Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
54 человеческого существования, таких, как человеческая свобода и самоактуализация. Понятие феноменального Я в теории Роджерса подчеркивает важность воспринимаемой реальности, особенно того, как человек воспринимает и переживает самого себя в своих взаимодействиях с окружением. С точки зрения Мэя, мы начинаем жить по-настоящему лишь в случае, если утверждаем свою подлинную внутреннюю свободу и берем на себя ответственность за собственную жизнь. И Маслоу, и Роджерс утверждали, что все люди обладают внутренней потребностью в осуществлении своих возможностей, но самоактуализация – это, скорее, процесс, длящийся всю жизнь и связанный с приданием ей все большей осмысленности, нежели просто наличие некоторой готовой и достижимой цели.
Интерпретация результатов
Ключ к тесту самоактуализации
Этот тест оценивает четыре стороны самоактуализации: автономность, самопринятие (принятие собственных эмоций), доверие и ответственность в межличностных отношениях.
Чтобы получить общую оценку, ответы на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 11, 13 и 14 должны быть преобразованы (4=1, 3=2, 2=3, 1=4). Затем нужно прибавить получившееся число к сумме оценок по другим вопросам. Общая сумма может составить от 15 до 60. Обычно ее средняя величина у студентов колледжа составляет 45, 60.
У женщин оценка, обычно, оказывается немного выше, чем у мужчин. Кроме того, оценка по этому тесту положительно связана с оценками по другим тестам. Высокая оценка по тесту самоактуализации обычно показывает тенденцию жить, скорее настоящим, чем прошлым, испытывая вину или сожаление, или будущим, чрезмерно преувеличивая его цели и опасности. Люди с высокой оценкой также обычно более самостоятельны, экстравертированы и рациональны в своих мыслях и поведении.
Тест для самопроверки
1. Какая из перечисленных ниже черт более всего зависит от наследственности? а. интеллект в. импульсивность б. бережливость г. ппроницательность
2. Часть психики по Фрейду, которая действует, основываясь исключительно на принципе удовольствия: а. Эго в. Супер-эго б. Ид г. Идеальное эго
3. По Фрейду, эмоциональный сигнал тревоги, предупреждающий Эго об опасности, – это а. тревожность в. Ид б. Супер-эго г. подавление
4. В отличие от Фрейда Эриксон считал наиболее важным для человека а. детский опыт в. психопатологию б. психосексуальное развитие г. психосоциальное развитие
5. Процесс приобретения новых навыков поведения без всякого непосредственного подкрепления называется а. самоактуализацией в. условной реакцией б. научением, основанном на наблюдении г. оперантным научением
6. Какая из нижеследующих категорий включена в список познавательных (когнитивных) переменных Мичела а. Я-концепция в. фантазия б. человеческая свобода г. кодирование
7. С точки зрения социально-когнитивного подхода, оптимальное приспособление достигается благодаря совершенствованию а. управления внутренними конфликтами в. навыков и умений решения проблем б. стремления к самоактуализации г. самооценки
8. Карл Роджерс утверждал, что человеческое поведение определяется прежде всего а. воспринимаемой реальностью в. защитными механизмами Эго б. социальным подкреплением г. биологическими влечениями
9. С точки зрения Маслоу, самоактуализация а. редко происходит раньше достижения в. является процессом, длящимся всю жизнь среднего возраста б. бывает только у половины населения г. легко достижима
10. Гуманистическая психология рассматривает оптимальное приспособление индивида в связи с процессом
55 а. социального научения в. контролирования импульсов б. самоактуализации г. преодоления внутренних конфликтов
Упражнения
1. На какой стадии развития личности, по Эриксону, вы находитесь? Напишите примерно страницу о том, насколько хорошо вы справляетесь с задачами, соответствующими данной стадии, в соответствии с теорией Эриксона. Насколько важным, по вашему мнению, является ее решение для человека, находящегося на этой жизненной стадии? Если возможно, опишите, как ваше прошлое развитие влияет на ваш опыт на нынешней стации развития.
