Файл: Развитие у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости связной устной речи в процессе логопедических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Принцип повышения языковой и речевой мотивации предполагает включение в логопедическую работу приемов, стимулирующих интерес учащихся к языковому материалу, побуждающих к продуктивным высказываниям. Реализация данного принципа осуществляется путем подбора методов и приемов обучения, видов упражнений, а также поведением педагога.
4. Принцип формирования чувства языка предполагает организацию речевой практики, в процессе которой внимание детей обращается на семантику слова, на формально-логические признаки, которые помогают объединять слова в предложения, на соотнесение грамматической формы слова с реальными логическими отношениями.
5. Принцип комплексности предполагает работу над речевой системой в целом, параллельное развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, закрепление речевых навыков как на логопедических занятиях, так и во внеклассное время.
6. Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает поэтапное развитие связной речи, сначала с опорой на вспомогательные средства, далее – в речевом плане, затем – во внутреннем плане.
7. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает отработку речевых навыков сначала на простом речевом материале, далее – на более сложном.
С опорой на методические рекомендации В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, И.Н. Лебедевой нами было выделено три направления логопедической работы [17; 27; 29].
Направления и этапы логопедической работы по развитию связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Направления и этапы логопедической работы отражены на рисунке 2. В соответствии с выделенными направлениями было определено содержание работы с младшими школьниками и методика ее реализации. Примеры конспектов занятий представлены в Приложении 2.
Направление 2. – Овладение языковыми средствами оформления текста
Направление 1. – Развитие смыслового программирования текста
Этапы
Формирование навыков составления предложений различной структуры с опорой на картинки, вопросы
Формирование навыков пересказа
Формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картин
Рисунок 2 – Направления и этапы логопедической работы.
В соответствии с выделенными этапами и направлениями нами было определено содержание и методика развития связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях. Для каждого из этапов логопедической работы были подобраны упражнения, направленные на развитие синтаксической структуры предложения, формирование навыков пересказа и составления рассказа. При подборе упражнений использовались работы В.К. Воробьевой [12], В.П. Глухова [16], Р.И. Лалаевой [27] и др. Рекомендуемые упражнения представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы логопедической работы и соответствующие им упражнения.
Этапы логопедической работы | Рекомендуемые упражнения |
Формирование навыков составления предложений различной структуры по опорным картинкам, вопросам | «Где предмет?», «Чего не стало?», «Где прячется?», «Назови признаки», «Кто где живет?», «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Составь предложение» |
Формирование навыков пересказа | Подготовительные упражнения: беседа, чтение произведения, разбор текста, отгадывание загадок, уточнение значений слов, демонстраций картинок и действий. Упражнения: «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Закончи предложение», «Составь цепочку предложений по опорным словам», «Придумай окончание рассказа». |
Формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картин | Подготовительные упражнения: беседа, чтение литературных произведений, направляющие вопросы, составление плана рассказа, игры «Кто самый внимательный?», «Назови предметы», «Назови действия», Упражнения: «Закончи предложение», «Обыграй картинку», «Разложи картинки по порядку», «Составь рассказ по цепочке», «Составь рассказ». |
Рассмотрим подробнее направления логопедической работы.
Направление 1. – Развитие смыслового программирования текста.
Задачи:
– развивать умение анализировать предложенную ситуацию, выделять главные и второстепенные детали, события, персонажей;
– формировать умение располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
– развивать способность удерживать смысловую программу высказывания в памяти.
Работа в данном направлении начинается со сравнения двух похожих сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует часть элементов. Это способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов изображенной ситуации, формированию способности к сравнению.
При работе с сюжетными и предметными картинками детям предлагается подобрать соответствующие предметные изображения, найти лишние картинки, подобрать пары к картинкам. Данные приемы способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности.
В процессе работы с серией сюжетных картин используются такие задания, как восстановление последовательности картинок, определение места «потерявшейся» картинки, нахождение лишней картинки, определение ошибки в последовательности картинок. При усложнении заданий детям предлагаются вперемешку картинки двух серий, где нужно распределить их по смысловым группам.
Направление 2. – Овладение языковыми средствами оформления текста.
