Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Проза периода ВОв и первых послевоенных лет. Рассказы Л. Соболева («Ответ врагу», «Черная туча» и др.), М. Шолохова «Судьба человека» и др. -
Драматургия. Пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. -
Публицистика военных лет. М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. -
А. А. Ахматова. Стихотворения «Смятение», «Молюсь оконному лучу», «Пахнут липы сладко», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью», «Не с теми я, кто бросил земли», «Мне голос был», «Победителям», «Муза», «Смуглый отрок бродил по аллеям.», «Ты письмо мое, милый, не комкай», «Все расхищено, предано, продано», «Зачем вы отравили воду», цикл «Тайны ремесла», «Клятва», «Мужество». Поэма «Реквием». «Поэма без героя».
Два-три стихотворения А. А. Ахматовой по выбору обучающихся заучиваются наизусть.
-
Б. Л. Пастернак. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь». Поэма «Девятьсот пятый год» или «Лейтенант Шмидт».
Два-три стихотворения Б. Л. Пастернака по выбору обучающихся заучиваются наизусть.
-
Творчество поэтов в 1950–1980-е годы:
-
Н. Рубцов. Стихотворения «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани» и др. -
Б. Окуджава. Стихотворения «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ангелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим» и др. -
А. Вознесенский. Стихотворения «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник» и др. -
Евгения Евтушенко. Стихотворения «Идут белые снеги», «Со мною вот что происходит…», «Шестидесятники» и др. -
Р. Гамзатов. Стихотворения «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю малиновый рассвет я», «Не торопись» и др.
Два-три стихотворения по выбору обучающихся заучиваются наизусть.
-
А. Т. Твардовский. Стихотворения «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», «Я убит подо Ржевом». Поэмы «За далью – даль», «Теркин на том свете».
Два-три стихотворения А. Т. Твардовского по выбору обучающихся заучиваются наизусть.
-
Творчество писателей прозаиков в 1950–1980-е годы (по выбору):
-
В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест». -
В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик», «Я пришел дать вам волю». -
В. В. Быков. «Сотников». -
В. Распутин. «Прощание с Матерой». -
К. Г. Паустовский. «Корабельная роща». -
В. Солоухин. «Владимирские проселки». -
О. Берггольц. «Дневные звезды». -
А. Гладилин. «Хроника времен Виктора Подгурского». -
В. Аксенов. «Коллеги», «Звездный билет». -
А. Кузнецов. «У себя дома». -
Ю. Казаков. «Манька», «Поморка». -
Д. Дудинцев. «Не хлебом единым», «Белые одежды». -
Д. Гранин. «Иду на грозу». «Картина». -
Ф. А. Абрамов. «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони». -
В. Белов. «Плотницкие рассказы». -
Ю. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей». -
Е. Гинзбург. «Крутой маршрут». -
Г. Владимов. «Верный Руслан». -
Ю. Бондарев. «Горячий снег». -
В. Богомолов. «Момент истины». -
В. Кондратьев. «Сашка». -
К. Воробьев. «Крик», «Убиты под Москвой». -
А. и Б. Стругацкие. «Повесть о дружбе и недружбе». -
Ю. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь». -
А. Битов. «Пушкинский дом». -
В. Ерофеев. «Москва – Петушки». -
Ч. Айтматов. «Буранный полустанок». -
А. Ким. «Белка». -
Ю. Рытхэу. «Сон в начале тумана» и др.
-
А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор». Романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (по выбору). -
Драматургия 1950–1980-х годов (по выбору):
-
В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря». -
А. Володин. «Пять вечеров». -
А. Салынский. «Барабанщица». -
А. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры». -
А. Галин, Л. Петрушевская. Драмы по выбору. -
Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей!»
-
А. В. Вампилов. Драма «Утиная охота». -
Русское литературное зарубежье 1920–1990-х годов (по выбору):
-
И. С. Шмелев. «Лето Господне», «Солнце мертвых». -
Б. К. Зайцев. «Странное путешествие». -
Г. Газданов. «Вечер у Клэр». -
Б. Ширяев. «Неугасимая лампада». -
А. Синявский. «Прогулки с Пушкиным». -
В. Набоков. Машенька.
