Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2735
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
(Из газет)
12.
«Владивосток далеко, но, ведь, это город-то нашенский», — гласит надпись на постаменте памятника Ленину, что стоит на привокзальной площади.
На географической широте Кавказа и французской Ривьеры, почти на самой южной оконечности гористого полуострова Муравьева-Амурского, стоит большой, подлинно русский город. Солнечный Владивосток, который от низменного, изрезанного берега амфитеатром поднимается по каменистым склонам вверх, — один из самых красивых городов мира.
От аэродрома к городу, среди скалистых сопок, идет красивый, широкий проспект. На самой высокой горе вырисовывается изящный силуэт 180-метровой телебашни. У подножия горы расположены красивое здание телецентра и радиостанция.
В центре старого города, лежащем на холмистой местности, где улицы то лезут вверх, то ныряют вниз, нет вытянутых в струнку проспектов и бульваров. Зато по улице Ленина, которая на семь километров тянется по северному берегу бухты, есть такие точки, с которых можно увидеть всю бухту, корабли на рейде, скалистый остров Русский с его маяком у входа в бухту.
В отличие от старого города, новый Владивосток обращен к живописному побережью с его скалами, полуостровами, рифами и бухтами. Основной принцип строительства заключается в том, чтобы открыть широкий вид на красоты окрестностей. Еще не слишком давно жилые массивы располагались так, что закрывали вид на открытое море. Но на место прежней планиметрической архитектуры пришло строительство в трех измерениях — террасообразное.
Там, где раньше на окраинах были расположены деревянные избы, теперь возникает панорама современной архитектуры. Архитекторы стремятся добиться эстетического разнообразия с помощью красок, мозаики, керамических элементов и оригинальной планировки балконов и лоджий.
Вся жизнь города определяется его своеобразным расположением у защищенной от ветров, свободной ото льда просторной гавани, которая называется Золотой Рог. У причалов стоят гигантские лай
неры, грузовые суда, а за ними — танкеры, ледоколы, китобои, океанские рыболовные флотилии. Товарные поезда, прибывающие по транссибирской железнодорожной магистрали, заканчивают свой путь у бесчисленных складов, расположенных у владивостокских причалов. По грузообороту, составляющему пять с половиной миллионов тонн в год, владивостокский порт стоит па третьем месте — после Одессы и Ленинграда.
Здание владивостокского вокзала своей архитектурой напоминает Ярославский вокзал в Москве, откуда начинает свой путь транссибирский экспресс, идущий в течение 160 часов по самой длинной железнодорожной линии мира, которая протянулась на 9297 километров.
Владивосток имеет большое значение как индустриальный и культурный центр. В глаза бросаются судостроительные верфи и огромные плавучие доки. В городе производятся машины, шахтное оборудование, металлические и железобетонные конструкции, оборудование для переработки рыбы и крабов. В Дальневосточном государственном университете учится пять тысяч человек.
(Из газет)
Раздел II
1.
Все это наводило мальчика на чувство, близкое к испугу, и не располагало в пользу нового неодушевленного, но сердитого гостя.
Теперь, вооружившись венским инструментом лучшего мастера, Анна Михайловна заранее торжествовала победу над нехитрою деревенскою дудкою. Она взглянула смеющимися глазами на робко вошедшего вместе с Максимом мальчика и на Иохима, который просил позволения послушать заморскую музыку и теперь стоял у двери, застенчиво потупив глаза и свесив чуприну. Анна Михайловна играла с сознательным расчетом на победу, однако ее ожидания были обмануты: венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы. У украинской дудки нашлись союзники, так как она была у себя дома, среди родственной украинской природы.
Прежде чем Иохим срезал ее своим ножом и выжег ей сердце раскаленным железом, она качалась здесь, над знакомой мальчику родной речкой, ее ласкало украинское солнце, которое согревало и его, и тот же обдувал ее украинский ветер, пока зоркий глаз украинца-дударя не подметил ее над размытою кручей. Да и пани Топольской далеко было до Иохима: у него было непосредственное музыкальное чувство, его учила несложным напевам эта природа, шум
ее леса, тихий шепот степной травы, задумчивая, родная, старинная песня. Иохим участливо посмотрел на мальчика, потом кинул пренебрежительный взгляд на немецкую музыку и удалился, стукая по полу гостиной своими неуклюжими чеботьями.
Много слез стоила бедной матери эта неудача, и, однако, каждый вечер, когда ее мальчик убегал в конюшню, она открывала окно, облокачивалась на него и жадно прислушивалась. Мало-помалу, -она и сама не отдавала себе отчета, как это могло случиться, — задумчиво-грустные напевы стали овладевать ее вниманием. Спохватившись, она задала себе вопрос, в чем же их привлекательность и их чарующая тайна, и понемногу эти синие вечера, неопределенные вечерние тени и удивительная гармония песни с природой разрешили ей этот вопрос. Она все больше смирялась и все больше училась постигать нехитрую тайну непосредственной и чистой безыскусственной поэзии. (По В.Г. Короленко).
2.
Когда вы входите в зал, где стоит картина, почти неприятное чувство овладевает вами: вы видите перед собой какую-то яркую пеструю путаницу мраморов и человеческих фигур, путаницу с резкими пятнами — огненными, черными, перламутровыми, золотыми.
