Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по первой главе
Образ «Я» трактуется как единство знаний и представлений о себе, с одной стороны, и отношения к себе – с другой. Образ «Я» может рассматриваться как двухкомпонентное образование, состоящее из когнитивного и эмоционального компонентов. Важнейшим критерием развития образа «Я» является ее реалистичность, то есть соотнесенность качеств, которые индивид находит в себе, с качествами, которые ему приписывают другие люди. Несовпадение в оценке данных качеств самим субъектом и окружающими обусловливает наличие у него завышенной или заниженной самооценки. Между тем образ «Я», являясь системным психологическим образованием, выступает в качестве развивающейся структуры, на состояние которого оказывают влияние многочисленные факторы – социально-демографические, социально-личностные и т.п., что определяет специфику развития образа «Я» на разных этапах своего становления.
Развитие личности в целом, и образа «Я» в частности у детей с нарушениями в развитии имеет свои особенности. Рассматривая старших дошкольников с задержкой психического развития, можно сказать, что у них представления о себе недифференцированны и состоят только из внешних признаков, оценка качеств своей личности размыта, отношение к себе дисгармонично, способы познания себя ограниченны. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на развитие личности ребёнка, приводят к искажению развития эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию застенчивости, неуверенности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности. Искаженное восприятие себя и окружающих, неверная оценка детьми своих способностей и личностных качеств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения работы по развитию образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в специально созданных психолого-педагогических условиях.
-
Экспериментальные исследования
Экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа.
1 этап (сентябрь 2012): подбор диагностического инструментария с целью изучения психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 этап (октябрь-ноябрь 2012): проведение диагностики психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, анализ результатов исследования.
В качестве диагностического инструментария мы использовали методики:
-
«Разрезные картинки»; -
«Серия сюжетных картинок»; -
Наблюдение за игровой деятельностью детей
Ниже опишем содержание данных методик.
1. Разрезные картинки.
Цель – выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.
Анализ результатов:
-
совершает целенаправленные действия; -
соединяет части без анализа полученного целого; -
прикладывание с разворотами; -
зрительное соотношение частей без прикладывания.
Игра знакомит с предметами окружающего мира, которые встречаются дома и на улице, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений. Ребенок учится находить недостающие детали, складывать из частей целое изображение.
Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (10-15 минут).
Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей.
Ход игры: Разложите разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней нарисовано. Предложите ребенку найти недостающую половинку. Сложите две детали вместе - они должны плотно соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет, для чего он нужен.
2. Серия сюжетных картинок.
Цель – выявление уровня развития наглядного и логического мышления.
Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.
Процедура выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.
Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.
Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.
Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.
Анализ результатов выполнения:
4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;
3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;
2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;
1 балл - ребенок не понял смысла задания.
3. Наблюдение за детьми в игровой деятельности.
Цель –выявление уровня развития выполнения учебной задачи детьми с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.
Наблюдение осуществлялось психологом. Метод был направлен на изучение выполнения учебной задачи через игровую деятельность.
В зависимости от результатов, полученных с использованием вышеперечисленных методик, мы распределили всех детей по уровням, предложенными Е.Л. Щепко:
1 уровень - Дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. В целом характеризуется следующими особенностями: ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность, нечетко предвидит ее результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.
2 уровень - Дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
3 уровень - Развития наглядно-действенного мышления. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «правил и алгоритмов». Ведущая психическая функция на нем - речь. Ребенок начинает на этом уровне выделять познавательную задачу, осознавать свои умственные действия, планировать деятельность. Соответственно становиться доступным анализ имеющихся условий и контроль результатов деятельности [24].
Опишем результаты экспериментального исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей по методике «Разрезные картинки». Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования уровня развития целостного восприятия предметной картинки у детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи методики «Разрезные картинки»
№ п/п | Имя | Уровень |
1 | Галя | второй |
2 | Снежана | первый |
3 | Катя | второй |
4 | Валерия | второй |
5 | Кристина | второй |
6 | Стёпа | второй |
7 | Саша | второй |
8 | Кирилл | второй |
9 | Саша | первый |
10 | Сережа | второй |
11 | Дима | второй |
12 | Леша | первый |
13 | Вадим | второй |
14 | Коля | второй |
15 | Артем | первый |
16 | Женя | первый |
17 | Костя | первый |
18 | Вова | второй |
19 | Женя | второй |
Анализируя результаты исследования по методике «Разрезные картинки», мы пришли к выводу, что 68 % детей (13 чел.) можно отнести ко второму уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок». Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Так, испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» варьировали положение частей и через несколько попыток складывали части в целое.
Второй уровень – «проб и ошибок». Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
32% детей (6 чел.) можно отнести к первому уровню развития целостного восприятия предметной картинки. Такие дети осуществляют «действия по подражанию». Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. Так испытуемые при исследовании с помощью методики «Разрезные картинки» не ориентировались на словесную инструкцию, успешно выполняли задания только после его демонстрации.
Опишем результаты выявления уровня развития наглядного и логического мышления детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок.
Результаты исследования уровня развития наглядного и логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью методики «Серия сюжетных картинок» представлены а таблице 2.
Таблица 2 – Серия сюжетных картинок
№ п/п | Имя | Уровень |
1 | Галя | второй |
2 | Снежана | первый |
3 | Катя | первый |
4 | Валерия | второй |
5 | Кристина | первый |
6 | Стёпа | второй |
7 | Саша | второй |
8 | Кирилл | второй |
9 | Саша | второй |
10 | Сережа | первый |
11 | Дима | второй |
12 | Леша | первый |
13 | Вадим | второй |
14 | Коля | второй |
15 | Артем | первый |
16 | Женя | первый |
17 | Костя | второй |
18 | Вова | второй |
19 | Женя | второй |