Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 649
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
187
Начнем эту главу с рассмотрения сущности любви и того, какими способами люди достигают близких отношений. Мы также изучим пары, живущие в гражданском браке и процесс движения пары к браку. Обсудим главные стороны приспособленности в браке, включая разделение обязанностей, общение и конфликт, секс и изменения в браке со временем. Закончим обсуждением развода, а также рассмотрим проблемы неполных семей и повторных браков.
Сущность любви
Психологи обнаружили, что близкие отношения (intimate relationships) и дружба в значительной степени сходны. И друзья и любовники сначала ищут того, кто похож на них (Whitbeck & Hoyt, 1994). И тем и другим нравятся их партнеры несмотря на случайные разочарования. И друзья и любовники, в общем, принимают друг друга как есть, не пытаясь переделать партнера, иными словами, нам нужны такие друзья и любовники, которые могут поддержать нашу собственную концепцию «Я» (Swann, De
LaRonde, & Hixon, 1994). Они знают, что могут положиться друг на друга в трудное время. Они также доверяют друг другу, не боясь предательства. Наконец, и друзья и любовники понимают друг друга и готовы идти на уступки, если поведение другого человека случайно отклоняется от ожиданий или вызывает затруднения.
Романтические отношения являются как более глубокими, так и более переменчивыми, чем дружба
В то же время любовные взаимоотношения значительно отличаются от дружбы. В сущности, кажется, что любовь (love) усиливает как положительные, так и отрицательные стороны близких взаимоотношений, делая любовные отношения как более дающими, так и более разочаровывающими.
Любовным отношениям свойственны такие характеристики, как очарованность, сексуальная привлекательность и «собственнические» чувства; поэтому любовники стремятся вступить в сексуальные отношения только друг с другом (Simpson & Gangestad, 1992). В любовных отношениях наблюдается интенсивный интерес друг к другу, кроме того, любовники даже в большей степени, чем друзья, готовы отдать партнеру все самое дорогое. С другой стороны, вследствие большого чувства исключительности отношений и сильного эмоционального контакта, любящие люди больше, чем друзья, сталкиваются с равнодушием, конфликтами, страданиями и взаимной критикой. В крайних случаях это может привести к физическому насилию, что очень редко наблюдается между друзьями
(Sugarman & Hotaling, 1989). В общем, любовные отношения – более глубокие, но и более переменчивые по сравнению с дружбой.
Дающие сильное удовлетворение, но нестабильные любовные взаимоотношения часто рассматриваются как специальный вид любви, называемый романтической любовью (romantic love),
который может быть определен как сильная эмоциональная привязанность к человеку другого пола, а иногда и своего. Вера в существование романтической любви широко распространена, она лежала в основе создания нескольких теорий, касающихся природы любви. Одна такая теория была выдвинута психологом Элэйн Хэтфилд (Hatfield, 1988). Она выделила два типа любви: страстную и товарищескую.
Страстная любовь (passionate love), вероятно, в наибольшей степени соответствует нашему понятию романтической любви. Страстная любовь – это интенсивная эмоциональная реакция на возможного партнера, который может даже не отвечать взаимностью. Это то чувство любви с первого взгляда, которое испытывают некоторые люди. Это чувство сначала возникло и у Дэвида с Дианой. Дэвид впервые заметил Диану, когда они сидели в одном ряду аудитории во время лекции по биологии. Он
188
подумал: «Какая симпатичная девушка». Поэтому, когда он снова увидел ее в кафетерии, то подошел и представился, сказав, что он тоже был на лекции по биологии. Диана пригласила его присесть рядом с ней и ее друзьями. И на следующее занятие они уже пошли как знакомые. Через несколько дней Дэвид понял, что влюбился с первого взгляда в эту мягкую, симпатичную, молодую женщину, которую он пригласил на свидание. Вскоре и Диана влюбилась в Дэвида. Как всегда при страстной любви, они вначале были слепы к слабостям и недостаткам друг друга (Murray & Holmes, 1994).
Хэтфилд утверждает, что три условия должны быть удовлетворены, чтобы у человека возникло ощущение, что он безумно влюблен. Первое, у такого человека должна быть склонность к романтическим представлениям и соответствующим ролевым образцам, создающим готовность к любви. Второе, необходимо вступить в контакт с подходящим для любви человеком, выбор которого определяется культурой. Мы далее рассмотрим, как культура влияет на взгляды на любовь. Наконец,
Хэтфилд указывает, что для возникновения такой любви необходима высокая степень активации.
Например, страх, сексуальное возбуждение и даже нетрезвое состояние могут изменить наш уровень активации, и мы можем спутать это с переживанием влюбленности.
Другой тип любви, выделенный Хэтфилд, – товарищеская любовь (companionate love), которую она определяет, как привязанность к тому, с кем тесно переплетена жизнь. Это практический вид любви, включающий доверие, заботу, терпимость к недостаткам партнера. В эмоциональном плане товарищеская любовь – более умеренная, более спокойная. Для ее развития требуется больше времени, чем для развития страстной любви. Товарищеская любовь обычно наблюдается при долговременных отношениях и присуща многим счастливым бракам. Возможно, этот вид любви еще не возник в отношениях между Дэвидом и Дианой, поэтому со временем, они становились все более критичными друг к другу.
Илл 9.1. Три компонента любви
Robert J. Trotter, «The Three Faces of Love», Psychology Today (September, 1986), p. 47. © 1986
Sussex Publishers, Inc.
Трехкомпонентная теория любви (triangular theory of love) предполагает, что в любви есть три составляющие. Изучив разные виды взаимоотношений, Роберт Стернберг и Сьюзен Грэйджек (Sternberg
& Grajek, 1984) с целью понять, что отличает романтические отношения от других видов любви, разработали трехком-понентную теорию любви, предполагающую, что любовь строится из трех составляющих – интимности, страсти и приверженности (илл. 9.1). Интимность (intimacy) – это эмоциональная сторона любви, включающая близость, общение, объединение и поддержку.
Интимность постепенно возникает в начале отношений, затем быстро прогрессирует, пока ее уровень, не достигает предела, а после – уменьшается. Видимое отсутствие интимности, вероятно, означает, что отношения умирают. Иногда интимность может присутствовать, но рассматриваться как нечто само собой разумеющееся, и только нечто исключительное, например, семейный кризис или длительная разлука партнеров, заставляют их осознать, насколько они на самом деле близки.
Страсть (passion) – это мотивационная сторона любви, включающая физиологическую активацию и интенсивное желание соединиться с любимым человеком. В отличие от интимности сексуальное желание расцветает очень быстро. Но через некоторое время вы приспосабливаетесь или привыкаете, поэтому длительное пребывание с партнером уже больше не приносит прежнего возбуждения и удовлетворения. Хуже всего то, что когда вы порываете с партнером, то можете испытывать симптомы разрыва – депрессию, раздражительность, потерю желания.
189
Приверженность (commitment) – это познавательная сторона любви, включающая, быстрое осознание влюбленности, и долговременное стремление поддержать эту любовь. Приверженность обычно развивается более прямолинейно, чем интимность и страсть. В долговременных отношениях приверженность сначала развивается постепенно, а потом более быстрыми темпами. Далее, по мере развития отношений, приверженность устанавливается на определенном уровне. Если отношения начинают слабеть, уровень приверженности будет уменьшаться. Когда отношения распадаются, приверженность падает до нуля. В отличие от романтической любви у любви родителя к ребенку наблюдается высокий и стабильный уровень приверженности. Кроме трехкомпонентной теории существуют и другие представления о любви (илл. 9.2).
Илл. 9.2. Представления о любви
ЭРОС (EROS) – повышенная самооценка, большая открытость; связан с удовлетворенностью отношениями, важен для мужчин и женщин.
