Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2771
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
ва, постройка всегда таит в себе еще не открытую новизну: то вдруг увидишь кремль со стороны, весь сразу на фоне закатного неба; то, тихонько блуждая по закоулкам, находишь вдруг необычное сочетание башен и куполов, узорчатых карнизов и золоченых шпилей. Проходя по крытой галерее над крепостной стеной, ты видишь кремль то в широкую щель под крышей, то в бойницу, то через металлическую решетку. В стене под тобой, толще трех метров, скрыты жилые каморы, переходы и лазы; до сих пор в ней открываются неизвестные ранее тайники.
Ростовский кремль — это послание к ныне живущим из века семнадцатого. Мы можем представить себе муравейник грандиозного по тем временам строительства, можем представить каменщиков и плотников в холщовых рубахах, с волосами, схваченными ремешком.
Дома у меня хранится несколько памятных вещиц из Ростова: каменный наконечник стрелы, маленькая, величиной с ручные часы, исполненная в прошлом веке икона, писанная эмалевыми красками. И особенно дорога мне пластинка с записью ростовского колокольного звона. Огромное расстояние отделяет примитивные, казалось бы, звуки, рожденные на колокольне, от тончайшего совершенства симфонической музыки; но, честное слово, испытываешь глубокое волнение, слушая мерные удары колокола с подголосками маленьких колоколов и чириканьем воробьев, уловленным микрофонами на колокольне в паузах между ударами. Чувствуешь большие пространства с плывущим над ними набатом, и воображение без труда рисует людей, идущих на вечевую площадь, или тревожную сумятицу городского пожара, или приближение к стенам неприятеля.
С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека: колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля; колокола звали людей на совет, в непогоду указывали дорогу заблудившимся путникам; и, видно, велика была мобилизующая сила звуков, коль скоро Герцен назвал свой мятежный журнал «Колокол», если, покорив город, неприятель первым делом увозил из него вечевой колокол и русские цари за провинность отправляли колокола, как людей, в ссылку.
(По В. Пескову)
Работа над ошибками
(указывается количество ошибок)
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка (выписывается или слово, или предложение в сокращенном виде, если для применения правила необходим синтаксический анализ; место ошибки подчеркивается; не допускается переноса из диктанта в работу неправильного написания слов; однотипные ошибки группируются).
II. Название орфограммы.
III. Содержание правила (правило излагается лаконично, но исчерпывающе; излагается только то правило, которое применимо в данном случае; орфографическое нельзя подменять изложением условий его применения; обосновывается применение правила, т.е. производится необходимый анализ (морфологический, морфемный, словообразовательный, в определенных случаях – синтаксический, в частности, если ошибка вызвана омонимией частей речи, должны быть даны методические приемы разграничения омонимичных частей речи); указывается причина ошибки: наприер, неправильно определена часть речи или применено правило, относящееся к другому типу морфкм и т.д.; если орфограмма не регулируется орфографическим правилом (например, непроверяемые безударные гласные корня, удвоенные согласные на стыке морфемЪ, надо: 2) назвать орфограмму; 3) выписать словарную статью из словаря (толкового, иностранных слов или этимологического); 4) составить предложения с анализируемым словом и родственными ему, содержащими ту же орфограмму.
IV. Аналогичные примеры (не менее трех).
Б. Пунктуационные ошибки.
Ошибки, допущенные в простом предложении
I. Предложение, в котором допущена ошибка (место ошибки обязательно подчеркивается; если предложение очень длинное, при выписывании допускается его сокращение). В выписанном предложении произвести необходимый синтаксический анализ, используя принятые графические обозначения. В случае невыделения обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, от причастия и деепричастия ставятся стрелки с вопросами к зависимым словам и таким образом определяются границы оборотов.
II. Название пунктограммы.
III. Содержание правила. Здесь же указать причину ошибки (например, неправильное установление границ причастных и деепричастных оборотов, ошибка в определении формы слова, незнание пунктуационного правила и т.д.).
