Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 644
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
182
точно знать, чего хочет противоположная сторона. Если этот вопрос не будет задан, возможно выдвижение ошибочных предположений.
Нейтральное лицо часто позволяет сгладить конфликт. Посредники специально осваивают техники управления
конфликтом
Чарльз Осгуд (Osgood, 1962) предложил другую технику разрешения конфликта или снижения его уровня. Она известна как «постепенные и обоюдные инициативы по уменьшению напряженности»
(GRIT – Graduated and Reciprocated Initiatives in Tension-reduction). Согласно этой технике, каждая сторона понемногу в чем-то уступает противнику. В международном конфликте одна из сторон может отказаться от небольшого участка спорной территории. Поскольку теперь нормы взаимности действуют против их противников, те, возможно, согласятся вывести из зоны конфликта часть войск. Часто подобные уступки делаются публично, чтобы усилить давление на обе стороны в отношении соблюдения принципа взаимности. При использовании GRIT всегда существует опасность, что противоположная сторона не предпримет ответных действий и тем самым получит преимущество. В этом случае уступившая сторона будет вынуждена ответить в более наступательной манере.
Существуют и другие возможности управления конфликтом и его разрешения. В заключение мы рассмотрим возможность подключения к урегулированию конфликта третьей стороны. В качестве третьих сторон обычно выступают посредники или арбитры. Посредники (mediators) – это нейтральные третьи стороны, подключающиеся к конфликту и помогающие партнерам придти к соглашению, наладить обмен мнениями, содействовать творческим решениям и использованию других техник. Арбитры (arbitrators) похожи на посредников. Они занимают нейтральную позицию, пользуются сходными техниками, помогают конфликтующим сторонам, надеются на разрешение противоречий. Однако если согласие не будет достигнуто, они издают решение, обязательное для исполнения обеими сторонами (Duffy, Grosch, & Olczak, 1991). В каждом штате США существуют местные органы самоуправления (houses mediation or neighborhood justice), являющиеся альтернативой судам. Типичной проблемой для них являются имущественные споры; однако возможно рассмотрение и уголовных дел, например, изнасилований, когда обидчик и жертва встречаются лицом к лицу.
Посредники и арбитры по разрешению конфликтов работают в различных областях. Так, посредники весьма успешно участвуют в разрешении международных, природоохранных, деловых, семейных, соседских и других конфликтов (Duffy et al., 1991). Эмпирическое исследование также показывает, что посредничество – это гуманизирующий процесс. Люди, выполняющие функции посредников, благодаря свой деятельности, начинают функционировать на высшем уровне иерархии потребностей по Маслоу
(Maslow) (Duffy & Thompson, 1992).
Как вы можете заключить на основании этой главы, вы действуете не в изоляции. Большинство людей – общественные существа; по этой причине группы воздействуют на нас повседневно.
Понимание закономерностей формирования и функционирования групп, осознание причин объединения людей в группы, узнавание вредных групповых процессов при их первом появлении и знание способов исправления нежелательного группового поведения представляют собой ценные навыки.
Обзор главы
183
Виды групп
Существуют различные виды групп, к которым мы принадлежим. Наиболее важной является наша первичная группа. Небольшая по численности, сплоченная, основанная на личном контакте, – это семья или компания друзей. Вторичные группы больше по численности и связи в них менее тесны.
Неорганизованные большие группы могут достигать весьма значительных размеров. Мы также отличаем группы – «свою» (или ин-группу) и «чужие» (или аут-группы). Ин-группы образуют систему отсчета для наших чувств в отношении себя.
Как образуются группы
Группы развиваются так же, как и люди. Группы возникают (стадия формирования); затем они, как правило, быстро переходят к стадии разногласий, на которой становятся заметными противоречия между отдельными членами. Если разногласия удалось преодолеть, группа принимает нормы и роли, необходимые для ее деятельности, и далее переходит к работе, или продуктивной стадии. Иногда группы возвращаются на предыдущие этапы, и тогда процесс их развития осуществляется повторно.
Что объединяет группу
Для объединения людей в группы существуют различные причины. Одна из них – это возможность разделить чувства или побыть с себе подобными. Группы также предоставляют нам социальную поддержку или психологическую помощь. Кроме того, группы – по сравнению с отдельными людьми – часто обладают большей информацией или коллективной силой.
Групповые процессы
Независимо от типа во всех группах происходят сходные процессы. Обычно развиваются централизованные или нецентрализованные системы коммуникации (обмена информацией). Члены группы стараются оказывать давление друг на друга (конформизм, уступчивость, покорность).
Некоторые чувствуют, что, находясь в группе, они могут работать с меньшим усердием, так как их личные усилия вряд ли будут замечены. Это явление называется эффектом уклонения. При принятии решений группы часто склоняются к крайним вариантам. Принятие полярных решений – это еще один процесс, отличающий максималистски настроенную группу от отдельного человека, склоняющегося к умеренным решениям.
Психологи не имеют единого мнения относительно причин превращения человека в лидера.