ЛУДУС (LUDUS) – меньшая открытость, большее стремление к поиску ощущений, меньшая удовлетворенность в отношениях; более свойствен мужчинам, чем женщинам.
СТОРГЕ (STORGE) – более свойствен женщинам, включает высокую степень одобрения.
ПРАГМА (PRAGMA) – много общего со СТОРГЕ; отличается меньшей степенью одобрения; свойствен прагматикам (настроенным практично).
МАНИЯ (MANIA) – этот стиль в основном свойствен женщинам; низкая самооценка, большая роль общения, большая переменчивость.
АГАПЕ (AGAPE) – в основном свойствен религиозным людям и/или тем, кто находится в долговременных отношениях; у большинства женщин этого стиля партнеры удовлетворены отношениями; этот стиль связан со стабильными или удовлетворяющими отношениями.
И с т о ч н и к : Hendrick, S. S., and Hendrick, С., (1992). Romantic love. Newbury Park, CA: Sage publications. ©
1992 by Sage Publications.
Как мы уже говорили, культура (culture) влияет на переживание чувства любви. Многие ученые обнаружили, что любовь – это универсальное явление (Hatfield & Rapson, 1993). Однако выбор подходящего партнера для брака определяется культурой. Мы уже обсуждали два главных типа культуры: индивидуалистские и колллективистские общества. В индивидуалистском обществе цели индивида считаются более важными, чем цели коллектива (или общества), а в коллективистском обществе цели общества или коллектива преобладают. Соединенные Штаты, определенно, – цитадель индивидуалистской культуры, в то время как в Индии, Японии и других азиатских странах пропагандируется коллективизм. Предполагается (Dion & Dion, 1993), что романтическая любовь, вероятно, более важна при заключении брака в индивидуалистских, а не в коллективистских обществах.
Аналогично психологическая близость более важна для удовлетворенности браком также в индивидуалистских обществах. Наконец, хотя близость в браке важна в индивидуалистском обществе, ее достижение может быть проблематичным вследствие высокого индивидуализма его членов.
Последние исследования подтверждают некоторые из этих предположений. Levine, Sato, Hashimoto, &
Verma (1995) изучали отношение к любви и браку у студентов 11 различных стран. Они обнаружили, что для студентов западных, или индивидуалистских, культур по сравнению с коллективистскими, или азиатскими, культурами любовь как основа брака имеет большее значение. Любовь также была рассмотрена как более важная причина для создания семьи, чем для развода. Студенты, которые подчеркивали важность любви для брака, жили в более развитых странах, чем те, которые придерживались другого мнения. Это означает, что студенты из США высоко оценивали важность любви, в то время как студенты из Индии, слаборазвитой страны, ставили любовь намного ниже при выборе партнера для брака. Япония, коллективистское общество с высокоразвитой экономикой, оказалось посередине между этими двумя группами стран. Интересно, что в тех странах, где важность любви для брака ценится невысоко, более низкий уровень разводов.
В Соединенных Штатах, как мы уже неоднократно отмечали, существует множество субкультур. В исследовании на испаноязычных и англоязычных американцах (Contreras, Hendrick & Hendrick, 1996) определялось отношение к любви как фактору брачных отношений в этих двух группах. Было обнаружено, что испаноязычные респонденты более прагматично относятся к любви и менее романтично к сексу. Исследователи также выяснили, что в обеих субкультурах есть согласованность
(статистическая корреляция) между страстной любовью и удовлетворенностью браком, т.е. чем сильнее
190
страсть, тем выше удовлетворенность браком. Из всех этих межкультурных исследований мы можем сделать тот же вывод, что и другие авторы. Он заключается в том, что в разных культурах люди верят в романтическую любовь и ценят ее; у представителей всех этих культур есть больше общего, чем различного во взглядах на любовь и психологическую близость (Hatfield & Rapson, 1993).
Любовь и близкие отношения
Диана иногда обвиняет Дэвида в том, что он «точно такой же, как его отец», которого она считает ленивым обитателем дивана, предпочитающим смотреть спорт по телевизору, вместо того, чтобы пойти с женой на вечеринку или помочь ей по дому. То, как люди вступают в близкие отношения или их взгляды на любовь, могут быть отражением того, как они росли. Особенности их привязанности к родителям, и, вероятно, влияют на стиль их привязанности (attachment style) к партнеру. Отношения между родителями и детьми часто формируют у ребенка модель отношений с разными людьми (Hazan
& Shaver, 1994).
В серии исследований, проведенных Синди Хэзан и Филлипом Шейвером (Hazzan & Shaver, 1994), было показано интересное сходство между любовными взаимоотношениями, взглядами на любовь и тем, каким был тип привязанности к родителям у людей в детстве. Исследователи опросили 620 взрослых и 108 студентов колледжей, задавая им вопросы о том, как они обычно вступают в близкие отношения, какими были наиболее яркие проявления их любви, каковы их взгляды на любовь, какие отношения были у них с родителями в детстве. На основе полученных ответов исследователи разделили всех респондентов на три группы.
Люди с прочной привязанностью (securely attached) полагают, что легко установить близкие отношения с другими, и они сообщают о счастливых и доверительных любовных отношениях. Их роман длится очень долго и редко заканчивается разводом. У многих из них есть ощущение, что романтическая любовь никогда не ослабевает. Люди в этой группе рассматривают своих родителей как особенно любящих, ответственных и теплых.
Люди, избегающие (avoidant) привязанности, чувствуют затруднения, когда с ними пытаются установить слишком близкие отношения. Поскольку они боятся близких отношений, им тяжело доверять другим людям и полагаться на них; кроме того, они склонны к ревности. Их взгляд на любовь циничен, они считают, что любовь с первого взгляда, изображаемая в книгах и кинофильмах, не существует в реальности. Наоборот, редко кому удается по-настоящему влюбиться, а если любовь возникает, едва ли она длится долго. Люди с таким стилем оценивают своих родителей в общем как черствых; видят своих матерей как не очень любящих, а отцов – как незаботливых. Хотя студенты часто оценивают своих родителей более положительно, чем старшие люди, исследователи предполагают, что слишком розовая картина их детства со временем сменится на более реалистичную и, следовательно, более негативную.
Третья группа, получившая название
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 54
тревожных/амбивалентных (anxious/ambivalent), состоит из людей, которые желали бы достигнуть того уровня близости, который им не дали родители в детстве.
Однако такие люди часто слишком нервничают из-за своих любимых, когда те их на время покидают.
Соответственно у людей этого типа наблюдается больше эмоциональных крайностей и ревности в их отношениях. Они говорят, что легко влюбиться, но трудно найти «настоящую» любовь. В общем, им свойственны более противоречивые взгляды на своих родителей, чем представителям двух других групп.
Являются ли эти результаты доказательством того, что мы в самом деле привязаны к нашим партнерам, так же как мы были привязаны к нашим родителям? Waters, Merrik, Albersheim & Treboux
(1995) провели лонгитюдное исследование (изучение определенных людей на протяжении сравнительно длительного времени) и обнаружили значительные доказательства в пользу неизменности стиля привязанности. Большинство участников их исследования придерживались в молодости того же стиля привязанности, что и в детстве. Эти данные предполагают, что ответ на поставленный выше вопрос, о сходстве наших отношений в браке с отношениями в родительской сремье, вероятно, положительный.
Другой вопрос состоит в том, что женимся ли мы на людях с тем же, что и у нас, стилем привязанности или с отличающимся? Исследования приводят к выводу, что люди с определенными стилями не привлекают друг друга. Киркпатрик и Дэвис (Kirkpatrick & Davis, 1994) показали, что люди, склонные избегать привязанности, не стремятся друг к другу. С другой стороны, люди с «прочной» привязанностью склонны устанавливать более удовлетворительные и близкие отношения (Shaver &
191
Hazan, 1993).