2. Значимые люди в вашей жизни. Опишите некоторых, из наиболее важных для вас людей, включая родителей, которые особенно повлияли на ваше прошлое развитие. Какие это люди? Какое влияние они оказали на ваше развитие? В какой степени черты вашей личности являются результатом научения? В какой степени, по-вашему, они определились под влиянием наследственности?
3. Самоактуализация (самоосуществление). Перечитайте десять советов Маслоу по поводу более полной актуализации личности. Затем попробуйте применить их к собственным сегодняшним особенностям личности и поведения.
4. Препятствия личностному росту. Каждый из четырех описанных в данной главе подходов предлагает свое понимание препятствий личностному росту. Биологический подход напоминает о важности наследственности, например, врожденного темперамента; психодинамический подход подчеркивает значение бессознательных конфликтов и фиксаций; теория социального обучения подчеркивает значение неправильных образцов, среды и плохо приспособленного поведения; а гуманистический подход выделяет значение ограничений Я-концепции и самоактуализации.
Напишите примерно по одному абзацу о том, как каждая из этих точек зрения помогает вам понять, какие препятствия мешают вашему личностному развитию.
5. Человеческая свобода. Выберите конкретную ситуацию, в которой вы ощутили свою человеческую свободу, столкнувшись с ограничивающими обстоятельствами. Затем напишите примерно страницу об этом опыте. В какой степени вы согласны или не согласны со взглядом, выраженным Мэем и
Роджерсом, а именно, что мы обладаем внутренней свободой выбора, существенно превышающей возможности, доступные нам в нашем внешнем окружении?
6. Какой из основных подходов в наибольшей степени отражает ваши собственные взгляды?
Выберите один из четырех подходов, в наибольшей степени совпадающий с вашими собственными представлениями о приспособлении и развитии. Затем объясните примерно на одной странице, почему вы предпочитаете именно данный подход. В какой степени вы готовы принять точку зрения, отличающуюся от вашей собственной? Согласны ли вы с тем, что ни один из подходов не отражает истину в целом?
Вопросы для самопознания
1. Можете ли вы обнаружить личностные характеристики, которые передаются у представителей вашего семейного древа?
2. Согласны ли вы с мыслью Фрейда о том, что личность подобна айсбергу, у которого только надводная часть – нечто, что может быть осознано?
3. Испытываете ли вы иногда амбивалентные чувства – одновременное стремление к двум противоположным вещам?
4. Согласны ли вы, что значительную часть непоследовательности в человеческом поведении можно объяснить ситуационными факторами?
5. Как вы понимаете подход, который психологи называют когнитивным?
6. Как бы вы могли объяснить различие между теорией социального научения Бандуры и гуманистическим подходом Роджерса?
7. Согласны ли вы с убежденностью Рождерса в том, что каждый из нас обладает большим потенциалом для самопонимания и развития?
8. Согласны ли вы с тем, что самоактуализация – это всегда скорее «процесс», чем достигнутое состояние?
9. Почему, по вашему мнению, людям не удается стать более самоактуализированными?
56
10. Согласны ли вы с тем, что ни один из психологических подходов не обладает монополией на истинность?
Для углубленного изучения
-
Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman. Основные идеи и применения теории самоэффективности в изложении ведущего специалиста в данной области.
-
Freud, S. (1965). New introductory lectures on psychoanalysis (J. Strachey, Trans. & Ed.). New York: W.
W. Norton. Ясное изложение основных представлений Фрейда о личности и психотерапии.
-
Нагагу, К., & Donahue, E. (1994). Who do you think you are? San Francisco: Harper. Книга, помогающая понять вашу личность и влияющие на нее факторы.
-
Hetherington T.F., & Weinberger. J.L. (1994). Сап personality change? Washington, DC: American
Psychological Association. Научное обсуждение проблемы стабильности личности на протяжении жизни или ее изменения в ходе жизненного опыта.
-
Rogers, С. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin. Роджерс описывает собственное личностное развитие и основные идеи, связанные с его центрированным на личности подходом к терапии и жизни.
