Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 669
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
251
планирования. В идеале вы должны выбрать виды деятельности, которые соответствуют вашим интересам и стилю жизни, а не просто заниматься тем, на что есть время или чем занимаются друзья.
Кристин повезло: у нее есть друзья, которым также нравится играть в теннис. Они обычно играют в субботу утром. Кристин знала, однако, что бывают субботы, когда она чувствует себя слишком усталой, чтобы играть и предпочитает поспать подольше. В таких случаях она звонит своим друзьям в пятницу вечером и сообщает о своем решении.
Чтобы полностью отдаваться выбранному вами виду отдыха, обычно необходимы определенные навыки. Кроме того, нужно уметь распределять время и деньги. Например, те люди, которые входят в сплоченную группу игроков в теннис, играют регулярно и, вероятно, получают большее удовольствие от игры, чем те, кто играет случайно.
Наиболее предпочитаемый вид отдыха в США – отпуск. Примерно половина населения уходит в отпуск каждый год, обычно, на одну-две недели. Большинство людей не сожалеют о потраченном на отпуск времени. Если спросить, каковы причины отпуска, ответы могут выражать самые разные мотивы. Наиболее распространенный мотив – желание расслабиться. Среди других мотивов – стимуляция интеллектуальной деятельности, желание побыть вместе с семьей, стремление к приключениям, желание понять себя и бегство от действительности. После отдыха большинство людей рады возвратиться домой и вернуться к работе. Только немногие чувствуют тоску, столкнувшись с рутинными занятиями. Большинство людей ощущают, что работа важнее отдыха, и они не стремятся к жизни, состоящей из отдыха. Сейчас, когда все больше женщин работает вне дома, возможность отдохнуть стала даже более важной для семейной жизни. Кроме того, гибкий график работы позволяет людям иметь более продолжительные уикенды.
Важность отдыха особенно возрастает в среднем возрасте в результате происходящих при этом изменений. К этому времени люди оценивают заново свои потребности, ценности и то, что они хотят от жизни. Также в этом возрасте у людей обычно более стабильная работа, больше свободных денег, свободного времени у них тоже больше, чем у молодых. Многие из этих людей впервые могут следовать своим склонностям, не особенно заботясь о том, к чему приведут их действия. Теперь они могут развивать интересы и проявлять способности, которым не находилось применения на работе или в семейной жизни. Одним словом, отдых становится средством личностного роста.
Конструктивное использование времени, отводимого на отдых, также важно при подготовке к выходу на пенсию. Люди, которые научились правильно отдыхать и создали систему социальных и семейных отношений, с большей легкостью совершают переход от напряженной работы к удовлетворяющему их времяпрепровождению на пенсии.
Обзор главы
Выбор профессии
Мы начали эту главу с обсуждения процесса выбора профессии. При выборе профессии лучше начать с оценки самого себя, включая оценку интересов, способностей, личностных особенностей и рабочих ценностей. После этого вы готовы выяснить, среди каких профессий вам нужно искать подходящую. При этом следует помнить, что есть множество опросников по профориентации, которые могут помочь определить, какая профессия более всего подходит человеку с вашими особенностями.
Наиболее известная методика в профориентации – Опросник выраженных интересов. Необходимо, также знать и о ловушках, связанных с принятием решения о выборе профессии, например преждевременном выборе профессии или чрезмерном откладывании выбора. Лучше иметь гибкие цели в трудовой деятельности и обладать волей к их изменению исходя из накопленного опыта, особенно пока вы учитесь в колледже.
Профессии и перспективы
Перспективы профессии зависят от взаимодействия многих причин, таких, как распределение рабочей силы в обществе, темпы роста занятости в разных профессиях и выбор собственной профессии.
Главное изменение на рынке рабочей силы включает увеличение числа представителей национальных меньшинств и женщин. Поскольку занятость среди людей с высшим образованием будет возрастать со скоростью, превышающей среднюю, у выпускников колледжей и в будущем будет более высокий
252
уровень занятости и дохода. Напротив, людям с образованием ниже среднего будет трудно получить работу с хорошей оплатой и шансами для роста. Так как средний американец сейчас меняет работу чаще, чем в прошлом, рабочая сила стала более мобильной.