-
Литература конца 1980–2000-х годов (по выбору):
-
В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами». -
Т. Кибиров. Стихотворения «Умничанье», «Онтологическое» (1997–1998), «В творческой лаборатории», «Nota bene», «С Новым годом!».
-
А. Рыбаков. «Дети Арбата». -
В. Дудинцев. «Белые одежды». -
А. Солженицын. Рассказы. -
В. Распутин. Рассказы. -
С. Довлатов. Рассказы. -
В. Войнович. «Москва-2042». -
В. Маканин. «Лаз». -
А. Ким. «Белка». -
А. Варламов. Рассказы. -
В. Пелевин. «Желтая стрела», «Принц Госплана». -
Т. Толстая. Рассказы. -
Л. Петрушевская. Рассказы. -
В. Пьецух. «Новая московская философия». -
О. Ермаков. «Афганские рассказы». -
В. Астафьев. «Прокляты и убиты». -
Г. Владимов. «Генерал и его армия». -
О. Михайлова. «Русский сон». -
Л. Улицкая. «Русское варенье».
Два-три стихотворения по выбору обучающихся заучиваются наизусть.
2.3 Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету.
-
Особенности развития литературы начала XIX века. -
Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть 1-2 стихотворений. -
М. Ю. Лермонтов. Основные темы творчества. Анализ 1-2 стихотворений. -
Н. В. Гоголь. «Петербургские повести». -
Особенности развития литературы 2-й половины XIX века. -
В чем проявилось новаторство А. Н. Островского-драматурга? -
Между кем в драме «Гроза» происходят основные конфликты? Приведите примеры. -
Какие персонажи пьесы «Гроза» олицетворяют собой «темное царство». -
Обоснуйте свой ответ. -
Катерина – «луч света в темном царстве» (по драме «Гроза»). -
И. А. Гончаров. Общая характеристика романа И. А. Гончарова «Обломов». -
Какова творческая история романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»? -
Как вы понимаете смысл названия романа «Отцы и дети»? -
Идейные противоречия «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» (по роману «Отцы и дети», X глава). -
Базаров – представитель нового поколения. -
Какова роль эпилога в идейно-философской системе романа «Отцы и дети»? -
Почему роман не заканчивается со смертью Базарова? -
Каковы ведущие мотивы лирики Ф. И. Тютчева? Чтение наизусть и анализ 1–2 стихотворений. -
Основные мотивы лирики А. А. Фета. Чтение наизусть и анализ 1–2 стихотворений. -
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Чтение наизусть и анализ 1–2 стихотворений. -
Какие факты биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? Почему он взял псевдоним Щедрин? -
М. Е. Салтыков–Щедрин – мастер сатиры. -
Почему роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» называют психологическим? -
Социальные и философские истоки преступления Р. Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). -
Сущность теории Р. Раскольникова, ее проверка и крушение (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). -
Какие события в жизни Раскольникова стали решающими на пути его духовного возрождения? Обоснуйте свой ответ. -
С какими великими историческими личностями сравнивает себя Раскольников? Почему? -
«Двойники» Р. Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в раскрытии идеи произведения (по роману «Преступление и наказание»). -
Идея жертвенности в романе «Преступление и наказание» (на примере образа Сони). Что есть, по Ф. М. Достоевскому, истинная жертва? -
Как вы понимаете смысл названия романа «Преступление и наказание» и его идею? -
Мировое значение творчества Ф. М. Достоевского. -
Назовите основные темы и проблемы творчества Л. Н. Толстого. -
История создания романа-эпопеи «Война и мир». Как и почему в процессе работы над романом менялся авторский замысел? -
В чем смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»? -
Изображение войны 1805-1807 гг. Обличение безнравственности, лжепатриотизма, бездуховности. -
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе «Война и мир». -
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона (по роману «Война и мир»). -
Путь духовного становления А. Болконского (по роману «Война и мир»). -
Духовные искания Пьера Безухова (по роману «Война и мир»). -
Истинная любовь и духовная красота в понимании Л. Н. Толстого (Наташа Ростова, Марья Болконская и др.). -
Объясните смысл эпилога романа-эпопеи «Война и мир». -
Позднее творчество Л. Н. Толстого. Мировое значение творчества писателя. -
Творческий облик А. П. Чехова. Значение его творчества в истории русской литературы и театра. -
Охарактеризуйте драматургический конфликт в пьесе «Вишневый сад». Обоснуйте свою точку зрения. -
Литературные направления начала XX века. -
Поэзия «Серебряного века» (общая характеристика). -
Основная тематика прозы И.А. Бунина на примере произведения «Господин из Сан-Франциско». -
Основные темы и идеи прозы А. И. Куприна. -
Споры о предназначении человека в пьесе М. Горького «На дне». -
