Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37 % детей (7 чел.) можно отнести к первому уровню развития наглядного и логического мышления. Такие дети осуществляют «действия по подражанию» Ведущая психическая функция на нем - восприятие. испытуемые выполняли задания методики по подражанию.

Ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность. Соответственно ребенок нечетко предвидит результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итого своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется.

Опишем результаты экспериментального исследования уровня развития выполнения учебной задачи детьми с ограниченными возможностями здоровья с помощью метода наблюдения. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования уровня развития выполнения учебной задачи у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью наблюдения

№ п/п

Имя

Уровень

1

Галя

второй

2

Снежана

второй

3

Катя

второй

4

Валерия

второй

5

Кристина

второй

6

Стёпа

второй

7

Саша

второй

8

Кирилл

первый

9

Саша

первый

10

Сережа

второй

11

Дима

второй

12

Леша

первый

13

Вадим

первый

14

Коля

второй

15

Артем

первый

16

Женя

первый

17

Костя

второй

18

Вова

первый

19

Женя

второй



Анализируя результаты наблюдения за выполнением учебной задачи в игровой деятельности детей, мы пришли к выводу, что 63 % детей (12 чел.) можно отнести ко второму уровню развития наглядного и логического мышления. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию.

37 % детей (7 чел.) можно отнести к первому уровню развития наглядного и логического мышления. Такие дети осуществляют «действия по подражанию» Ведущая психическая функция на нем - восприятие. испытуемые выполняли задания методики по подражанию.

Ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность. Соответственно ребенок нечетко предвидит результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итого своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется.

Опишем результаты экспериментального исследования психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью метода наблюдения. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Метод наблюдения

Имя

Методика «Разрезные картинки»

Методика «Серия сюжетных картинок»

Наблюдения за детьми в игровой деятельности

Уровень развития

Галя

второй

второй

второй

второй

Снежана

второй

первый

второй

второй

Катя

первый

первый

второй

первый

Валерия

второй

второй

второй

второй

Кристина

второй

первый

второй

второй

Стёпа

второй

второй

второй

второй

Саша

второй

второй

второй

второй

Кирилл

второй

второй

первый

второй

Саша

первый

второй

первый

первый

Сережа

второй

первый

второй

второй

Дима

второй

второй

второй

второй

Леша

первый

первый

первый

первый

Вадим

второй

второй

первый

второй

Коля

второй

второй

второй

второй

Артем

первый

первый

первый

первый

Женя

первый

первый

первый

первый

Костя

первый

второй

второй

второй

Вова

второй

второй

первый

второй

Женя

второй

второй

второй

второй



В зависимости от результатов, полученных с использованием вышеперечисленных методик, мы распределили всех детей по уровням, предложенными Е.Л. Щепко:

26 % детей (5 чел.) можно отнести к первому уровню - дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. В целом характеризуется следующими особенностями: ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность, нечетко предвидит ее результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.

74 % детей (14 чел.) можно отнести ко второму уровню - дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что большинство исследуемых мало осознают свои умственные действия, не планируют деятельность, нечетко предвидят ее результат, и не могут проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Детей привлекает сам процесс деятельности. Некоторые, из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен. Ниже опишем специфику организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением в познавательной деятельности в условиях «детского дома – интернат для умственно отсталых детей»


Заключение
Изучив и проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.

Было организованно экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.  Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что большинство исследуемых мало осознают свои умственные действия, не планируют деятельность, нечетко предвидят ее результат, и не могут проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Детей привлекает сам процесс деятельности. Некоторые, из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.

Характеризуя специфику организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы отмечаем что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Развитие должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Необходимо включение детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.