Человек и его работа
Удовлетворенность работой в значительной степени зависит как от того, насколько интересна и осмысленна сама работа, так и от условий труда. Наиболее существенный сдвиг, который наблюдается на рынке труда, состоит в увеличении доли и числа людей, относящихся к национальным меньшинствам. Организации, в которых мы работаем, действительно, становятся многонациональными.
Однако, поскольку существует разрыв между ограниченным образовательным уровнем многих из представителей меньшинств, таких, как недавние иммигранты, и растущим спросом на высоко образованных людей, для многих меньшинств будет трудно найти подходящую работу и еще труднее – достигнуть удовлетворенности работой и роста по службе. Сейчас более половины женщин работает вне дома. Среди главных вопросов, особенно волнующих женщин – разрыв в доходах между полами, сниженные возможности для продвижения, сексуальные домогательства, ролевой конфликт между работой и домом и забота о детях; последнее касается семьи в целом.
Отдых
Независимо от того, насколько вам нравится ваша работа, существенно иметь свободное время, чтобы заняться тем, что вас привлекает. Большинство американцев сейчас работают больше и имеют меньше времени для отдыха, чем в прошлом. Следовательно, отдых, время вне работы, которое может быть потрачено на осмысленную активность, становится все более важным в нашем обществе.
Ценность отдыха и то, как мы отдыхаем, колеблется в зависимости от пола и национальности. Любимая форма отдыха – отпуск, и половина населения берет отпуск каждый год. Правильное использование свободного времени становится более важным в среднем возрасте, когда мы заново оцениваем, что хотим от жизни.
Тест для самопроверки
1. При выборе профессии лучше начинать с а. того, чтобы пройти тест в. оценки себя б. поиска консультанта г. получения родительского совета
2. Опросники, например Руководство Холланда и Опросник выраженных интересов, помогают найти профессию а. которая подходит вам максимально в. которую вы должны выбрать б. в которой вы достигнете успеха г. которой вы будете счастливы
3. Что из нижеследующего обычно рассматривается как главное преимущество высшего образования? а. большие способности к общению в. развитие мышления б. большие возможности на работе г. знания
4. Люди в основном ищут работу, которая обеспечивает: а. интерес в. чувство завершенности б. контакты с другими людьми г. все вышеперечисленное
5. Доля какой из следующих групп населения будет наименьшей на рынке труда в 2005 г? а. белые в. латиноамериканцы б. азиаты г. афроамериканцы
6. В наибольшей степени неравенство между работающими мужчинами и женщинами проявляется в разрыве между их а. доходами в. образованием б. продуктивностью г. квалификацией
7. В какой области в будущем будет наблюдаться наибольший рост занятости?
253
а. в здравоохранении в. в обрабатывающей промышленности б. в горнодобывающей промышленности г. в сельском хозяйстве
8. Какое из утверждений правильно описывает, как американцы меняют работу а. американцы ищут работу, а затем удерживаются в. американцы склонны менять работу на ней долгое время б. работу меняют чаще в конце жизни, а не в начале г. в 50-е годы американцы меняли работу чаще, чем сейчас
9. По сравнению с 70-ми годами средний американец сейчас а. работает больше часов в неделю в. работает меньше часов в неделю б. имеет больше времени для отдыха г. имеет столько же времени отдыха
10. Наиболее обычная причина, чтобы пойти в отпуск, – а. желание понять себя в. желание побыть с семьей б. желание расслабиться г. бегство от действительности
Упражнения
1. Выявление ваших интересов. Составьте большой список видов занятий, которые вам нравятся, включая школьные предметы, кружки, работу с полным и неполным рабочим днем, хобби и виды спорта. Затем выберите десяток наиболее привлекательных и проранжируйте их, начиная с самого привлекательного занятия. Спросите себя, что делает эти виды деятельности привлекательными. Их собственнные особенности? Или те люди, вместе с которыми вы этим занимались? А может быть, деньги или уважение? Занятия, которые привлекают вас сами по себе, – лучший индикатор тех профессий, которые вам подойдут.
2. Поиск подходящей профессии. Сходите в центр профориентации вашего колледжа или района и заполните там опросник типа Руководства Холланда или пройдите тестирование с участием консультанта, например, по Опроснику выраженных интересов. Обсудите результаты с консультантом.
3. Будьте лучше информированным о выборе профессии. Много ли вы знаете о выбранной профессии?
