Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 522
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
| |
Развитие самосознания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность программы бакалавриата
«Специальная психология»
Форма обучения заочная
Проверка на объем заимствований: ____________% авторского текста Дата сдачи: ____________ Дата защиты: __________ Оценка ________________ Подпись руководителя_________ | Выполнила: Студент(ка) группы ЗФ-109-100-3-1 Филинских Полина Игоревна |
Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Савченков Алексей Викторович | |
|
Челябинск
2023
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы саморазвития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья………................................4
-
Психолого-педагогические подходы к проблеме саморазвития……………..4 -
Особенности саморазвития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ………………………………………………………..12 -
Особенности работы по саморазвитию у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья…………………………………….19
Вывод по первой главе ……………………………………………………………….23
Глава 2. Экспериментальные исследования ……………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы …………………………………………………38
Введение
Саморазвитие достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столиц, С.Р. Пантилеев и другие).
В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально- эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
У детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович и др.). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на определение и реализацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию образа «Я».
Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
-
Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике и уточнить содержание понятия
Самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
-
Выявить особенности и уровень развития самосознания у детей дошкольного возраста ограниченными возможностями здоровья. -
Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития самосознания у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
-
теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, К. Роджерс и др.); -
теоретические положения развития у дошкольников представлений о себе (Т.А. Березина); -
положение об общих и специфических закономерностях аномального развития; о социальной природе вторичных нарушений в развитии у детей и теория социальной компенсации JI.C. Выготского, лежащие в основании современной дефектологии; -
концепция самосознания В.В. Столина, в которой образ «Я» рассматривается как целостная личностная система, отвечающая за переживание субъектом смысла «Я», т.е. собственной эффективности в процессе жизнедеятельности.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие
методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (анализ документации, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
-
Основные проблемы развития самосознания у детей до школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья-
Психолого-педагогические подходы к проблеме развития самосознания у детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Проблема развития самосознания издавна привлекала внимание ученых философского и психологического направлений. Поведение человека обусловлено его представлениями о самом себе и о том, каким он должен был бы быть.
Развитию самосознания уделяется большое внимание в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина и др. Это обусловлено, прежде всего, важной ролью самооценки в развитии личности.
«Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение» [14].
Самооценка является важнейшим фактором, определяющим развитие личности. Именно она позволяет человеку ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях и осуществлять осознанный выбор способа их разрешения, «определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений к окружающим» [38]. Ценности личности «составляют ядро самооценки, определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования» [49]. Адекватная ситуация позволяет оптимально функционировать в критических ситуациях, а Проблема развития образа «Я» издавна привлекала внимание ученых философского и психологического направлений. Поведение человека обусловлено его представлениями о самом себе и о том, каким он должен был бы быть.
Изучению самосознания уделяется большое внимание в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина и др. Это обусловлено, прежде всего, важной ролью самооценки в развитии личности.
«Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение» [14].