Только на близком расстоянии вам удастся разобрать, в чем дело. Слева— пестрая народная толпа, теснящаяся на мраморном крыльце дворца, выходящем в сад: более ста фигур в светлых и ярких одеждах, мраморы, сосуды, блестящие металлами, украшения, горящие драгоценностями, цветы, опахала, роскошные носилки цезаря, его ручной тигр; справа — цветами обвитые столбы, близ которых блестит пламя жаровни и факелов, зажигаемых нагими рабами, на столбах увязанные веревками пуки соломы, куда по грудь запрятаны мученики.
Недостаток ли искусства художника, или, быть может, его намерение — не берусь решить — сделали рассматривание отдельных фигур картины крайне утомительным. Вы видите толпу, массу, разодетую и полуобнаженную, разукрашенную тканями и золотом.
С трудом находите главную фигуру. Вот он, цезарь Нерон, одутловатый и смуглый, пресыщенный и скучающий, для возбуждения притупленных нервов придумавший такое утонченное зрелище, сидит в роскошном, золоченом, инкрустированном перламутром паланкине. В лице его жены, жирном и вялом, ничего не видно, кроме
чувственности; даже на такое экстратонкое зрелище она смотрит апатично и тупо.
Вверху, за цезарем, большая давка: масса зрителей спускается по лестнице, чтобы посмотреть, как будут гореть «поджигатели Рима». Здесь наименее удачная часть картины: марш лестницы, заворачивающий в глубь картины, на самый верх с бесчисленною толпою, лишен воздушной перспективы и, как говорят художники, «лезет вперед», несмотря на сравнительную туманность тонов.
Вот одинокая фигура престарелого сенатора, с седой развратной головой, увенчанной пышными и нежными белыми розами; как-то дико, нелепо видеть девственные цветы на такой голове. Как спокойно смотрит он!
А ребенок на первом плане, с любопытством ужаса смотрящий на страшную сцену, — прекрасная фигура по экспрессии.
А вот парочка, стоящая ближе всех к казнимым и меньше всех обращающая на них внимание. Они оба оперлись на черный мрамор, которым кончается балюстрада лестницы. Они шутя и дружелюбно болтают между собою, даже не смотря на угощение цезаря.
(По В. М Гаршину)
3.
Подожженные немецкими авиабомбами, всю ночь горели на корню огромные массивы созревших хлебов; всю ночь в полнеба стояло багровое немеркнущее зарево, и в этом освещавшем степь жестоком сиянии войны призрачный свет ущербленного месяца казался чересчур мягким и, пожалуй, даже совсем ненужным.
По дороге к переправе тянулись груженные домашним скарбом подводы беженцев, по обочинам проселка, лязгая гусеницами, грохотали танки, и отары колхозных овец, спешно перегоняемых с Дону, завидев танки, в ужасе устремлялись в степь. И долго еще в темноте слышался дробный топот мелких овечьих копыт, и, затихая, долго еще звучали плачущие голоса женщин и подростков-гонщиков, пытавшихся остановить и успокоить ошалевших от страха овец.
В одном месте, обходя остановившуюся на дороге автоколонну, Звягинцев сорвал на краю поля уцелевший от пожара колос. Это был колос пшеницы, граненый и плотный, распираемый изнутри тяжелым зерном. Черные усики его обгорели, рубашка на зерне полопалась под горячим дыханием пламени, и весь он, обезображенный огнем и жалкий, насквозь пропитался терпким запахом дыма. Звягинцев бережно размял колос в ладони, вышелушил зерно, провеял его, пересыпая из руки в руку, и ссыпал в рот, стараясь не
уронить ни одного зернышка, а когда стал жевать, то раза три тяжело и прерывисто вздохнул.
За долгие месяцы, проведенные на фронте, он видел разрушенные и дотла сожженные деревни, взорванные заводы, бесформенные груды кирпича и щебня на месте, где недавно красовались города; (.,) видел растоптанные танками и насмерть покалеченные артиллерийским огнем фруктовые сады, но горящий спелый хлеб на огромном степном просторе за все время войны довелось ему видеть в этот день впервые, и душа его затосковала.
Долго шел он, сухими глазами внимательно глядя по сторонам,
на угольно-черные, сожженные врагом поля, иногда срывая чудом
уцелевший где-нибудь возле обочины дороги колос пшеницы или
ячменя, думая о том, как много и понапрасну погибает сейчас народного добра и какую ко всему живому безжалостную войну ведет немец.
Только иногда глаза его отдыхали на не тронутых огнем зеленых
разливах проса да на зарослях кукурузы и подсолнуха, а потом
снова расстилалась по обеим сторонам дороги выжженная земля,
такая страшная в своей молчаливой печали, что по временам Звягинцев не мог на нее смотреть. (По М. Шолохову)
4.
На ослепительно синем небосклоне — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге — следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам — словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, безжизненно блистающие солончаки и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе шорох крылышек перелетающего кузнечика.
На гребне высоты Николай оглянулся: сто семнадцать бойцов и командиров — остатки жестоко потрепанного в боях полка — шли колонной, устало переставляя ноги; так же, слегка прихрамывая, шагал по обочине дороги контуженный вчера командир второго батальона капитан Сумсков; все так же покачивалось на плече сержанта Любченко древко завернутого в полинялый чехол полкового знамени, только что перед отступлением привезенного в полк откуда-то из недр второго эшелона, и все так же, не отставая, шли в рядах легко раненные бойцы.
На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль. Неожиданно гулко зазвучали по оголенной почве до этого