IV. Аналогичные примеры (не менее двух).
Примечание. В случае постановки так называемой «лишней» запятой в простом предложении пунктограмма определяется как «Знаки препинания в простом неосложненном предложении» (п. II.), в п. I предложение выписывается без осложнения и делается разбор по членам предложения, показывающий, что нет основания для постановки запятой.
Ошибки, допущенные в сложном предложении.
Примечания.
1. Алгоритм анализа тот же, что и для простого предложения.
2. В анализируемом, а также в аналогичных предложениях должны быть выделены грамматические основы и средства связи предикативных частей. Для каждого предложения составляются схемы. Однородность придаточных должна быть доказана (используются стрелки и постановка вопросов).
3. Если ошибки допущены в сложном бессоюзном предложении на постановку двоеточия или тире, ставится стрелка с вопросом (или надписывается союз) для выявления характера отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения.
4. Аналогичные предложения должны быть той же структуры, что и анализируемое предложение (с воспроизведением распространения и осложнения простых предикативных частей анализируемого предложения).
5. Нельзя группировать разнотипные пунктуационные ошибки, даже если они допущены в пределах одного предложения (в этом случае разрешается выписывать и анализировать только определенную часть сложного предложения).
Образцы работ над ошибками
Образец № 1
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка:
Бечевка
II. Название орфограммы.
Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Бечевка. Образовано посредством суффикса –к(а) от сущ. Бечесва – «веревка» неясного происхождения. Возможно, что последнее является заимствованием из тюркс. яз. (ср.: тюркс. Бек – веревка, шнур). Сомнительно объяснение сущ. Бечева как родственного сущ. бич (Даль). (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Однокорневые слова.
Бечева, бечевка, бечевочный, бечевник.
Ерофей Кузьмич покрутил руками вокруг ноги, будто завязывая бечевку от лаптя (Бубеннов); То бурлаки идут бечевой (Некрасов).
Образец № 2
I. Винегрет
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Винегрет. Заимств. в 18 в. из франц.яз. Франц. vinai-grette – “соус из уксуса и масла” – суффиксальное производное от vinaigre - “уксус”, сложения vin - “вино” и aigre ”кислый”. (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Винегрет, винегретный, винегретик.
Винегрет – главная закуска, но зато его много, целые тазы (А. Лиханов). Неплохо бы винегретику съесть.
Образец № 3
I. Кочан.
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Кочан. Общеслав. Образовано, вероятно, с помощью суффикса – анъ от коча- - “кочка”
(Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 68)
IV. Кочан, кочанный, белокочанный, краснокочанный.
Пестрели крутые, бледно-зеленые кочаны капусты (И. Тургенев). Мы всегда выращивали краснокочанную капусту; в отличие от белокочанной, ее листья окрашены в фиолетово-красный цвет.
Образец № 4
I. Агрессия
II. Двойные согласные в заимствованных словах.
III. Агрессия, -и, ж. (лат.аgressio - “приступ, нападение”) Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие с целью захвата чужих земель и насильственного подчинения своей власти (Школьный словарь иностранных слов. – М., 1983).
IV. Агрессия, агрессивный, агрессор, агрессивность.
Агрессия фашистской Германии против СССР началась в 1941 году. НАТО ведет агрессивную политику Ваша агрессивность неуместна.
Образец № 5
I. Над (каким?) пропитанным водою, еще не ( каким?) растаявшим снегом порхает белая бабочка. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в (каком?) пенящемся бешеном потоке.
II. Правописание окончаний прилагательных и причастий.
III. Прилагательные и причастия имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой. Отсюда вытекает методический прием проверки орфограммы – постановка вопроса.
IV. В (каком?) приготовившемся к зимнему покою лесе было свое очарование. На (каком?) покрывающем склоны и дно долины роскошном ковре не было видно ни одного следа. Проснулся он, разбуженный странным звуком, (каким?) колебавшимся в воздухе, уже (каком?) посвежевшем от близости вечера.
Образец № 6
I . Мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях. Вокруг нас бежали рощи, перелески и некошеные луга. Потом они поплывут студеным Охотским морем до самой Камчатки.
II. Правописание Н, НН в отглагольных прилагательных.
III. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида
, пишется Н. Соответствующие прилагательные с приставкой НЕ пишутся также с одним Н, так как эта приставка не имеет значения сов.вида.
Прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, следует отличать от омонимичных им причастий: страдательные причастия прошедшего времени несовершенного вида имеют при себе зависимые слова.
Золоченых образовано от глагола несовершенного вида золотить, некошеные - от глагола несовершенного вида косить, студеным - от глагола несовершенного вида студить. Зависимых слов в рассматриваемых предложениях у них нет. Следовательно, это прилагательные, а не причастия.
IV. Люблю ущелий профили точеные, Гортанный клекот речек озорных, Глаза крымчанок (чем?) солнцем золоченные, И руки виноградарей степных (С.Островой). Люблю я тройку удалую И свист саней на всем бегу, (как?) на славу кованную сбрую И золоченую дугу (А.Толстой). Топор у Савки был хороший, (кем?) дедушкой точенный. Уже не такие студеные, как в марте, дуют северные ветры. Вдоль улицы стояли обычные, рубленные (из чего?) из лиственницы избы.
Образец № 7
I . Нешумный, но затяжной дождь.
Примечание. Слово выписывается в контексте, достаточном для применения правила.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой м пишется с прилагательным слитно, если противопоставляются совместимые, сосуществующие признаки: нешумный, но затяжной дождь =нешумный и затяжной дождь. Возможна замена синонимичным прилагательным без НЕ: тихий, но затяжной дождь.
IV. Неглубокий, но быстрый ручей = неглубокий и быстрый ручей или мелкий и быстрый ручей. Невысокий, но крепкий росток = невысокий и крепкий росток = низкий и крепкий росток; ср.: не глубокий, а мелкий ручей; не высокий, а низкий росток (первый из противопоставленных признаков отрицается).
Образец № 8
I . Непонятная горожанину радость.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с прилагательным слитно, если зависящие от прилагательного слова не содержат отрицания и не связаны союзом НИ…НИ.
Непонятная (кому?) горожанину радость - зависимое от прилагательного слово не содержат отрицания.
Ростовский кремль — это послание к ныне живущим из века семнадцатого. Мы можем представить себе муравейник грандиозного по тем временам строительства, можем представить каменщиков и плотников в холщовых рубахах, с волосами, схваченными ремешком.
Дома у меня хранится несколько памятных вещиц из Ростова: каменный наконечник стрелы, маленькая, величиной с ручные часы, исполненная в прошлом веке икона, писанная эмалевыми красками. И особенно дорога мне пластинка с записью ростовского колокольного звона. Огромное расстояние отделяет примитивные, казалось бы, звуки, рожденные на колокольне, от тончайшего совершенства симфонической музыки; но, честное слово, испытываешь глубокое волнение, слушая мерные удары колокола с подголосками маленьких колоколов и чириканьем воробьев, уловленным микрофонами на колокольне в паузах между ударами. Чувствуешь большие пространства с плывущим над ними набатом, и воображение без труда рисует людей, идущих на вечевую площадь, или тревожную сумятицу городского пожара, или приближение к стенам неприятеля.
С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека: колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля; колокола звали людей на совет, в непогоду указывали дорогу заблудившимся путникам; и, видно, велика была мобилизующая сила звуков, коль скоро Герцен назвал свой мятежный журнал «Колокол», если, покорив город, неприятель первым делом увозил из него вечевой колокол и русские цари за провинность отправляли колокола, как людей, в ссылку.
(По В. Пескову)
Работа над ошибками
(указывается количество ошибок)
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка (выписывается или слово, или предложение в сокращенном виде, если для применения правила необходим синтаксический анализ; место ошибки подчеркивается; не допускается переноса из диктанта в работу неправильного написания слов; однотипные ошибки группируются).
II. Название орфограммы.
III. Содержание правила (правило излагается лаконично, но исчерпывающе; излагается только то правило, которое применимо в данном случае; орфографическое нельзя подменять изложением условий его применения; обосновывается применение правила, т.е. производится необходимый анализ (морфологический, морфемный, словообразовательный, в определенных случаях – синтаксический, в частности, если ошибка вызвана омонимией частей речи, должны быть даны методические приемы разграничения омонимичных частей речи); указывается причина ошибки: наприер, неправильно определена часть речи или применено правило, относящееся к другому типу морфкм и т.д.; если орфограмма не регулируется орфографическим правилом (например, непроверяемые безударные гласные корня, удвоенные согласные на стыке морфемЪ, надо: 2) назвать орфограмму; 3) выписать словарную статью из словаря (толкового, иностранных слов или этимологического); 4) составить предложения с анализируемым словом и родственными ему, содержащими ту же орфограмму.
IV. Аналогичные примеры (не менее трех).
Б. Пунктуационные ошибки.
Ошибки, допущенные в простом предложении
I. Предложение, в котором допущена ошибка (место ошибки обязательно подчеркивается; если предложение очень длинное, при выписывании допускается его сокращение). В выписанном предложении произвести необходимый синтаксический анализ, используя принятые графические обозначения. В случае невыделения обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, от причастия и деепричастия ставятся стрелки с вопросами к зависимым словам и таким образом определяются границы оборотов.
II. Название пунктограммы.
III. Содержание правила. Здесь же указать причину ошибки (например, неправильное установление границ причастных и деепричастных оборотов, ошибка в определении формы слова, незнание пунктуационного правила и т.д.).
IV. Аналогичные примеры (не менее двух).
Примечание. В случае постановки так называемой «лишней» запятой в простом предложении пунктограмма определяется как «Знаки препинания в простом неосложненном предложении» (п. II.), в п. I предложение выписывается без осложнения и делается разбор по членам предложения, показывающий, что нет основания для постановки запятой.
Ошибки, допущенные в сложном предложении.
Примечания.
1. Алгоритм анализа тот же, что и для простого предложения.
2. В анализируемом, а также в аналогичных предложениях должны быть выделены грамматические основы и средства связи предикативных частей. Для каждого предложения составляются схемы. Однородность придаточных должна быть доказана (используются стрелки и постановка вопросов).
3. Если ошибки допущены в сложном бессоюзном предложении на постановку двоеточия или тире, ставится стрелка с вопросом (или надписывается союз) для выявления характера отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения.
4. Аналогичные предложения должны быть той же структуры, что и анализируемое предложение (с воспроизведением распространения и осложнения простых предикативных частей анализируемого предложения).
5. Нельзя группировать разнотипные пунктуационные ошибки, даже если они допущены в пределах одного предложения (в этом случае разрешается выписывать и анализировать только определенную часть сложного предложения).
Образцы работ над ошибками
Образец № 1
А. Орфографические ошибки
I. Слово, в котором допущена ошибка:
Бечевка
II. Название орфограммы.
Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Бечевка. Образовано посредством суффикса –к(а) от сущ. Бечесва – «веревка» неясного происхождения. Возможно, что последнее является заимствованием из тюркс. яз. (ср.: тюркс. Бек – веревка, шнур). Сомнительно объяснение сущ. Бечева как родственного сущ. бич (Даль). (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Однокорневые слова.
Бечева, бечевка, бечевочный, бечевник.
Ерофей Кузьмич покрутил руками вокруг ноги, будто завязывая бечевку от лаптя (Бубеннов); То бурлаки идут бечевой (Некрасов).
Образец № 2
I. Винегрет
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Словарная статья (из этимологического словаря).
Винегрет. Заимств. в 18 в. из франц.яз. Франц. vinai-grette – “соус из уксуса и масла” – суффиксальное производное от vinaigre - “уксус”, сложения vin - “вино” и aigre ”кислый”. (Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 45)
IV. Винегрет, винегретный, винегретик.
Винегрет – главная закуска, но зато его много, целые тазы (А. Лиханов). Неплохо бы винегретику съесть.