Личностные черты, особенности ситуации (например, попадание в нужное место в нужный момент) или же комбинация этих двух факторов – вот что может способствовать выдвижению лидера.
Когда группы сбиваются с пути
Существуют нежелательные групповые процессы. Одним из них является групповое мышление, когда сплоченность или «цепляние друг за друга» предпочитаются открытому обсуждению принимаемых решений. Другой негативный групповой процесс – это конфликт. Хотя конфликт – это не всегда «плохо», он часто мешает нормальной работе группы. Существуют различные техники, позволяющие бороться с групповым мышлением и конфликтами. Так, в первом случае полезно пригласить «адвоката дьявола», способного критиковать решения группы. Применительно к конфликту возможность прийти к большему взаимопониманию предоставляют комплексные решения.
Тест для самопроверки
1. Какой вид группы представляет собой семья? а. первичная в. большая неорганизованная б. вторичная г. аут-группа
2. Группа, с которой мы себя отождествляем, известна, как
184
а. ин-группа в. нормативная группа б. аут-группа г. вторичная группа
3. Второй стадией развития группы является стадия а. формирования в. выработки норм б. разногласий г. деятельности
4. По каким причинам люди обычно объединяются в группы? а. стремление к переживанию в. социальное сравнение сопричастности б. коллективная сила г. все вышеперечисленное
5. Символом централизованной групповой коммуникации является а круг в. крестовина б. цепь г. звезда
6. Когда люди обращаются к нам с просьбой, обычно они предполагают, что мы а. подчинимся в. уступим б. поведем себя конформно г. проявим коллективистские тенденции
7. Тони понял, что на уроке одноклассников так много, что его участие в совместной работе не так уж необходимо. Это пример а. эффекта социального уклонения в. проявления норм взаимности б. действий авторитарной личности г. полярности групповых решений
8. Лидеры, ориентированные на людей, наиболее эффективны: а. во всех ситуациях в. в умеренно благоприятных ситуациях б. в сложных ситуациях г. в благоприятных ситуациях
9. Когда группа предпочитает сплоченность открытому обсуждению решений, можно говорить о а. групповом мышлении в. выработке норм б. конформизме г. диффузии ответственности
10. Большинство конфликтов характеризуется: а. переплетением мотивов в. самореализующимся пророчеством б. фундаментальной ошибкой атрибуции г. всем вышеперечисленным
Упражнения
1. Подумайте о первичных и вторичных группах, к которым вы принадлежите. Соответствуют ли характеристики групп, к которым вы принадлежите, тому, что написано в этой главе? Если нет, то почему?
2. Понаблюдайте за недавно образованным комитетом или какой-нибудь другой группой. Будут ли они проходить через стадии развития группы, описанные в данной главе?
3. Расспросите нескольких людей, почему они участвуют в тех или иных группах. Соответствуют ли их ответы причинам объединения, рассмотренным нами?
4. Перечислите случаи, в которых вы получили социальную поддержку за последние два месяца. Есть ли в этих случаях нечто общее? В чем состояла эта поддержка?
5. Пользовались ли вы в какой-либо группе, членом которой вы состоите, электронной коммуникацией?
Напишите несколько абзацев по поводу ее отличий от личного контакта в других группах.
6. Посмотрите, как группа приходит к согласию по какому-либо вопросу. Видите ли вы признаки группового мышления? Как группа может его избежать?
7. Подумайте, как выдвигался лидер в группах, к которым вы принадлежите. Можете ли вы, опираясь на свой опыт, добавить еще что-то к обсуждению проблемы лидерства по литературным данным?
Вопросы для самопознания
1. Почему вы являетесь членом каких-то групп? Почему какие-то группы вы покинули?
2. Кто входит в вашу ин-группу? Думаете ли вы, что со временем ваша ин-группа не изменится?
185
Почему?
3. Когда в группе возникают противоречия, вы их обостряете или стараетесь направить группу к формированию норм и продуктивной работе? По каким мотивам вы это делаете?
4. Насколько вы готовы оказать социальную поддержку и ожидаете получить ее от других?
5. Что вам больше нравится – непосредственное общение или электронная коммуникация (телефон, электронная почта и т.д.). Почему?
6. Вы конформны или неконформны? Связано ли это с вашими нынешними житейскими обстоятельствами? Смогли бы вы измениться, если бы захотели?
7. Вы честно выполняете свою часть общегрупповой работы?
8. Являетесь ли вы лидером какой-нибудь группы? Если вы лидируете в одной, но не в других группах, почему это происходит? Если вы не лидируете нигде, с чем это связано? Вам приятнее быть лидером или ведомым?
9. Подумайте о своей жизни; переживали ли вы когда-нибудь нечто похожее на участие в секте? Что стало с этой группой? Способны ли Вы пересмотреть какое-нибудь неудачное решение?
Для углубленного изучения
-
Castellan, NJ.J.R. (Ed.). (1993). Individual and group decision making: Current issues. Hillsdale, NJ:
Erlbaum. Книга о принятии решений и влиянии группы на этот процесс.
