиками и подрядчиками. | | Бухгалтерская отчетность организации (бухгалтерский баланс, пояснения к бухгалтерскому балансу, отчет о движении денежных средств) |
Раскрытие каждой процедуры, относящейся к проверке достоверности бухгалтерского учета и отчетности исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками, приведено ниже.
Процедура 1101 1: Нормативная проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. При проведении данной процедуры аудитору следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов № 119н от 28.12.01 г. Согласно этим методическим указаниям при поступлении материалов без расчетных документов необходимо составление акта о приемке материалов. Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов по принятым в организации учетным ценам, либо по рыночным, если фирма использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов.
Аудитор в ходе проведения процедуры должен убедиться в том, что предприятие направляет запросы своим контрагентам о предоставлении расчетных документов в разумные сроки; что по неотфактурованным поставкам, расчетные документы по которым отсутствуют очень длительное время, НДС не принят к возмещению. Также необходимо проверить правильность корректировок сумм в случае расхождения между ценами, по которым были приняты ТМЦ, и ценами поставщика, который впоследствии предоставил расчетные документы [33].
Процедура 1101 2: Нормативная проверка расчетов по векселям выданным. При выполнении данной процедуры аудитор руководствуется Постановлением «О введении в действие положения о переводном и простом векселе» № 104/1341 от 07.08.37 г., и статьей 815 ГК РФ. При проверке выданных векселей аудитор должен обратить внимание на следующие аспекты:
-
Аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых еще не наступил, по просроченным оплатой векселям, по начисленным вексельным процентам. -
По векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности необходимо проверить своевременность списания кредиторской задолженности на прочие доходы организации [33].
Процедура 1100 3: Нормативная проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных к взысканию. Проверке подвергаются обороты по следующим счетам:
-
В случае списания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности проверяется дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или 91 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Также необходимо проверить забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Дебиторская задолженность переносится на данный счет в случае неплатежеспособности должника, и подлежит наблюдению на случай улучшения имущественного положения дебитора в течение 5 лет. -
В случае списания безнадежной к взысканию кредиторской задолженности проверке подлежит дебет счета 60 в корреспонденции со счетом 91.
Необходимо правильно определять момент, с которого можно списывать задолженность, нереальную к взысканию. Законодательством предусмотрены несколько случаев: истечение срока исковой давности (3 года), прекращение обязательства на основании акта государственного органа, ликвидация должника, прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения. Списание происходит на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя [33].
Процедура 1100 4: Нормативная проверка учета курсовых разниц. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета и отнесения на прочие доходы и расходы курсовых разниц. Курсовые разницы возникают в двух случаях: при наличии у фирмы контрагентов-нерезидентов, или, если договорная сумма сделки определена в иностранной валюте или условных единицах. Согласно ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» пересчет производится по курсу Центрального Банка, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления отчетности. По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются положительные курсовые разницы, по дебету – отрицательные, отражение происходит в корреспонденции со счетом 60. Отметим, что при составлении бухгалтерской отчетности, не подлежат пересчету суммы по выданным авансам, предварительной оплате или задатка. То есть при перечислении поставщику или подрядчику 100% предоплаты стоимость приобретаемого актива подлежит отражению в рублях по курсу, действовавшему на дату перечисления предоплаты. При перечислении частичной предоплаты, стоимость актива признается в части аванса по курсу на дату перечисления аванса и в части оставшейся оплаты – по
курсу на дату совершения операции, в результате которой актив принимается к учету.
Процедура 1100 5: Нормативная проверка расчетов по претензиям. Аудитором проверяются следующие счета: забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», если брак был выявлен при приемке товара; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям», если брак был обнаружен после принятия ценностей к учету. Претензии должны быть выставлены поставщику или подрядчику своевременно с приложением необходимых документов: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ.