Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдается пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения высказывания. Употребляемые предложения характеризуются аморфностью структуры, искажением общего смысла высказывания. Свойственно неправильное построение сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, нарушение связи слов в предложении. Согласно исследованиям А.К. Аксеновой наиболее часто встречаются ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого, существительного и прилагательного, неправильное употребление предложного и беспредложного управления, употреблении предлогов. При выполнении действий по словесной инструкции наблюдается непонимание последовательности событий, опускание частей задания, нарушение последовательности ее выполнения [1].
В работах Р.И. Лалаевой отмечено, что при пересказе у детей с умственной отсталостью нередко обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений, характерны добавления, обусловленные случайными ассоциациями, неточными представлениями об окружающем мире. При составлении рассказа по сюжетной картине наблюдается перечисление отдельных элементов ситуации, трудности различения существенных и второстепенных деталей рассказа [27].
М.Н. Броневская пишет, что пересказ детей с умственной отсталостью характеризуется пропуском главных элементов рассказа, упрощенной передаче его содержания, непониманием временных, пространственных и причинно-следственных отношений. Неправильные ассоциативные представления приводят к добавлению событий и деталей, неправильному пониманию показанных событий [9].
А.К. Аксенова выделяет следующие особенности, характерные для связной речи умственно отсталых школьников:
– отсутствие полноты и развернутости в высказывании – ситуативность речи, фрагментарность изложения, пропуск частей рассказа, сокращение действующих лиц;
– нарушение правильной последовательности воспроизведения событий – хаотичность изложения, неоднократное повторение уже сказанного;
– искажение логической зависимости явлений – неправильное установление связей, поверхностное понимание контекста, стереотипность;
– неправильное использование языковых средств, что приводит к нарушению общей связности изложения мыслей;
– бедность речи, ее недостаточная выразительность – примитивность синтаксических структур, редкое использование образных средств языка [1].
Таким образом, нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер и охватывают все уровни речевой деятельности – языковой, смысловой, сенсомоторный, что приводит к недоразвитию связной речи. Развитие связной речи при умственной отсталости происходит в замедленном темпе, характерны стойкие нарушения связей при построении предложений, пропуски главных членов предложений. При составлении рассказа дошкольники не всегда могут определить последовательность событий, выделить главные элементы рассказа, грамматически правильно оформить высказывание. При пересказе дети используют простые, короткие предложения, для фраз свойственна аграмматичность, бедность лексического и синтаксического состава.
1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи
Методические аспекты логопедической работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями рассматриваются в работах А.К. Аксеновой, И.С. Исмаиловой, Г.Н. Лавровой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Лебедевой, Л.В. Матвеевой и др. [1; 23; 26; 27; 34]. Ученые подчеркивают, что умственно отсталые дети без специального обучения не способны овладеть навыками связного высказывания.
А.К. Аксенова подчеркивает, что развитие речи является одной из приоритетных задач в процессе обучения детей с умственной отсталостью. Овладение языковой системой языка является важным фактором, формирующим психическую деятельность, создающим новые формы внимания, памяти, мышления [1].
Р.И. Лалаева отмечает, что своевременное и целенаправленное устранение речевых нарушений у умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных процессов, усвоению школьной программы, социальной адаптации. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью должно осуществляться на основе индивидуально-дифференцированного подхода с включением в коррекционный процесс родителей и учителей начальных классов [27].
Как указывает Г.Н. Лаврова, развитие связной речи у детей с умственной отсталостью осуществляется на основе практической деятельности, с помощью которой формируются навыки программирования речевого высказывания, а также развиваются психические процессы [26].
С точки зрения А.К. Аксеновой эффективными приемами развития связной речи у учащихся с умственной отсталостью является составление и запись предложений по серии картин, поиск ошибок в деформированном тексте, выстраивание вопросов на основе сюжета картины, коллективное составление рассказов. Устранение недостатков в построении предложений осуществляется путем поэтапной отработки различных типов предложений, тренировки в правильном употреблении падежных и временных форм. Работа над синтаксической структурой предложения тесно связана с пониманием содержания высказывания (предметов, явлений и их связей в окружающей действительности) [1].
Н.В. Шабалина отмечает, что на логопедических занятиях по развитию связной речи используются различные приемы – составление устных рассказов, работа с деформированным текстом, предложением, составление предложений и рассказов с опорой на иллюстрации и наглядность, пересказ текста, решение проблемных речевых ситуаций [47].
А.К. Аксенова пишет, что развитие связной устной речи осуществляется путем включения таких заданий, как формулировка ответов на вопросы, дословный, краткий, самостоятельный пересказ прочитанного, пересказ от третьего лица, составление устных рассказов по картинкам. Постепенное усложнение заданий способствует увеличению объема устных высказываний, повышению самостоятельности, качественному изменению речевых параметров [1].
В трудах Р.И. Лалаевой отмечено, что в процессе развития связной устной речи используются задания с постепенным их усложнением, каждое задание раскладывается на более простые задачи, отработка полученных навыков сначала осуществляется на простом речевом материале, затем – на более сложном. Учащиеся с умственной отсталостью нуждаются в постоянной стимулирующей помощи со стороны взрослого, которая оказывается в виде вопросов, подсказок, применения наглядности [27].
