Файл: Курсовая работа 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы бакалавриата.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самооценка является важнейшим фактором, определяющим развитие личности. Именно она позволяет человеку ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях и осуществлять осознанный выбор способа их разрешения, «определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений к окружающим» [38]. Ценности личности «составляют ядро самооценки, определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования» [49]. Адекватная ситуация позволяет оптимально функционировать в критических ситуациях, а неадекватная может выполнять функцию психологической защиты. И.С. Кона (1989) утверждает, что желание иметь положительный образ «Я» часто побуждает человека преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Это может быть свидетельством неадекватной самооценке, выступающей в качестве механизма психологической защиты.
В работах зарубежных и отечественных ученых образ «Я» рассматривается как личностное образование, для анализа которого необходимо произвести изучение источников, посвященных исследованию данной проблемы.
В трудах философов И. Канта, Р. Декарта, Г. В. Лейбница и др. были предприняты первые попытки рассмотрения образа «Я». Это в дальнейшем создало основу для изучения проблемы сознания и самосознания в рамках психологических исследований. Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, и др. рассматривают самосознание как способность сознания быть направленным на себя. Благодаря этой способности человек познает себя, создает представление о себе и формирует определенное отношение к себе [70].
По мнению Р. Бернса, Ч. Кули, В.С. Мерлина, Е.А. Сорокоумовой и др. образа «Я» является структурным компонентом самосознания [13, 45, 61]. Современные исследователи утверждают, что результатом самопознания, с одной стороны, является феномен эмоционально-оценочного отношения личности к себе, понимание личностью самого себя (Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Ч. Кули, М.И. Лисина, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон, и др.); с другой стороны, восприятие человеком многочисленных «образов» самого себя в различных жизненных ситуациях и в интеграции этих образов в единое целое образование – собственное «Я». Для того, чтобы образ «Я» развивался человек осуществляет рефлексию (И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, И.И. Чеснокова и др.).
Структура самосознания включает несколько компонентов.
Исследователи выделяют от двух до пяти компонентов.
А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн выделяли два компонента самосознания: когнитивный и аффективный. Когнитивный компонент представляет собой знания о себе, аффективный – отношение к себе. Эти компоненты иногда вступают в противоречивые отношения между собой. В этом случае между ними появляются эмоции, которые обеспечивают переключение «с одной стратегии мышления на другую» (К.Е. Изард) в соответствии с требованиями реальной ситуации [44].
И.И. Чеснокова и П.Р. Чамата представляют образ «Я» в виде образования, структура которого представлена тремя компонентами. Третий структурный компонент – функционально-поведенческий компонент, по мнению ученых, он связан с волевой деятельностью.
В.С. Мерлин выделяет в образе «Я» четыре компонента: сознание тождественности, самосознание, осознание своих психических свойств, социально-нравственную самооценку [39].
Пятикомпонентную структуру образа «Я» предложила В.С. Мухина. По ее мнению образ «Я» включает имя собственное с индивидуальными характеристиками человека (идентифицированное с телесной индивидуальностью); притязания на социальное признание; половую идентификацию; психологическое (индивидуальное) время личности; долг и права личности [76].
В зарубежных психологических исследованиях нет единых подходов в понимании структурных компонентов образа «Я». При изучении образа «Я» зарубежные ученые используют такие понятия как «Я», «самость», «Я – концепция», «самооценка» и представляют структуру понятия по-разному.
В концепции личностного «Я» У. Джеймсона, образ «Я» имеет двойственную природу: «Я – сознающее» и «Я как объект». Структуру личностного «Я» он рассматривает за счет четырех составляющих второго компонента: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я», «физическое Я» [52, 57].
В психоаналитической концепции З. Фрейда образ «Я» представленной тремя структурами: «Я» (Эго), «Оно» (Ид), «Сверх Я» (Супер Эго). Основываясь на идеях З. Фрейда, К. Хорни включает в структуру самосознания «актуальное (эмпирическое) Я», «реальное Я», «идеальное Я» [61, 73, 75].