Вебсайты и Интернет
http:www.hgmp.mrc.ac.uk/: Веб-сайт проекты «Геном человека», цель которого – описать все гены человеческих хромосом.
http://parenttime.com: Совершенно новый сайт для родителей, нуждающихся в консультации специалистов по воспитанию детей. Используются советы доктора Б. Спока.
http://uww.cs.washington.edu/homes/raj/dream.html: Сайт для тех, кто хочет понять свои сны или почитать о снах других людей.
http://plaza.interport.net/nypsan/freudairc.html: В этом сайте есть ответы на ваши возможные вопросы.
http://mnv.2h.com/Tests/personality.phtml: Здесь вы найдете тесты на самопознание, с которыми можно поработать в режиме диалога.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 54
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Описать иерархию потребностей по Маслоу.
2. Описать различные проявления сенсорного голода.
3. Перечислить факторы, влияющие на мотивацию достижения.
4. Раскрыть важность целеполагания для мотивации личности.
5. Указать четыре компонента эмоций.
6. Объяснить сущность когнитивной теории эмоций.
7. Перечислить четыре компонента Я-сообщения.
8. Описать способы управления непродуктивными эмоциями.
57 9. Обсудить некоторые факторы, связанные и не связанные с переживанием счастья.
Вэйзи был одним из тех студентов, которых трудно забыть. Приятный и стройный молодой человек, он сидел в аудитории в задних рядах, ближе к двери. Он держался дружественно, просто и стремился к знаниям. Когда он был на занятии, то всегда высказывался, но ходил на занятия нерегулярно. В день первого экзамена осенью он позвонил профессору Голд и сказал, что слишком болен, чтобы прийти на экзамен. Профессор согласилась подготовить для него специальный тест. Но то же самое произошло и в день второго экзамена и в день сдачи итоговой письменной работы. Перед третьим тестом профессор Голд сама спросила, сможет ли Вэйзи присутствовать на экзамене в назначенное время. Вэйзи сказал, что скорее всего да, но в назначенный день не появился. В конце концов, профессор вызвала Вэйзи в свой кабинет, чтобы выяснить, почему он пропускает занятия и итоговые испытания.
Понятие мотивации
У многих из нас Вэйзи может вызвать симпатию. Иногда мы работаем, засучив рукава, особенно, если выполняемое дело приближает нас к желанной цели, например, получению аттестата или диплома.
Однако в другое время мы можем быть слабо или вовсе не мотивированы к тому, чем, как предполагается, должны заниматься. Мы откладываем дела, ищем оправданий себе и теряем драгоценное время. Нет ничего удивительного, что родители, учителя и различного рода управленцы хотели бы научиться тому, как мотивировать людей.
По сути своей мотивация (motivation) (от глагола to move – двигать) заряжает энергией и
направляет, побуждает наши усилия на достижение некоторой осмысленной цели. На мотивацию влияют самые разные факторы, одни совершенно очевидные, другие – менее заметные. Мы начнем с обсуждения широко известной теории мотивации Абрахама Маслоу. Затем обратимся к некоторым базисным потребностям (needs), таким, например, как голод. В следующих разделах мы рассмотрим базисные мотивы (motives), формирующиеся главным образом под воздействием научения и среды, например, мотивация достижения. Закончим главу рассмотрением личностной мотивации.
Большинство психологов считают, что эмоции и мотивация тесно связаны. Когда мы счастливы, мы очень хотим и дальше оставаться счастливыми. Когда мы печальны, мы хотим перестать испытывать печаль как можно скорее. В последующих разделах главы мы обратим внимание на эмоции – что это такое, как они выражаются вербально (в речи) и невербально. Затем мы обратимся к особым эмоциям, которые связаны с трудностями приспособления, таким, как тревожность, гнев и ревность. Чтобы закончить на восходящей ноте, мы завершим главу сведениями о счастье.
Иерархия потребностей
Наше понимание мотивации можно улучшить, обратившись к модели роста потребностей Маслоу (A.