-
Cialdini, R. В. (1993). Influence: Science and practice (3rd ed.). New York: Harper Coffins. Легко читаемая книга о конформности и других процессах социального влияния, написанная применительно к ситуациям повседневной жизни.
-
Janus, I. L. (1982). Groupthink: Psychological studies of policy decisions and fiascoes. Boston: Houghton
Mifflin. Основное пособие по проблеме группового мышления как процесса, а также способах его преодоления.
-
Mindell, A. (1995). Sitting in the fire: Large group transformation using conflict and diversity. Portland,
OR: Lao Tse Press. Интересная книга о групповом конфликте и работе с ним.
Веб-сайты и Интернет
http://www.yakima.net/selcarim/: Упражнения для молодежных лидеров. Вебстраница посвящена упражнениям, включающим студентов в работу в малых группах с целью приобретения ими навыков общения, способствующих развитию лидерских качеств.
http://www.can.ibm.com/edu/course/S6332.html: Информация о двухдневной программе по развитию навыков групповой работы. Помогает группе определить цели и ценности, сохранить согласие в их достижении и использовать при этом все свои ресурсы.
http://www.altika.com/leadership/: Ежемесячный сетевой журнал, публикующий новые материалы и открытия по проблеме лидерства.
http://www.uwyo.edu/edu/AfS/comm/donaghy/measures.html:
Представлены краткие описания исследований и результатов по проблеме лидерства, а также описания лидерского поведения.
http://www.tc.comell.edu/artsocgateway: Страница дает разнообразную информацию по общественным наукам. Для желающих знакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к социальной психологии и другим общественным наукам.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 54
ГЛАВА 9. БРАК И БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ
186
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Изложить некоторые теории о природе любви.
2. Обсудить влияние совместного проживания на брак и развод.
3. Обсудить причины, которые делают брак долгим и счастливым.
4. Определить способы, с помощью которых семейные пары пытаются преодолеть конфликты в браке.
5. Описать те типичные изменения, которые происходят в браке со временем.
6. Описать, что происходит во время развода.
7. Обсудить проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи и супруги, состоящие в повторном браке.
Дэвиду и Диане обоим чуть меньше 25, они живут вместе два года. Познакомились они, когда учились на первом курсе колледжа, во время занятия по биологии. Дэвид и Диана сильно любят друг друга. Они обсуждают, продолжать ли просто жить вместе, или пора вступить в брак. Оба уехали из дома и вначале снимали комнаты вместе со своими школьными друзьями, которые учатся в том же колледже. Однако они вскоре обнаружили, что если будут жить вместе, то сэкономят на этом.
Пройдя через преодоление различий в интересах, Дэвид и Диана чувствуют себя счастливыми, проводя вместе все свободное время. Поскольку их учебные программы пересекаются, они также вместе учатся. Обоим хотелось бы близких, глубоких отношений, в которых они были бы и лучшими друзьями и возлюбленными. Но пытаясь достичь этого, они сталкиваются с трудностями. Диана жалуется, что Дэвид слишком погружен в свою временную работу. Она также ворчит, что в то время, когда они вместе, он хочет только смотреть спортивные телепередачи. Хотя Диане нравится баскетбол, она ненавидит футбол. Дэвид возражает, что он слишком устает, чтобы пойти в кино или еще куда-то после целого дня, занятого учебой и работой. «Даже когда мы вместе, – замечает Диана, –Дэвид не очень интересуется моими чувствами». Эта черта становится особенно неприятной, когда он в плохом настроении и не объясняет причин этого. С точки зрения Дэвида, Диана просто не понимает, что сейчас очень важная стадия в той карьере, которую он себе запланировал, и что Диана думает не столько о нем, сколько о том, чтобы выйти замуж. Также Дэвид считает, что временами у Дианы бывают очень сильные собственнические настроения. Достаточно вспомнить, как она ревновала по поводу его отношений с одной женщиной на работе, хотя там ничего не было, кроме простой дружбы. Дэвид считает, что разговоры о браке в данный момент «загоняют его чувства в ловушку». Диана думает, что эти слова Дэвида являются отражением недавнего, шумного развода его старшего брата. Вероятно, она переживает по поводу того, насколько Дэвид привержен их отношениям и что ожидает их в будущем.
Любовь, близость и брак
Подобно многим другим парам их возраста, Дэвид и Диана хотят, чтобы их отношения были максимально близкими и глубокими. В то же время они испытывают трудности в достижении таких отношений, частично вследствие того, что они оба выросли в семьях, в которых не доставало теплоты и близости. В результате Дэвид испытывает затруднения, когда люди пытаются установить с ним близкие отношения, а Диана нервничает, когда любимый покидает ее. Все это ведет к тревоге и неопределенности в отношениях. Некоторые пары, живя в любви и взаимопонимании, в конце концов, достигают удовлетворительных отношений несмотря на исходные различия в ценностях и временные трудности. Другие не так удачливы. Столкнувшись с разочарованием и потерей иллюзий, многие из них просто разводятся, а другие живут в отягощенном конфликтами, а чаще – в «пустом» браке.