В работах Р. Бернса образ «Я» обозначается как «Я – концепция» [13]. Его структура включает когнитивные, оценочные и поведенческие составляющие. Эти составляющие отражают представления о самом себе, самооценку (аффективную оценку этого представления) и потенциальную поведенческую реакцию, то есть конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Другое понимание уровневой концепции образа «Я» представлено в работе И.С. Кона (1978). Образ «Я» понимается им как установочная система, в основе которой лежат степени ее сформированности и обобщенности. По мнению И.С. Кона, к первому уровню развития самосознания относятся неосознанные, представленные только в переживаниях установки. Ко второму уровню относятся осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, которые затем складываются в относительно целостный образ. Третий уровень представлен самим образом «Я», который вписывается в общую систему ценностей личности, связанных с осознанием ею целей своей жизни и средств, необходимых для их достижения [37].
В исследованиях психологов определено разное время возникновения образа «Я» у ребенка. А.И. Липкина, Т.Ю. Андрющенко, А.И. Прихожан, А.Н. Леонтьев и др. относят появление образа «Я» с периодом школьного возраста, а именно подросткового. В исследованиях В.Г. Ананьева, В.В. Барцалкиной период возникновения образа «Я» связан с возрастом трех лет [64].
В трудах отечественных детских психологов уделяется пристальное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
С.Л. Рубинштейн считает, что развитие образа «Я» ребенка – это этап в развитии сознания дошкольника. Данный этап тесно связан с развитием речи, появлением самостоятельности, а также связанными с этими изменениями во взаимоотношениях с окружающими [66].
Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин считали, что появление отчетливо выраженных признаков наличия образа «Я» относится к периоду кризиса 7 лет. При этом самооценка выступает в качестве наиболее важного признака, свидетельствующего о достижении ребенком определенной степени личностной зрелости.
Л.С. Выготский связывал развитие образ «Я» с самоовладением и расширением возможностей осознания. Ребенок сначала осознает свои физические проявления, движения и предметные действия. И только потом переходит к осознанию своих психических познавательных и эмоционально- мотивационных процессов и личностных качеств. Рассматривая самооценку детей, Л.С. Выготский писал: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет» [22, с. 245].
В качестве периода первоначального фактического складывания личности А.Н. Леонтьев выделял период дошкольного возраста и особо подчеркивал произвольность поведения ребенка как одно из важнейших новообразований личности дошкольника. Соподчинение мотивов является центральным моментом в этом процессе [50].
Д.Б. Эльконин развивал положения Л.С. Выготского о том, что процесс психического развития представляет собой овладение предъявленными
ребенку «идеальными формами». Он указывал, что в период дошкольного детства ребенок максимально ориентирован на усвоение социальных норм и отношений. Д.Б. Эльконин полагал, что образец взрослого ориентирует действия и поступки ребенка дошкольного возраста. Именно это лежит в основе возникновения соподчинения мотивов. Требование взрослого выступают в качестве образца, вынуждающего соподчинять мотивы. Ориентирующий поведение образец сначала существует в конкретно- наглядной форме, а затем становится более обобщенным и выступает в форме нормы или правила.
Д.Б. Эльконин относил новые мотивы поступков и действий, формирование первых этических инстанций, моральную оценку и возможность управления собой к главным достижениям в развитии ребенка дошкольного возраста. Новые мотивы вступают в сложные отношения и подчиняют себе желания дошкольника, и на их основе [79, 80].
Современные исследователи менее категоричны в оценке возможностей дошкольника в познании себя и овладении своим поведением. В своих исследованиях А.Л. Венгер указывал, что у ребенка в дошкольном возрасте появляется первичный образ «Я». Он неразрывно связанный с осознанием своих действий и той ситуации, в которой они совершаются [78]. У дошкольника нет образа идеального «Я». Только к семи годам у дошкольника появляется различие между «Я реальным» и «Я идеальным» [64, 69].
Результаты проведенных экспериментальных исследований развития личности нормально развивающихся детей обобщены в изданиях по детской психологии, авторами которых являются известнейшие психологи В.С. Мухина и Е.О. Смирнова и др.
Основываясь на идеях М.И. Лисиной, Е.О. Смирнова указывает, что в самосознании выделяется субъектное и объектное начала. Субъектное начало представляет целостное ощущение себя как источника своей воли, активности и эмоций. Оно является центром самосознания. Объектное
начало – представления обо всем, к чему применимо местоимение «мое» – периферия самосознания.