Важно указать, что хотя привязанность, сложившаяся в детстве, влияет на отношения во взрослом возрасте, эти явления не обязательно похожи. Например, родители могут изменить свое поведение по отношению к ребенку или ребенок может установить близкие стабильные отношения с другом или с другим членом семьи, как это сделал Дэвид по отношению к старшему брату. Дэвид был намного ближе к брату, чем к отцу. Поэтому брат служил ему примером для установления отношений. Кроме того, некоторые люди могут заняться разрешением проблем, вызванных отношениями в детстве, и научиться устанавливать лучшие отношения во взрослом возрасте, особенно, если они поймут, что без эмоциональной близости невозможно достичь счастья.
Некоторые ученые оспаривают предположение о том, что мужчины в меньшей степени нуждаются в эмоциональной близости, чем женщины. Эмоциональная близость почти в равной степени важна для счастья обоим полам. Однако мужчины и женщины могут различаться в том, как они переживают близость. Для женщин эмоциональная близость ведет к ощущению счастья в роли матери и жены. А для мужчин чувство близости связано не столько с их удовлетворенностью межличностными отношениями, сколько с чувством определенности по отношению к миру. Соответственно эмоциональная близость в семье дает мужчине чувство доверия и уверенности, которые проявляются во внешних достижениях.
Эти различия между мужчинами и женщинами могут помочь объяснить трения в браке. Например, женщины демонстрируют свои чувства с большей готовностью, чем мужчины, потому что такое эмоциональное раскрытие создает важное для них чувство близости с партнером. Однако мужчины могут достигать ощущения близости путем простого участия в совместной деятельности с партнером без необходимости обсуждать свои чувства (Goleman, 1987).
Сожительство
Часто пары, которые подобно Дэвиду и Диане, начинают жить вместе, испытывают, хотя бы и недолго, более сильную эмоциональную близость, чем просто встречающиеся пары того же возраста.
Хотя люди разных возрастов и с разным предшествующим семейным опытом могут вступать в
сожительство (cohabitation), большинство из них – не состоящие в браке люди 20–40 лет. Некоторые постепенно приходят к этому виду отношений, а другие осознанно живут вместе с самого начала отношений, как это сделали Дэвид и Диана. В табл. 9.1 представлены данные по парам, не состоящим в браке, с учетом брачного статуса партнеров.
Таблица 9.1
Пары, не состоящие в браке, с учетом статуса партнеров
(число пар в тысячах; 1991)
Статус женщины
Статус мужчины
Всего пар
Не была замужем Разведена Овдовела Замужем, муж отсутствует
Не был женат
Разведен
Овдовел
Женат, жена отсутствует
Всего
1682 1075 95 85 3039 1219 357 19 63 1658 337 593 25 67 1022 53 73 48 9
184 75 53 4
45 175
И с т о ч н и к : U.S. Bureau of Census, Statistical Abstract of the United States: 1992 (112th ed.) (Washington, DC:
U.S. Goverment Printing Office, 1992), p. 45.
Взяв национальную выборку, включающую 2536 не состоящих в браке людей в возрасте 35 лет и старше, Nock (1995) сравнил тех, кто никогда не был разведен и не сожительствовал вне брака с теми, кто прошел через это. Он обнаружил, что люди, которые прошли через развод или сожительство, существенно отличаются в своем отношении к браку. Существование этих различий, кажется, отражается на «брачном рынке». Например, 40% мужчин и 43% женщин, живущих вместе, раньше были женаты. Многим из этих людей от 25 до 44 лет, поэтому им уже не по возрасту ходить по дискотекам, с другой стороны, они не хотят снова вступать в официальный брак.
Поскольку совместное проживание часто рассматривается как первый шаг к браку, многие исследователи изучали его влияние на удовлетворенность браком и вероятность развода. Однако