Образец № 3
I. Кочан.
II. Непроверяемая безударная гласная корня.
III. Кочан. Общеслав. Образовано, вероятно, с помощью суффикса – анъ от коча- - “кочка”
(Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. – с. 68)
IV. Кочан, кочанный, белокочанный, краснокочанный.
Пестрели крутые, бледно-зеленые кочаны капусты (И. Тургенев). Мы всегда выращивали краснокочанную капусту; в отличие от белокочанной, ее листья окрашены в фиолетово-красный цвет.
Образец № 4
I. Агрессия
II. Двойные согласные в заимствованных словах.
III. Агрессия, -и, ж. (лат.аgressio - “приступ, нападение”) Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие с целью захвата чужих земель и насильственного подчинения своей власти (Школьный словарь иностранных слов. – М., 1983).
IV. Агрессия, агрессивный, агрессор, агрессивность.
Агрессия фашистской Германии против СССР началась в 1941 году. НАТО ведет агрессивную политику Ваша агрессивность неуместна.
Образец № 5
I. Над (каким?) пропитанным водою, еще не ( каким?) растаявшим снегом порхает белая бабочка. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в (каком?) пенящемся бешеном потоке.
II. Правописание окончаний прилагательных и причастий.
III. Прилагательные и причастия имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой. Отсюда вытекает методический прием проверки орфограммы – постановка вопроса.
IV. В (каком?) приготовившемся к зимнему покою лесе было свое очарование. На (каком?) покрывающем склоны и дно долины роскошном ковре не было видно ни одного следа. Проснулся он, разбуженный странным звуком, (каким?) колебавшимся в воздухе, уже (каком?) посвежевшем от близости вечера.
Образец № 6
I . Мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золоченых распахнувшихся крыльях. Вокруг нас бежали рощи, перелески и некошеные луга. Потом они поплывут студеным Охотским морем до самой Камчатки.
II. Правописание Н, НН в отглагольных прилагательных.
III. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида
, пишется Н. Соответствующие прилагательные с приставкой НЕ пишутся также с одним Н, так как эта приставка не имеет значения сов.вида.
Прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, следует отличать от омонимичных им причастий: страдательные причастия прошедшего времени несовершенного вида имеют при себе зависимые слова.
Золоченых образовано от глагола несовершенного вида золотить, некошеные - от глагола несовершенного вида косить, студеным - от глагола несовершенного вида студить. Зависимых слов в рассматриваемых предложениях у них нет. Следовательно, это прилагательные, а не причастия.
IV. Люблю ущелий профили точеные, Гортанный клекот речек озорных, Глаза крымчанок (чем?) солнцем золоченные, И руки виноградарей степных (С.Островой). Люблю я тройку удалую И свист саней на всем бегу, (как?) на славу кованную сбрую И золоченую дугу (А.Толстой). Топор у Савки был хороший, (кем?) дедушкой точенный. Уже не такие студеные, как в марте, дуют северные ветры. Вдоль улицы стояли обычные, рубленные (из чего?) из лиственницы избы.
Образец № 7
I . Нешумный, но затяжной дождь.
Примечание. Слово выписывается в контексте, достаточном для применения правила.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой м пишется с прилагательным слитно, если противопоставляются совместимые, сосуществующие признаки: нешумный, но затяжной дождь =нешумный и затяжной дождь. Возможна замена синонимичным прилагательным без НЕ: тихий, но затяжной дождь.
IV. Неглубокий, но быстрый ручей = неглубокий и быстрый ручей или мелкий и быстрый ручей. Невысокий, но крепкий росток = невысокий и крепкий росток = низкий и крепкий росток; ср.: не глубокий, а мелкий ручей; не высокий, а низкий росток (первый из противопоставленных признаков отрицается).
Образец № 8
I . Непонятная горожанину радость.
II. Правописание НЕ с прилагательными.
III. НЕ является словообразовательной приставкой и пишется с прилагательным слитно, если зависящие от прилагательного слова не содержат отрицания и не связаны союзом НИ…НИ.
Непонятная (кому?) горожанину радость - зависимое от прилагательного слово не содержат отрицания.