Субъектное начало порождает различные формы сопричастности к другому (сопереживание, сотрудничество). По мнению Е.О. Смирновой образ «Я» и самооценка имеют отношение к объектному началу. Самооценка
отношение к своим собственным конкретным качествам, образ «Я» – представление о своих способностях, возможностях, месте среди окружающих других людей.
При нормальном психическом развитии в среднем дошкольном возрасте формируются периферические структуры и объектные составляющие образа «Я». У старших дошкольников усиливается субъектная составляющая самосознания, которое выходит за пределы своих объектных характеристик и становится открытым для переживаний других. Дети старшего дошкольного возраста могут давать моральную оценку поступкам окружающих людей, понимать их эмоциональные переживания. По этому поводу в литературе имеются некоторые противоречивые позиции, так как одни авторы относят моральные суждения ребенка к «социальному Я», а другие – к «индивидуальному Я» [53].
Л.С. Выготский полагал, что возможность моральных суждений появляется как следствие развития самосознания, сопряженного с «потерей непосредственности», характерной для семилетнего ребенка и является отражением осознания «идеальной» формы, которая была предъявлена дошкольнику взрослым. Это указывает на разделение «Я-реального» и «Я- идеального». Возникновение моральных суждений является показателем дифференциации самосознания, так как они свидетельствуют о противопоставлении образа себя.
Н.Л. Белопольская относит к самосознанию особенности половозрастной идентификации, осознание и понимание смысла ситуации, отношение к ситуации успеха и неуспеха. Эти показатели лежат в основе развивающейся самооценки [12, 56].
Г.М. Бреслав писал, что при нормативном развитии личности у ребенка дошкольного возраста появляется способность к сочувствию и соучастию [33]. В этом случае дошкольник значительно лучше понимает «моральную норму». Но знание дошкольником «моральной» или «социальной» нормы далеко не всегда сопровождается просоциальными формами поведения.
Значимым фактором в развитии образа «Я» Г.М. Бреслав считал «эмоциональное смещение», то есть воспоминания о прошлом и ожидания будущего. Ученый подчеркивает, что в норме у ребенка старшего дошкольного возраста сформировано и психологическое прошлое, и психологическое будущее [44]. Это указывает на наличие определенной степени дифференцированности системы «Я». Отсутствие эмоционального смещения может быть трактовано как нарушение в развитии личности.
В работах зарубежных и отечественных ученых образ «Я» рассматривается как личностное образование, для анализа которого необходимо произвести изучение источников, посвященных исследованию данной проблемы.
В трудах философов И. Канта, Р. Декарта, Г. В. Лейбница и др. были предприняты первые попытки рассмотрения образа «Я». Это в дальнейшем создало основу для изучения проблемы сознания и самосознания в рамках психологических исследований. Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, и др. рассматривают самосознание как способность сознания быть направленным на себя. Благодаря этой способности человек познает себя, создает представление о себе и формирует определенное отношение к себе [70].
По мнению Р. Бернса, Ч. Кули, В.С. Мерлина, Е.А. Сорокоумовой и др. образа «Я» является структурным компонентом самосознания [13, 45, 61]. Современные исследователи утверждают, что результатом самопознания, с одной стороны, является феномен эмоционально-оценочного отношения личности к себе, понимание личностью самого себя (Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Ч. Кули, М.И. Лисина, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон, и др.); с другой стороны, восприятие человеком многочисленных «образов» самого себя в различных жизненных ситуациях и в интеграции этих образов в единое целое образование – собственное «Я». Для того, чтобы образ «Я» развивался человек осуществляет рефлексию (И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, И.И. Чеснокова и др.).
Структура самосознания включает несколько компонентов.
Исследователи выделяют от двух до пяти компонентов.
А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн выделяли два компонента самосознания: когнитивный и аффективный. Когнитивный компонент представляет собой знания о себе, аффективный – отношение к себе. Эти компоненты иногда вступают в противоречивые отношения между собой. В этом случае между ними появляются эмоции, которые обеспечивают переключение «с одной стратегии мышления на другую» (К.Е. Изард) в соответствии с требованиями реальной ситуации [44].