Вам, может быть, полезно найти общую информацию о ней например в «Перспективах профессий».
Найдите там выбранную вами профессию или ту, которая вас интересует. Затем выпишите следующую информацию: описание профессии, типичное место работы, требования к образованию и навыкам, перспективы занятости. После выполнения этого упражнения, у вас будет более реалистичный взгляд на выбранную профессию и подготовку к ней.
4. Напишите о вашем опыте поиска работы. Если у вас была уже работа, как вы нашли ее? Вам о ней сказал друг? Вы искали ее по объявлениям? Чтобы найти работу, нужна была удача? Согласны ли вы, что при поисках работы нужно использовать как можно больше источников информации?
5. Опишите свой опыт работы как женщины или представителя национальных меньшинств. Если вы к ним не относитесь, проинтервьюируйте другого человека. Опишите ваш или их опыт работы, обращая особое внимание на условия труда, такие как: оплата, руководство и продвижение по службе. Если вы замужем и у вас есть дети, поддерживала ли вас семья? Если вы воспитываете ребенка в одиночку, какие проблемы это вызывает?
6. Поразмышляйте о своей работе и отдыхе. Что бы вам хотелось изменить в работе и отдыхе? Что оставить неизменным? Почему?
Вопросы для самопознания
1. Выбрали ли вы профессию?
2. Если нет, занимаетесь ли вы ее активным поиском или ждете, пока все случится само собой?
3. Верите ли вы, что усердная работа в конце концов окупится?
4. Какие три наиболее важные вещи вы ищете в работе?
5. Если бы вы выиграли миллион долларов в государственную лотерею, продолжили бы вы работать?
6. Каковы прогнозируемые перспективы для выбранной вами профессии?
7. Если бы вы поменяли профессию, что бы выбрали?
254
8. Были ли вы когда-нибудь безработным? Какие чувства это вызывало? Как вы их преодолевали?
9. Какой наиболее важный урок вы извлекли из работы с неполным днем?
10. Какой ваш любимый вид отдыха?
Для углубленного изучения
-
Krannich, R. L, & Krannich, С. R. (1995). The best jobs for the 1990s and into the 21st century. Manassas
Park, VA: Impact Publications. Хорошая книга о том, какие профессии будут наиболее востребованы в ближайшем будущем.
-
Reardon, К. К. (1995). They don't get it, do they?: Communication in the workplace–Closing the gap between women and men. Boston: Little, Brown. Книга о проблемах пола на рабочем месте.
-
Rosenberg, H. G. (1994). How to succeed without a career path: Jobs for people with no corporate ladder.
Manassas Park, VA: Impact Publications. Источник информации для людей, которые либо начинают работу, либо не имеют достаточного образования.
-
Schwartz, J. А. (1993). Successful rccareering:When changing jobs just isn't enough. Hawthorne, NJ.: Career
Press. Думаете поменять работу? Эта книга для вас
-
Tracy, D. М. (1994). Take this job and love it: A personal guide to career empowerment. New York:
McGraw-Hill. Как сделать любую работу наилучшим образом.
Веб-сайты и Интернет
http://www.aboutwork.com/: Сайт для всех, кто хочет работать, работает или уже вышел на пенсию.
Подойдет любому.
http://www.ajb.dni.us/: Сайт, который поможет вам найти работу в любом месте страны. Это бесплатная услуга, предоставляемая Министерством труда.
http://www.careers.org/: Еще один сайт, который поможет Вам найти работу или информацию о работе, включая информацию о работе в других странах.
http://www.collegegrad.com/: Сайт о работе, созданный специально для недавних выпускников колледжей.
leisurenet: Список рассылки, сконструированный для тех, кто изучает отдых, рекреации и то, как люди проводят свободное время. Чтобы стать подписчиком сайта, высылайте сообщение по адресу: listproc@gu.edu.au.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 54
ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Рассказать о важности переживаемого контроля.
2. Описать когнитивный стиль, связанный с понятием приобретенного оптимизма.
3. Указать пять стадий принятия решения.
4. Дать советы, необходимые для улучшения хода принятия решения.
5. Объяснить, чем групповые решения отличаются от индивидуальных.
255 6. Описать, как принципы терапии принятия решений могут быть применены к вашей жизни.
7. Рассказать о человеке, пережившем значительный личностный рост после того, как он принял определенное решение.
Стэну 46 лет, он женат, учится в колледже и стоит перед важным выбором: в прошлом году он потерял работу мастера на металлургическом заводе. Тогда, после нескольких месяцев безуспешного поиска работы и паники по поводу собственного будущего, он решил поступить в колледж, чтобы стать инженером. Недавно с его старой работы внезапно позвонили и предложили вернуться. «Заманчивое предложение, – говорит Стэн, – но я не уверен, что хочу вернуться». Стэн объясняет, что, если он вернется назад, у него будет больше возможностей, чтобы содержать свою жену и двоих детей, но тогда он будет всегда волноваться, когда наступит следующее сокращение. В то же время Стэну очень тяжело одновременно учиться в колледже по полной программе и где-то работать, чтобы содержать семью. С трудом удается платить за самое необходимое и, кроме того, он очень устал.
К тому же, нет никакой гарантии, что когда он закончит колледж, то найдет работу инженера.
Личностный контроль
Стэн, подобно многим из нас, хочет в большей степени определять события, происходящие в его жизни, т.е. стремится к большему личностному контролю (personal control). Он не желает уповать на милость большой компании и иметь работу, которая так зависима от подъемов и спадов экономики. С другой стороны, он осознает, что приобретение большего контроля над своей жизнью означает, что ему чаще придется сталкиваться с необходимостью делать жизненно важные выборы. Это не просто вопрос
– вернуться ли на старую работу или оставаться в колледже, как бы труден ни был этот выбор. Речь идет о более глубоких проблемах. Приобретение большего контроля над своей жизнью означает, что придется задумываться о таких вещах, как, например, что он хочет от жизни, есть ли у него воля, чтобы принять определенное решение, насколько упорно он готов работать, чтобы получить то, что он хочет.
Не удивительно, что сейчас в жизни Стэна наступил трудный период – время бессонных ночей и постоянных разговоров по душам с женой, которая поддерживает его в решении учиться в колледже.
Вам, может быть, будет интересно узнать, что в конце концов Стэн отказался от предложения со старой работы и продолжил образование.
Случай со Стэном напоминает нам о важности личностного контроля и об особой роли процессов принятия решений в нашей жизни. Мы начнем эту главу с изучения вопроса о личностном контроле и его роли в приспособлении человека к окружающему и росте его личности. Далее поговорим о процессе принятия решений, в том числе, как улучшить наши возможности по принятию решений, чтобы дать толчок личностному росту.
По многим причинам вопрос о личностном контроле стал сегодня важным. Прежде всего сейчас наша жизнь все в большей степени определяется огромными безличными бюрократическими системами, такими, как правительство и большие организации, корпорации, которые часто в более значительной степени влияют на экономику и, следовательно, на нашу жизнь, чем мы сами. Сейчас все больше осознается тот факт, что наша жизнь сильнее, чем хотелось бы, зависит от событий и процессов, находящихся вне нашего контроля, например, экономического спада, терроризма или продолжающегося загрязнения планеты. В то же время движения за гражданские права и организации, которые используют их опыт, учат нас, что люди могут достичь большего контроля над своей жизнью, активно участвуя в демократическом процессе, например, в демонстрациях, социальных мероприятиях и выборах. Надо помнить, что в демократическом обществе, которое культивирует независимость
(independence) и свободу выбора, каждый человек имеет достаточные возможности, чтобы самому определять свою судьбу, принимая такие личностно важные решения, как выбор профессии, места жительства, супруга, наряду с выбором ценностей и стиля жизни.
Идея личностного контроля, или самостоятельности, не нова. Она существует со времен античности, но, обычно, выражалась в других терминах, например «владение собой» стоиков или
«самодетерминация» в философии. Однако в эпоху, ориентированную на научное объяснение, возникли новые теории, подчеркивающие роль психологических и общественных обстоятельств в личностном контроле. Примером может служить теория приобретенной беспомощности М. Селигмэна (М.
Seligman), выдвинутая в последние годы. Убежденные, что все такие теории имеют много общего,
Кристофер Петерсон и Альберт Станкард (Peterson & Stunkard, 1988) развили общую теорию личностного контроля, которая включает следующие пункты.
-
Люди существенно различаются по той степени личностного контроля, который, как они считают,