Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
Задание. Выполните сравнительный анализ двух произведений разных эпох: "Реквием" А.Ахматовой и "Реквием" Моцарта.
Общие указания по выполнению работы. Изучите методические рекомендации по анализу стихотворения и выполните задание письменно.
Форма отчетности и контроля: проверка письменной работы, устный опрос.
Самостоятельная работа № 21

«Лагерная проза» А. И. Солженицына.

Роман "Архипелаг ГУЛАГ" (обзор)

Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся по теме, формировать способность осмысливать проблематику художественного произведения в историко-культурном, идейно-философском, духовно-нравственном контексте, совершенствовать навыки работы с текстом и написания сочинений.

Количество часов: 2.
Задание. Выполните анализ фрагментов романа А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
Общие рекомендации по выполнению работы. Изучите рекомендации по выполнению анализа прозаического произведения и выполните задание письменно.
Форма отчетности и контроля: проверка письменной работы, устный опрос.
Самостоятельная работа № 22

Поэзия 2й половины XX века

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять главное, систематизировать имеющийся материал в виде таблицы.

Количество часов: 3.
Задание. Подготовьте доклад в виде слайд-презентации о поэтах 2й половины XX века: Н. Рубцов, Р. Гамзатов, Б. Окуджава, А. Вознесенский, Ю. Друнина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Ю. Кузнецов, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, И. Бродский и др. (по выбору обучающегося).
Общие рекомендации по выполнению работы.

  1. Изучите рекомендации по составлению слайд-презентации.

  2. Подберите необходимую информацию.

  3. Выполните задание.


Форма отчетности и контроля: защита работы.
Самостоятельная работа № 23

Особенности развития русской литературы последнего десятилетия

Цель: систематизировать и углубить знания обучающихся по теме, формировать способность осмысливать проблематику художественного произведения в историко-культурном, идейно-философском, духовно-нравственном контексте, совершенствовать навыки работы с текстом.

Количество часов: 5.
Задание. Прочитайте 1-2 произведения современных авторов, подготовьтесь к беседе.

Произведения:

  • В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами».

  • А. Рыбаков. «Дети Арбата».

  • В. Дудинцев. «Белые одежды».

  • А. Солженицын. Рассказы.

  • В. Распутин. Рассказы.

  • С. Довлатов. Рассказы.

  • В. Войнович. «Москва-2042».

  • В. Маканин. «Лаз».

  • А. Ким. «Белка».

  • А. Варламов. Рассказы.

  • В. Пелевин. «Желтая стрела», «Принц Госплана».

  • Т. Толстая. Рассказы.

  • Л. Петрушевская. Рассказы.

  • В. Пьецух. «Новая московская философия».

  • О. Ермаков. «Афганские рассказы».

  • В. Астафьев. «Прокляты и убиты».

  • Г. Владимов. «Генерал и его армия».

  • О. Михайлова. «Русский сон».

  • Л. Улицкая. «Русское варенье».



Общие рекомендации по выполнению работы. Выберите из списка 1-2 произведения, прочитайте, подготовьтесь к обсуждению сюжета, проблематики.
Форма отчетности и контроля: устный опрос.


    1. Список литературы для обязательного чтения


Литература XIX века

  1. А. С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Свободы сеятель пустынный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Если жизнь тебя обманет», «19 октября» (1825), поэма «Медный всадник», трагедия «Моцарт и Сальери».

Не менее трех стихотворений А. С. Пушкина по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу», «Одиночество», «Я не для ангелов и рая», «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая нива», «Я не унижусь пред тобой», «Благодарность», «Пророк».

Не менее трех стихотворений М. Ю. Лермонтова по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»: «Портрет».

  2. А. Н. Островский. Драма «Гроза».

  3. И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

  4. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», повесть «Ася», «Первая любовь»; романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (один-два романа по выбору); стихотворения в прозе.

Одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»

  2. Н. С. Лесков. Повесть-хроника «Очарованный странник».

  3. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Роман «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).

  4. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

  5. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» по выбору обучающихся заучивается наизусть.


  1. А. П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Пьеса «Вишневый сад».

  2. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое»), «Я помню время золотое», «Тени сизые смесились», «Сны», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Видение», «Святая ночь на небосклон взошла», «Русская география», «Море и утес», «Пророчество», «Над этой темною толпой.», «Русской женщине», «Твой милый взор, невинной страсти полный», «Еще томлюсь тоской желаний», «Люблю глаза твои, мой друг», «Мечта», «В разлуке есть высокое значенье», «Она сидела на полу», «Чему молилась ты с любовью», «Весь день она лежала в забытьи».

Одно стихотворение Ф. И. Тютчева по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. А. А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье.», «Это утро, радость эта», «Вечер», «Облаком волнистым», «Какое счастье – ночь, и мы одни», «Уж верба вся пушистая», «Вечер», «Я тебе ничего не скажу».

Одно стихотворение А. А. Фета по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. А. К. Толстой. Стихотворения «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно», «Колокольчики мои, цветики степные», «Когда природа вся трепещет и сияет», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «Минула страсть, и пыл ее тревожный», «Не ветер, вея с высоты.», «Прозрачных облаков спокойное движенье», «Земля цвела. В лугу, весной одетом».

Одно стихотворение А. К. Толстого по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. Н. А. Некрасов. Стихотворения «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода.»), «Вчерашний день, часу в шестом», «Еду ли ночью по улице темной», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба», «Замолкни, Муза мести и печали.», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «Вот парадный подъезд.», «Железная дорога». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Одно стихотворение Н. А. Некрасова по выбору обучающихся заучивается наизусть.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

  1. И. А. Бунин. Рассказы «Чистый понедельник», «Деревня», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час», «Ковыль».

  2. А. И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Суламифь».

  3. Серебряный век русской поэзии. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Кузмин, Г. Тукай и др.

  4. Новокрестьянская поэзия. Н. А. Клюев. Стихотворения «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из темных углов» и др.


Два-три стихотворения поэтов (п. 19-20) по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

  1. А. А. Блок. Стихотворения «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Коршун», «О, я хочу безумно жить», цикл «Кармен». Поэма «Двенадцать».

Два-три стихотворения А. А. Блока по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

  1. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю».

Два-три стихотворения В. В. Маяковского по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

  1. С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом», «Неуютная, жидкая лунность», «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу», «Русь Советская», «Не жалею, не зову, не плачу», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ».

Два-три стихотворения С. А. Есенина по выбору обучающихся заучивается наизусть.

  1. А. А. Фадеев. Роман «Разгром».

  2. М. И. Цветаева. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано», «Генералам двенадцатого года», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Имя твое – птица в руке», «Тоска по родине! Давно», «Стихи растут как звезды и как розы», «Я счастлива жить образцово и просто», «Плач матери по новобранцу», «Стихи к Блоку».

Одно-два стихотворения М. И. Цветаевой по выбору обучающихся заучиваются наизусть.

  1. О. Э. Мандельштам. Стихотворения «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез»), «За гремучую доблесть грядущих веков», «Мы живем под собою не чуя страны».

  2. А. П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

  3. И. Э. Бабель. «Конармия».

  4. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».

  5. А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый».

  6. М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».

  7. Поэзия периода ВОв:

  • К. Симонов. Стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Смерть друга», «Если дорог тебе твой дом», «Жди меня» и др.

  • Ю. Друнина. Стихотворения «В солдатской шинели», «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» и др.

  • М. Джалиль. Стихотворения «След», «Смерть девушки», «О героизме» и дрю

  • Ольга Берггольц. Стихотворения «Ленинградская поэма», «Февральский дневник», «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник» и др.