И.И. Чеснокова и П.Р. Чамата представляют образ «Я» в виде образования, структура которого представлена тремя компонентами. Третий структурный компонент – функционально-поведенческий компонент, по мнению ученых, он связан с волевой деятельностью.
В.С. Мерлин выделяет в образе «Я» четыре компонента: сознание тождественности, самосознание, осознание своих психических свойств, социально-нравственную самооценку [39].
Пятикомпонентную структуру образа «Я» предложила В.С. Мухина. По ее мнению образ «Я» включает имя собственное с индивидуальными характеристиками человека (идентифицированное с телесной индивидуальностью); притязания на социальное признание; половую идентификацию; психологическое (индивидуальное) время личности; долг и права личности [76].
В зарубежных психологических исследованиях нет единых подходов в понимании структурных компонентов образа «Я». При изучении образа «Я» зарубежные ученые используют такие понятия как «Я», «самость», «Я – концепция», «самооценка» и представляют структуру понятия по-разному.
В концепции личностного «Я» У. Джеймсона, образ «Я» имеет двойственную природу: «Я – сознающее» и «Я как объект». Структуру личностного «Я» он рассматривает за счет четырех составляющих второго компонента: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я», «физическое Я» [52, 57].
В психоаналитической концепции З. Фрейда образ «Я» представленной тремя структурами: «Я» (Эго), «Оно» (Ид), «Сверх Я» (Супер Эго). Основываясь на идеях З. Фрейда, К. Хорни включает в структуру самосознания «актуальное (эмпирическое) Я», «реальное Я», «идеальное Я» [61, 73, 75].
В работах Р. Бернса образ «Я» обозначается как «Я – концепция» [13]. Его структура включает когнитивные, оценочные и поведенческие составляющие. Эти составляющие отражают представления о самом себе, самооценку (аффективную оценку этого представления) и потенциальную поведенческую реакцию, то есть конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
Другое понимание уровневой концепции образа «Я» представлено в работе И.С. Кона (1978). Образ «Я» понимается им как установочная система, в основе которой лежат степени ее сформированности и обобщенности. По мнению И.С. Кона, к первому уровню развития самосознания относятся неосознанные, представленные только в переживаниях установки. Ко второму уровню относятся осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, которые затем складываются в относительно целостный образ. Третий уровень представлен самим образом «Я», который вписывается в общую систему ценностей личности, связанных с осознанием ею целей своей жизни и средств, необходимых для их достижения [37].
В исследованиях психологов определено разное время возникновения образа «Я» у ребенка. А.И. Липкина, Т.Ю. Андрющенко, А.И. Прихожан, А.Н. Леонтьев и др. относят появление образа «Я» с периодом школьного возраста, а именно подросткового. В исследованиях В.Г. Ананьева, В.В. Барцалкиной период возникновения образа «Я» связан с возрастом трех лет [64].
В трудах отечественных детских психологов уделяется пристальное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
С.Л. Рубинштейн считает, что развитие образа «Я» ребенка – это этап в развитии сознания дошкольника. Данный этап тесно связан с развитием речи, появлением самостоятельности, а также связанными с этими изменениями во взаимоотношениях с окружающими [66].
Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин считали, что появление отчетливо выраженных признаков наличия образа «Я» относится к периоду кризиса 7 лет. При этом самооценка выступает в качестве наиболее важного признака, свидетельствующего о достижении ребенком определенной степени личностной зрелости.
Л.С. Выготский связывал развитие образ «Я» с самоовладением и расширением возможностей осознания. Ребенок сначала осознает свои физические проявления, движения и предметные действия. И только потом переходит к осознанию своих психических познавательных и эмоционально- мотивационных процессов и личностных качеств. Рассматривая самооценку детей, Л.С. Выготский писал: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет» [22, с. 245].
В качестве периода первоначального фактического складывания личности А.Н. Леонтьев выделял период дошкольного возраста и особо подчеркивал произвольность поведения ребенка как одно из важнейших новообразований личности дошкольника. Соподчинение мотивов является центральным моментом в этом процессе [50].