Большое внимание в процессе развития связной устной речи у учащихся с умственной отсталостью уделяется развитию диалогической речи, которая формируется параллельно с расширением и уточнением словаря. Как пишет Р.И. Лалаева, при формировании диалогических навыков проводится работа по развитию умения слушать и понимать вопросы, формулировать вопросы, правильно и точно выражать свои мысли при ответе на вопрос. Эффективными приемами являются беседа и театрализация (имитация и пересказ). Проведение беседы включает в себя три этапа – вступительную часть, развитие темы и концовку. Во вступлении внимание детей обращается на тему беседы, в основной части логопед формулирует краткие и четкие вопросы, предлагает детям составить полный ответ. В конце беседы подводится итог, делаются выводы [27].
В процессе развития связной монологической речи Р.И. Лалаевой выделены два направления – развитие смыслового программирования текста и овладение языковыми средствами оформления связного текста.
Развитие смысловой, семантической стороны связного текста предполагает развитие умения анализировать ситуацию, выделять главные и второстепенные детали, определять смысловую последовательность частей рассказа, удерживать смысловую программу в памяти. Р.И. Лалаева считает эффективным использование таких приемов, как сравнение сходных картинок, подбор предметных картинок к сюжету, восстановление последовательности картин, поиск лишней картины [27].
При работе над языковым оформлением текста основное внимание уделяется развитию умения передавать грамматически правильную структуру предложения, располагать предложения в нужной последовательность, связывать предложения в тексте. С точки зрения Р.И. Лалаевой эффективными являются приемы добавления предложений к незаконченному тексту, вставка пропущенных предложений в текст, замена слов синонимами или местоимениями, соединение предложений путем добавления слов [27].
Р.И. Лалаева указывает, что в процессе развития связной устной речи у детей с умственной отсталостью предусматривается постепенное увеличение самостоятельности, что обусловливает определенную последовательность логопедической работы. Сначала используются задания на пересказ с опорой на серию картин, сюжетную картинку, далее отрабатываются навыки пересказа без опоры на наглядность. Затем формируются навыки составления рассказа по серии картин, рассказа по сюжетной картине, далее – отрабатываются навыки составления самостоятельного рассказа, рассказа из собственного опыта [27].
Н.В. Шабалина отмечает, что в процессе развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью используются такие виды работ, как составление предложений по двум предметным картинкам, распространение предложений однородными членами, восстановление деформированных предложений с перемешанными и пропущенными словами, составление предложений с демонстрацией действий с предметными картинками, моделирование ситуаций с пространственным и временным ориентированием. При составлении и пересказе сказок используются персонажи настольного, кукольного театра, чтение по ролям, инсценировка стихов и сказок [47].
Р.И. Лалаева пишет, что использование игр-драматизаций и театрализованных представлений способствует совершенствованию эмоциональности речи, интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность. Игры-драматизации проводятся на материале коротких стихотворных текстов, прозаических произведений, текстов, читаемых по ролям [27].
С точки зрения О.В. Андреевой, использование приемов сказкотерапии в процессе логопедической работы способствует как развитию личностных качеств, так и связной речи. Чтение и пересказ сказок является эффективным методом активизации речевой деятельности, увеличения объема словаря, развития способности выражать свои мысли в вербальной форме. Коррекционная работа проводится поэтапно. На первом этапе особое внимание должно быть направлено на развитие умения вслушиваться и понимать речь педагога, на закрепление навыков употребления лексико-грамматических конструкций. На втором этапе проводится работа, направленная на формирование грамматических обобщений, практическое усвоение лексических и грамматических компонентов фразы, различных типов синтаксических конструкций, развитие умения сообщать о выполненных действиях и их результатах. На третьем этапе закрепляется навык связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений, включаются упражнения на составление и придумывание сказок [3].
Как указывает Н.В. Шабалина, к эффективным технологиям развития связной устной речи у детей с умственной отсталостью относится мнемотехника, которая проводится с опорой на зрительную память. В процессе обучения используется такая наглядность, как мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы-модели, символы. Параллельно проводится работа по активизации и расширению словаря, формированию коммуникативных навыков. Приемы мнемотехники применяются при обучении составлению рассказов, при пересказе текстов художественной литературы, при заучивании стихов, отгадывании загадок. Сочетание приемов мнемотехники с игровыми ситуациями способствует активизации внимания, повышению интереса к учебному процессу, дает возможности творческой реализации [47].
И.В. Андрусёва отмечает, что театрализованная деятельность как средство коррекции используется для развития эмоциональной и коммуникативной сферы школьников с умственной отсталостью, «положительно воздействует на развитие эмоциональной выразительности, экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы, способствует формированию основ образного мышления, в итоге способствует формированию интереса к обществу и помогает данной категории школьников быстрее и проще социализироваться» [4; с. 111].
А.К. Аксенова отмечает, что включение максимального количества анализаторов в коррекционный процесс, расширение представлений об окружающей действительности путем использования словесных, наглядных и практических форм обучения является основой, на базе которой формируется связная речь. В процессе развития связной устной речи у школьников данной категории используются такие приемы, как развернутый ответ на вопрос, пересказ прочитанного, устное словесное рисование, составление рассказа по картинкам, по опорным словам, на заданную тему, по заданному началу и концу рассказа, описание какого-либо объекта или явления. В качестве наглядности используются серии картин, иллюстративный материал, опорные слова и предметные картинки, предварительный план рассказа [1].