Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ







Развитие самосознания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа


44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность программы бакалавриата

«Специальная психология»

Форма обучения заочная




Проверка на объем заимствований:

____________% авторского текста

Дата сдачи: ____________

Дата защиты: __________

Оценка ________________

Подпись руководителя_________



Выполнила:

Студент(ка) группы ЗФ-109-100-3-1

Филинских Полина Игоревна


Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Савченков Алексей Викторович





Челябинск

2023

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы саморазвития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………................................4

    1. Психолого-педагогические подходы к проблеме саморазвития……………..4

    2. Особенности саморазвития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ………………………………………………………..12

    3. Особенности работы по саморазвитию у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья…………………………………….19

Вывод по первой главе ……………………………………………………………….23


Глава 2. Экспериментальные исследования ……………………………………….24

Заключение …………………………………………………………………………..36

Список используемой литературы …………………………………………………38


Введение
Саморазвитие достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие).

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально- эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я».

Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

здоровья.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике и уточнить содержание понятия

Самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Выявить особенности и уровень развития самосознания у детей дошкольного возраста ограниченными возможностями здоровья.

  2. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:


  • теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Роджерс и др.);

  • теоретические положения развития у дошкольников представлений о себе (Т.А. Березина);

  • положение об общих и специфических закономерностях аномального развития; о социальной природе вторичных нарушений в развитии у детей и теория социальной компенсации JI.C. Выготского, лежащие в основании современной дефектологии;

  • концепция самосознания В.В. Столина, в которой образ «Я» рассматривается как целостная личностная система, отвечающая за переживание субъектом смысла «Я», т.е. собственной эффективности в процессе жизнедеятельности.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие

методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (анализ документации, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).

  1. Основные проблемы развития самосознания у детей до школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    1. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития самосознания у детей с ограниченными возможностями здоровья


Проблема развития самосознания издавна привлекала внимание ученых философского и психологического направлений. Поведение человека обусловлено его представлениями о самом себе и о том, каким он должен был бы быть.

Развитию самосознания уделяется большое внимание в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина и др. Это обусловлено, прежде всего, важной ролью самооценки в развитии личности.

«Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение» [14].

Самооценка является важнейшим фактором, определяющим развитие личности. Именно она позволяет человеку ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях и осуществлять осознанный выбор способа их разрешения, «определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений к окружающим» [38]. Ценности личности «составляют ядро самооценки, определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования» [49]. Адекватная ситуация позволяет оптимально функционировать в критических ситуациях, а Проблема развития образа «Я» издавна привлекала внимание ученых философского и психологического направлений. Поведение человека обусловлено его представлениями о самом себе и о том, каким он должен был бы быть.

Изучению самосознания уделяется большое внимание в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина и др. Это обусловлено, прежде всего, важной ролью самооценки в развитии личности.

«Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение» [14].