Задачи:
– развивать умение перекодировать смысловые элементы в грамматически правильную структуру предложения;
– формировать умение располагать предложения в логической последовательности;
– развивать умение связывать предложения в тексте.
Для реализации данного направления в логопедические занятия включаются задания на называние другими словами предмета высказывания (волк, зверь, он), окончание предложений с помощью связующих слов (а, поэтому, потом и др.), добавление слов, соединяющих предложения в тексте.
Развитие связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости осуществляется поэтапно, в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию картин, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры, рассказ по серии картин, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.
Работа над текстом проводится одновременно по двум направлениям логопедической работы. Используются задания на сравнение текстов – искаженного и правильного, правильного и с пропущенными смысловыми звеньями. Включаются упражнения на добавление предложений в незаконченный текст, вставку предложений в текст, придумывание предложений и небольших рассказов с опорой на предметные картинки и слова.
Логопедическая работа по развитию связной устной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости осуществляется поэтапно. Рассмотрим подробнее каждый этап.
Этап 1. – Формирование навыков составления предложений различной структуры по опорным картинкам, вопросам.
На данном этапе логопедическая работа включает в себя актуализацию и расширение словаря, развитие грамматического строя речи и синтаксической структуры предложения.
Реализация данного направления осуществляется на логопедических занятиях путем упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, по ситуационным и сюжетным картинкам, речевых упражнений. Составленные предложения по демонстрируемым действиям объединяются в короткий рассказ. С целью закрепления умения последовательно составлять предложения различной семантико-синтаксической структуры используются картинки двух видов: а) картинки, в изображении которых можно выделить субъект и выполняемое им действие; б) картинки с изображением персонажей и четко обозначенного места действия.
В процессе упражнений используются приемы вопросно-ответной речи, речевой образец, составление предложений по цепочке несколькими детьми. Включение игровых приемов в логопедические занятия способствуют активизации внимания, восприятия, формированию слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания.
После отработки навыков составления предложений по отдельной ситуационной картинке осуществляется переход к составлению фразы по нескольким предметным картинкам. С этой целью применяются такие приемы, как распространение предложений, восстановление деформированных предложений, составление предложений по «живым» картинкам, по опорным словам. Обращается внимание на закрепление практических навыков в составлении вопросов, ответов на вопросы в виде развернутой фразы. Проводится работа по усвоению ключевых вопросительных слов (Где? Куда? Откуда? Когда?
).
Также на подготовительном этапе используются лексические упражнения, включающие подбор определений, эпитетов, действий, синонимов и антонимов, родственных слов. Включаются такие грамматические упражнения, как дополнение предложений, составление словосочетаний и фраз с заданными словами, формулирование ответов на вопросы.
Таким образом, подготовительный этап направлен на формирование умения составлять предложения, отбирать адекватные средства для речевого высказывания, что является основой овладения монологическим высказыванием.
Этап 2. – Формирование навыков пересказа.
Формирование навыков пересказа способствует обогащению словарного запаса, развитию внимания, памяти, восприятия, совершенствованию структуры речи, усвоению норм построения предложений и целого текста. Воспитанию «чувства языка» способствует пересказ художественных литературных текстов.
На начальных этапах работы используются небольшие тексты, объем которых увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. При отборе текстов учитывается наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, что облегчает составление пересказа и способствует усвоению языковых средств.
Обучение пересказа на материале произведения осуществляется на протяжении двух занятий. На первом занятии проводятся подготовительные упражнения, осуществляется чтение произведения и разбор текста. Используются такие приемы, как завершение незаконченных предложений, беседа, вопросно-ответная форма речи, использование иллюстративного материала. На втором занятии осуществляется непосредственно пересказ текста, включаются упражнения на закрепление языкового материала. Применяются приемы, облегчающие пересказ, к которым относятся опорные вопросы, показ иллюстраций, план-схема рассказа.
В процессе обучения пересказу основное внимание обращается на усвоение нормативных основ построения фраз различной синтаксической структуры, развитие умения замечать ошибки в построении предложений, как в собственной речи, так и в речи собеседника. При проведении словарной работы формируются навыки понимания и употребления слов для выражения временной и пространственной последовательности событий, предлогов с пространственным значением, слов, указывающих на характер действия.