Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по первой главе



Образ «Я» трактуется как единство знаний и представлений о себе, с одной стороны, и отношения к себе – с другой. Образ «Я» может рассматриваться как двухкомпонентное образование, состоящее из когнитивного и эмоционального компонентов. Важнейшим критерием развития образа «Я» является ее реалистичность, то есть соотнесенность качеств, которые индивид находит в себе, с качествами, которые ему приписывают другие люди. Несовпадение в оценке данных качеств самим субъектом и окружающими обусловливает наличие у него завышенной или заниженной самооценки. Между тем образ «Я», являясь системным психологическим образованием, выступает в качестве развивающейся структуры, на состояние которого оказывают влияние многочисленные факторы – социально-демографические, социально-личностные и т.п., что определяет специфику развития образа «Я» на разных этапах своего становления.

Развитие личности в целом, и образа «Я» в частности у детей с нарушениями в развитии имеет свои особенности. Рассматривая старших дошкольников с задержкой психического развития, можно сказать, что у них представления о себе недифференцированны и состоят только из внешних признаков, оценка качеств своей личности размыта, отношение к себе дисгармонично, способы познания себя ограниченны. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на развитие личности ребёнка, приводят к искажению развития эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию застенчивости, неуверенности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности. Искаженное восприятие себя и окружающих, неверная оценка детьми своих способностей и личностных качеств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения работы по развитию образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в специально созданных психолого-педагогических условиях.


  1. Экспериментальные исследования

Экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.


1 этап (сентябрь 2012): подбор диагностического инструментария с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап (октябрь-ноябрь 2012): проведение диагностики психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ результатов исследования.

В качестве диагностического инструментария мы использовали методики:

  1. «Разрезные картинки»;

  2. «Серия сюжетных картинок»;

  3. Наблюдение за игровой деятельностью детей

Ниже опишем содержание данных методик.

1. Разрезные картинки.

Цель – выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3  3,5 года.

Анализ результатов:

  1. совершает целенаправленные действия;

  2. соединяет части без анализа полученного целого;

  3. прикладывание с разворотами;

  4. зрительное соотношение частей без прикладывания.

Игра знакомит с предметами окружающего мира, которые встречаются дома и на улице, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений. Ребенок учится находить недостающие детали, складывать из частей целое изображение.

Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (10-15 минут).

Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей.

Ход игры: Разложите разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней нарисовано. Предложите ребенку найти недостающую половинку. Сложите две детали вместе - они должны плотно соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет, для чего он нужен.

2. Серия сюжетных картинок.

Цель – выявление уровня развития наглядного и логического мышления.

Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.



Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Процедура выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.

Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.

Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.

Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.

Анализ результатов выполнения:

4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;

3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;

1 балл - ребенок не понял смысла задания.

3. Наблюдение за детьми в игровой деятельности.

Цель –выявление уровня развития выполнения учебной задачи детьми с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.

Наблюдение осуществлялось психологом. Метод был направлен на изучение выполнения учебной задачи через игровую деятельность.

В зависимости от результатов, полученных с использованием вышеперечисленных методик, мы распределили всех детей по уровням, предложенными Е.Л. Щепко:


1 уровень - Дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. В целом характеризуется следующими особенностями: ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность, нечетко предвидит ее результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.

2 уровень - Дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.

3 уровень - Развития наглядно-действенного мышления. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «правил и алгоритмов». Ведущая психическая функция на нем - речь. Ребенок начинает на этом уровне выделять познавательную задачу, осознавать свои умственные действия, планировать деятельность. Соответственно становиться доступным анализ имеющихся условий и контроль результатов деятельности [24].

Опишем результаты экспериментального исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей по методике «Разрезные картинки». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи методики «Разрезные картинки»

№ п/п

Имя

Уровень

1

Галя

второй

2

Снежана

первый

3

Катя

второй

4

Валерия

второй

5

Кристина

второй

6

Стёпа

второй

7

Саша

второй

8

Кирилл

второй

9

Саша

первый

10

Сережа

второй

11

Дима

второй

12

Леша

первый

13

Вадим

второй

14

Коля

второй

15

Артем

первый

16

Женя

первый

17

Костя

первый

18

Вова

второй

19

Женя

второй



Анализируя результаты исследования по методике «Разрезные картинки», мы пришли к выводу, что 68 % детей (13 чел.) можно отнести ко второму уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Так, испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» варьировали положение частей и через несколько попыток складывали части в целое.

Второй уровень – «проб и ошибок». Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.

32% детей (6 чел.) можно отнести к первому уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. Так испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» не ориентировались на словесную инструкцию, успешно выполняли задания только после его демонстрации.

Опишем результаты выявления уровня развития наглядного и логического мышления детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок.

Результаты исследования уровня развития наглядного и логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок» представлены а таблице 2.

Таблица 2 – Серия сюжетных картинок

№ п/п

Имя

Уровень

1

Галя

второй

2

Снежана

первый

3

Катя

первый

4

Валерия

второй

5

Кристина

первый

6

Стёпа

второй

7

Саша

второй

8

Кирилл

второй

9

Саша

второй

10

Сережа

первый

11

Дима

второй

12

Леша

первый

13

Вадим

второй

14

Коля

второй

15

Артем

первый

16

Женя

первый

17

Костя

второй

18

Вова

второй

19

Женя

второй