Maslow), или к понятию иерархии потребностей (hierarchy of needs). Маслоу (1970) высказал мысль, что потребности и мотивы образуют иерархию, в основании которой лежат потребности, наиболее важные для выживания. Более высокие потребности начинают переживаться только по мере того, как более базисные потребности оказываются относительно удовлетворенными. Маслоу описывает пять уровней потребностей, выстроенных следующим образом: (1) физиологические потребности включают потребность в пище, сне и сексуальном удовлетворении; (2) потребность в безопасности включает потребность в защите от телесных повреждений и безопасности, а также потребность в порядке и стабильности; (3) потребность в любви и принадлежности кому-либо включает потребность в принятии нас другими, в привязанности и в одобрении; (4) потребность в уважении связана с потребностью в самоуважении и чувством достижения; (5) потребность в самоактуализации включает различного рода потребности, например потребность в автономии, уникальности, ярком переживании жизни, красоте и справедливости. Иерархия потребностей по Маслоу представлена илл. 3.1. Обратите внимание на то, что вершина пирамиды гораздо уже основания, это означает, что удовлетворения высших потребностей достигает лишь небольшое количество индивидов.
Маслоу утверждал, что неудовлетворенность потребностей низшего уровня оказывает наиболее сильное влияние, захватывая наше внимание и силы. Но как только данный уровень потребностей удовлетворен, человека начинают мотивировать неудовлетворенные потребности ближайшего более высокого уровня. Таким образом, как только мы удовлетворяем потребность в пище и крове, нас начинают беспокоить такие вещи, как стабильная работа. В то же время Маслоу подчеркивал, что наши
58 потребности могут быть удовлетворены только относительно. Однажды он подсчитал, что человек в среднем удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, потребность в безопасности – на
70%, потребность в любви – на 50%, потребность в уважении – на 40% и только на 10% – потребность в личностном развитии.
Важным допущением модели Маслоу является то, что мы не можем удовлетвориться достижением стабильного, гармоничного состояния. Поскольку как только мы достигаем относительного удовлетворения, биологического или психологического, мы начинаем испытывать все большую неудовлетворенность потребностей в личностном росте. Эта теория помогает понять, почему успешные люди редко «почуют на лаврах». Они постоянно стремятся к достижению чего-то лучшего. Аналогично люди, счастливые на пенсии, редко сидят сложа руки; скорее, они развивают новые интересы и углубляют свои отношения с другими людьми. Получается, что мы чувствуем себя счастливее, когда развиваемся как личности и актуализируем собственное Я.
Илл. 3.1. Иерархия потребностей по Маслоу
Потребности выстроены иерархически в зависимости от того, насколько важно их значение для выживания. Потребности более высокого уровня выявляются только по мере того, как оказываются относительно удовлетворенными более базисные потребности.
И с т о ч н и к : Диаграмма «Иерархия потребностей» из книги Motivation and Personality, 3
rd ed.
By Abraham H. Maslow. ©1954, 1987 by Harper & Row, Publishers, Inc. © 1970 by Abraham H.
Maslow.
Индивидуальные различия
Хотя каждый из нас нуждаются в удовлетворении биологических потребностей в пище и сне, а также в достижении более высоких целей типа успехов в работе, относительная сила этих потребностей различается у разных людей. Соответственно необходимо представлять иерархию мотивов не только в их общем виде, по Маслоу, но и с точки зрения индивидуальной личностной иерархии. Какие мотивы будут находиться на вершине пирамиды у данного человека, будет зависеть от таких факторов, как врожденная предрасположенность, культурный уровень, личностные ценности, половые роли и прошлый опыт. Например, первенцы в семье обычно имеют более сильную мотивацию достижения, чем их братья и сестры, возможно в силу большего внимания, которое родители уделяли им в детстве. В противоположность этому, люди, лишенные любви и привязанности в детском возрасте, могут испытывать большую потребность в одобрении, чем в достижениях.
Кроме того, наши побуждения (мотивы) изменяются со временем в зависимости от мотивационных
мишеней (motive targets) вокруг нас – людей, на которых направлены наши мотивы. Например, на работе у вас может быть сильная мотивация к соперничеству с коллегами. В часы досуга вас может больше заботить принятие со стороны друзей. Дома вы можете ощущать потребность в близости и