Д.Б. Эльконин развивал положения Л.С. Выготского о том, что процесс психического развития представляет собой овладение предъявленными
ребенку «идеальными формами». Он указывал, что в период дошкольного детства ребенок максимально ориентирован на усвоение социальных норм и отношений. Д.Б. Эльконин полагал, что образец взрослого ориентирует действия и поступки ребенка дошкольного возраста. Именно это лежит в основе возникновения соподчинения мотивов. Требование взрослого выступают в качестве образца, вынуждающего соподчинять мотивы. Ориентирующий поведение образец сначала существует в конкретно- наглядной форме, а затем становится более обобщенным и выступает в форме нормы или правила.
Д.Б. Эльконин относил новые мотивы поступков и действий, формирование первых этических инстанций, моральную оценку и возможность управления собой к главным достижениям в развитии ребенка дошкольного возраста. Новые мотивы вступают в сложные отношения и подчиняют себе желания дошкольника, и на их основе [79, 80].
Современные исследователи менее категоричны в оценке возможностей дошкольника в познании себя и овладении своим поведением. В своих исследованиях А.Л. Венгер указывал, что у ребенка в дошкольном возрасте появляется первичный образ «Я». Он неразрывно связанный с осознанием своих действий и той ситуации, в которой они совершаются [78]. У дошкольника нет образа идеального «Я». Только к семи годам у дошкольника появляется различие между «Я реальным» и «Я идеальным» [64, 69].
Результаты проведенных экспериментальных исследований развития личности нормально развивающихся детей обобщены в изданиях по детской психологии, авторами которых являются известнейшие психологи В.С. Мухина и Е.О. Смирнова и др.
Основываясь на идеях М.И. Лисиной, Е.О. Смирнова указывает, что в самосознании выделяется субъектное и объектное начала. Субъектное начало представляет целостное ощущение себя как источника своей воли, активности и эмоций. Оно является центром самосознания. Объектное
начало – представления обо всем, к чему применимо местоимение «мое» – периферия самосознания.
Субъектное начало порождает различные формы сопричастности к другому (сопереживание, сотрудничество). По мнению Е.О. Смирновой образ «Я» и самооценка имеют отношение к объектному началу. Самооценка
отношение к своим собственным конкретным качествам, образ «Я» – представление о своих способностях, возможностях, месте среди окружающих других людей.
При нормальном психическом развитии в среднем дошкольном возрасте формируются периферические структуры и объектные составляющие образа «Я». У старших дошкольников усиливается субъектная составляющая самосознания, которое выходит за пределы своих объектных характеристик и становится открытым для переживаний других. Дети старшего дошкольного возраста могут давать моральную оценку поступкам окружающих людей, понимать их эмоциональные переживания. По этому поводу в литературе имеются некоторые противоречивые позиции, так как одни авторы относят моральные суждения ребенка к «социальному Я», а другие – к «индивидуальному Я» [53].
Л.С. Выготский полагал, что возможность моральных суждений появляется как следствие развития самосознания, сопряженного с «потерей непосредственности», характерной для семилетнего ребенка и является отражением осознания «идеальной» формы, которая была предъявлена дошкольнику взрослым. Это указывает на разделение «Я-реального» и «Я- идеального». Возникновение моральных суждений является показателем дифференциации самосознания, так как они свидетельствуют о противопоставлении образа себя.
Н.Л. Белопольская относит к самосознанию особенности половозрастной идентификации, осознание и понимание смысла ситуации, отношение к ситуации успеха и неуспеха. Эти показатели лежат в основе развивающейся самооценки [12, 56].
Г.М. Бреслав писал, что при нормативном развитии личности у ребенка дошкольного возраста появляется способность к сочувствию и соучастию [33]. В этом случае дошкольник значительно лучше понимает «моральную норму». Но знание дошкольником «моральной» или «социальной» нормы далеко не всегда сопровождается просоциальными формами поведения.
Значимым фактором в развитии образа «Я» Г.М. Бреслав считал «эмоциональное смещение», то есть воспоминания о прошлом и ожидания будущего. Ученый подчеркивает, что в норме у ребенка старшего дошкольного возраста сформировано и психологическое прошлое, и психологическое будущее [44]. Это указывает на наличие определенной степени дифференцированности системы «Я». Отсутствие эмоционального смещения может быть трактовано как нарушение в развитии личности.