Лирика А. Блока. Чтение наизусть и анализ 1-2 стихотворений. -
Образ России в поэме А. А. Блока «12». -
Чувство любви к родине, природе родного края в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть и анализ 1-2 стихотворений. -
Основные темы творчества В. В. Маяковского. -
Духовная высота, предельность требований жизни в лирике М. И. Цветаевой. -
М. Цветаева. Трагическая судьба поэтессы. Чтение наизусть и анализ 1-2 стихотворений. -
О.Э. Мандельштам. Особенности творчества. -
Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелихова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»). -
Основная проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». -
Основные темы, идеи лирики Б. Л. Пастернака, -
Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой. Чтение наизусть и анализ 1-2 стихотворений. -
Трагедия поэта и народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». -
Творчество А. П. Платонова. -
Военная тематика в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть 1-2 стихотворений. -
Человек на войне в произведении В. Быкова. -
Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в произведениях В. Г. Распутина («Прощание с Матерой» и др.). -
Изображение русской деревни в рассказах В.М.Шукшина. Глубина духовного мира русского человека. -
Человек в тоталитарном государстве в произведениях А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»). -
Поэзия 60-80-х годов (Н. М. Рубцов, Расул Гамзатов, И. Бродский, Б. Окуджава и др.). -
Литературный процесс 50-80-х годов. -
Произведения зарубежных писателей.
2.4 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для обучающихся
-
Литература : учебник для студентов учреждений СПО / Г. А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова ; под ред. Г.А. Обернихиной. – Москва : Академия, 2017. (Русский язык и литература в 2 ч. Ч. 1) . – Текст : непосредственный. -
Литература : учебник для студентов учреждений СПО / Г. А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова ; под ред. Г.А. Обернихиной – Москва : Академия, 2017. (Русский язык и литература в 2 ч. Ч. 2). – Текст : непосредственный. -
Русский язык и литература. Часть 2. Литература : учебник / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. - 491 с. (Среднее профессиональное образование). – (Среднее профессиональное образование). – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/read?id=337712 (дата обращения 08.06.2021). .
Дополнительная литература:
-
Архипова, И. А. Русская литература XIX в. : практикум для студентов / И. А. Архипова, У. Н. Фысина. - Москва : РГУП, 2019. - 141 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/read?id=365159 (дата обращения 08.06.2021). -
Литература : учебник для НПО и СПО / под ред. Г. А. Обернихиной. – 9-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2012. – 656 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование). – Текст : непосредственный. -
Сигов, В.К. Русская и зарубежная литература: учебник / Под ред. Сигова В.К. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102980-0. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/987475 (дата обращения 12.05.2021).
Интернет-ресурсы:
-
ImWerden: интернет-библиотека. – URL: http://www.imwerden.de/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Litera.ru. Сервер «Литература». – URL: http://www.litera.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Uroki.ru : образовательный портал. – URL: http://uroki.ru/ur_rus/index.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – URL: http://school-collection.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Единое окно доступа к информационным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов-заочников и учителей-словесников. – URL: http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Классика: библиотека классической русской литературы. – URL: http://www.klassika.ru. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Русская литература : литературный сервер. – URL: http://www.fplib.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Русские писатели и поэты. – URL: http://www.hrono.info/biograf/pisateli.html. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Русские писатели и поэты. – URL: http://writerstob.narod.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – URL: http://fcior.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор. – URL: http://feb-web.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Чернильница. – URL: http://www.kulichki.com/inkwell. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Школьная библиотека. – URL: http://schoollib.h1.ru/index.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Электронные библиотеки. – URL: http://allbest.ru/liter.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный.